Неопределенность прогнозируемых
результатов приводит к возникновению риска того, что цели, поставленные в
проекте, могут быть не достигнуты полностью или частично. При этом под термином
"риск" понимают некоторую возможную потерю, вызванную наступлением
случайных неблагоприятных событий.
В ряде случаев под рискованностью
инвестиционного проекта понимается возможность отклонения будущих денежных
потоков по проекту от ожидаемого потока. Чем больше отклонение, тем более
рискованным считается проект.
Главная задача качественного подхода
состоит в выявлении и идентификации возможных видов рисков рассматриваемого
инвестиционного проекта, а также в определении и описании источников и факторов,
влияющих на данный вид риска. Кроме того, качественный анализ предполагает
описание возможного ущерба, его стоимостной оценки и мер по снижению или
предотвращению риска (диверсификация, страхование рисков, создание резервов и
т. д.). Основная задача количественного подхода заключается в численном
измерении влияния факторов риска на поведение критериев эффективности
инвестиционного проекта.
Среди качественных методов оценки
инвестиционного риска наиболее часто используются следующие:
ü анализ уместности затрат;
ü метод аналогий;
ü метод экспертных оценок.
Наибольшее распространение при оценке
риска инвестиционных проектов (особенно производственных инвестиций) получили
такие количественные методы:
·
статистический
метод;
·
анализ
чувствительности (метод вариации параметров);
·
метод проверки
устойчивости (расчета критических точек);
·
метод сценариев
(метод формализованного описания неопределенностей);
·
метод дерева
решений.
·
имитационное
моделирование (метод статистических испытаний, метод Монте-Карло);
·
метод
корректировки ставки дисконтирования.
Не существует универсального метода,
позволяющего провести полный анализ и дать оценку риска инвестиционного
проекта. Каждый из рассмотренных выше методов обладает своими достоинствами и
недостатками.
Качественные методы позволяют
рассмотреть все возможные рисковые ситуации и описать все многообразие рисков
рассматриваемого инвестиционного проекта, но получаемые при этом результаты
оценки часто обладают не очень высокой объективностью и точностью.Использование
количественных методов дает возможность получить численную оценку рискованности
проекта, определить степень влияния факторов риска на его эффективность.
К числу недостатков этих методов
можно отнести необходимость наличия большого объема исходной информации за
длительный период времени (статистический метод); сложности при определении
законов распределения исследуемых параметров (факторов) и результирующих
показателей (статистический метод, метод Монте-Карло); изолированное
рассмотрение изменения одного фактора без учета влияния других (анализ
чувствительности, метод проверки устойчивости) и т. д.
2. Значение инвестиций для развития
экономики России
Инвестиционная политика, которой
придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений
в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так
называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает
ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего
государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов
бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются
не на те цели, на которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в
первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об
инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную
базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые
предполагают:
ü предоставление бюджетных средств
негосударственным структурам на возвратной основе;
ü отражение в Законе принципа отношений
собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные
инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные
вложения на развитие федеральной собственности;
ü равенство прав инвесторов (гарантии
прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).
Инвестиционной политики в нашем
государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже
сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной
политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и
последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной
политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике
России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но
государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут
автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде
всего, связано с двумя факторами:
ü С неготовностью получателей
инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь
из-за низкого качества управления;
ü С неготовностью инвесторов вкладывать
капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков
(незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за
плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить
сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,
ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
Поэтому правительство России
предполагает ввести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны
(из программы правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в
1997-2000 годах”): создать условия для рыночной оценки активов предприятий.
Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций,
это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении
использования собственных активов; внести изменения в амортизационную политику,
направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных
предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование
ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода
уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода
суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и
укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных
средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных
отчислений; последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём
развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних источников
накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное
финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в
соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной
основе; усиление государственного контроля за расходованием средств
федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения
иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного
государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Среди
первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в
инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое
стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового
кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и
магистральной инфраструктуры.
2.1 Особенности инвестиционного процесса
в России
Перспективы динамического развития
отечественной экономики во многом определяются состоянием и тенденциями
инвестиционного климата в ее регионах.
Региональные оценки состояния и
тенденций инвестиционного климата определяются нами соотношением показателей
инвестиционной активности и привлекательности регионов России. Обе эти оценки
комплексные. Так, инвестиционная активность региона оценивается не только
годовыми объемами капитальных вложений, но и их физическим наполнением — объемами
строительно-монтажных работ, спросом на инвестиционную продукцию (строительные,
монтажные и конструкционные материалы, производственное оборудование и
механизмы, строительную технику). Инвестиционная привлекательность региона
оценивается характеристиками его потенциального спроса на инвестиции
(состоянием и перспективами развития основных ресурсов воспроизводства
экономики, инфраструктуры производства, мощностей строительных организаций,
уровнем региональных инвестиционных рисков; состоянием экологической и
социальной обстановки и т.п.).
По оценкам тенденций инвестиционного
климата в регионах можно оценивать перспективы преодоления общего
инвестиционного кризиса в стране, выхода на этап ее динамического развития.
Нынешнее состояние инвестиционного
климата в регионах России отражает общее положение инвестиционного кризиса. При
этом на общем фоне выделяются зоны его условного “перегрева” и
“переохлаждения”. Они отличаются разбалансированностью характеристик
инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности.
В случае “инвестиционного
перегрева” — прилив инвестиций в регион существенно превышает
существующие возможности их производственного освоения. Это обусловлено тем,
что основная часть инвестиций обращается вне реального сектора экономики. К ним
относятся: Тюменская область, где прилив инвестиций в последние годы превышал
возможности их производственного освоения в 4,9 раза, Московская
область — в 3,5 раза, Челябинская область — в 2,9 раза,
Красноярский край — в 2,1 раза, г. Москва — в 2 раза; Свердловская
и Кемеровская области, республика Башкортостан (от 1,9 до 1,6 раза).
Такая ситуация в существенной мере
объясняется монопольным положением некоторых регионов в разных сферах
экономической деятельности. Так, “перегрев” инвестиций в Тюменской области
объясняется ее монопольным положением в добыче газа (91,5% от общей добычи),
Челябинской области — монопольными объемами производства проката
черных металлов (22,4%), Красноярского края — монопольным
производством алюминия (более 25%) и качественного дешевого угля (12,2%), в
республике Башкортостан — монопольным производством автомобильного
бензина (13%) и дизельного топлива (15,1%) и т.д. [[1]]
Таким образом, показатели отраслевой
монополизации товарного производства и источников инвестиций являются (по
существу) отражением монополизации производств в регионах, обладающих условиями
для ее проявления.
Особое положение занимает московский
регион, не обладающий природными ресурсами не только для монополизации
производства в масштабах России, но и ресурсозависимый по всем видам продукции
естественных монополий. При этом уровень инвестиционной активности этого
региона многократно выше производственной активности (не отличающейся по ее состоянию
от общей картины в остальных регионах). Показатели инвестиционного “перегрева”
в этом регионе в основном объясняются высоким оборотом “фиктивных” инвестиций,
из которых лишь малая часть оседает в реальном секторе экономики. Физическое
наполнение этого инвестиционного оборота свидетельствует о том, что реальная
инвестиционная активность г. Москвы в 2 раза ниже “видимой”, а Московской
области — в 3 раза ниже. “Фиктивная” часть инвестиционного оборота
образуется за счет концентрации в этом регионе (кроме бюджетных средств)
банковского капитала; институтов фондового рынка, внебюджетных фондов,
страховых и пенсионных фондов федерального уровня, пока не склонных к
инвестированию производства. Необходимо отметить, что концентрация инвестиций в
регионах с монополистическим производством приводит к постоянному росту в этих
регионах доли “фиктивных” инвестиций (по принципу: “деньги к деньгам”), (от 30
до 50%), что является источником возрастания рисков инвестиций в них, и тем
самым инициирует “перегрев” инвестиционного климата. В процессе развития общего
финансово-экономического кризиса в стране спад в деловой и инвестиционной
деятельности регионов оказался неравнозначным. В определенном смысле ситуация в
регионах явилась географической калькой экономического состояния отраслей и
производств; в независимости от их производственно-технологического потенциала
и емкости инвестиционного рынка.
Роль государства в качестве субъекта
активизации инвестиционного процесса видится в двух плоскостях. Во-первых,
незавершенность процесса формирования российского корпоративного сектора
предполагает активное участие государства в этом процессе, с акцентом на
формирование, оптимизацию и структурную эволюцию крупных компаний, а также
развитие их конкурентоспособности. Важнейшим звеном экономической и
инвестиционной стратегии государства уже стало признание крупного бизнеса
в качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной
конкурентоспособности. Государство в последние годы активно участвует в
процессе формирования государственных холдингов в авиакосмической,
судостроительной промышленности, на железнодорожном транспорте, в нефтяном
секторе.
В результате, по некоторым оценкам, в
2007 г. объем прямых и косвенных государственных инвестиций может превысить
объем частных инвестиций . В 2006 г. инвестиции за счет всех источников
финансирования составили 4580,5 млрд. руб., а в 2007 г., по прогнозу Минэкономразвития, они вырастут в реальном выражении на 12,4%, или до 5728 млрд.
руб. Доля прямых госинвестиций (в 2006 г. около 18%) увеличится в 2007 г. до 22%. «Большая тройка» в составе Газпрома, РАО ЕЭС и ОАО «Российские железные
дороги» в 2006 г. обеспечила 17% всех инвестиций. Учитывая интенсивный процесс
формирования государственных холдингов в судостроительной,
авиационной других отраслях, общий объем госинвестиций в 2007 г. может превысить 50% .
Таким образом, в современных условиях
развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на
долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим
комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации
инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное
значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная
оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их
привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых
инвестиций.
2.2 Итоги инвестиционных процессов в
настоящее время
Главная трудность экономических
преобразований в нынешних условиях заключается в ограниченных возможностях
внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в
полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления
экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного
превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов.
Это делает недоступными долгосрочные кредиты. Вложения в реальный сектор из-за
высокого риска непривлекательны для банковского капитала, отечественных и
иностранных инвесторов. Число созданных в стране предприятий с иностранными
инвестициями измерялось многими тысячами. Но абсолютное их большинство
располагало незначительными средствами - в среднем на одно предприятие
несколько тысяч долларов. Они были заняты в сфере нематериального производства:
посреднические операции, торговля, маркетинг.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|