По итогам 2009 года
продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет (Приложение 4). В
феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков
заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных
проектов [9].
Не смотря на благие
намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в
здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье»
провальным.
На поставленном
оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились,
да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.
Национальный проект в
сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной
медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например,
участковым терапевтам), денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам, вакцинация,
обследование новорожденных, проф. переподготовка [17,c.5-9].
Таким образом на
реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 – 78,98 млрд
руб; 2007 – 131,3 млрд руб; 2008 – 96,8 млрд руб; 2009 – 81,3 млрд руб; 2010 –
127 млрд руб.
«Родовые сертификаты»
В рамках национального
проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты».
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. Его цель — улучшить качество
обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём
выдачи талонов родовых сертификатов, по которым: женская консультация получает
- 3000 рублей; родильный дом получает - 6000 рублей. [17,c.9].
Таким образом на
реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 – 10,5 млрд руб;
2007 – 14,5 млрд руб; 2008 – 16,6 млрд руб; 2009 – 17 млрд руб; 2010 – 19,7
млрд руб.
2.2 Национальный
проект «Образование»
Основные направления
проекта: стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к
интернету, поддержка талантливой молодёжи, организация начального
профессионального образования для военнослужащих, организация сети национальных
университетов и бизнес-школ, дополнительные выплаты за классное руководство, поощрение
лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.), поставка
школьных автобусов в сельскую местность, укомплектование школ дотационных
регионов учебным оборудованием (Приложение 1).
Государственную поддержку
получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб.) и 10 тыс. лучших учителей
(по 100 тыс. руб.). 5350 молодых победителей различных олимпиад и всероссийских
имеждународных конкурсов, фестивалей получили премии для поддержки талантливой
молодёжи по 60 и 30 тыс. руб [9].
В школы было направлено
5113 комплектов учебного оборудования, к интернету подключено более 18 тыс.
школ. В сельскую местность поставлено 1769 школьных автобусов [9].
19 мая 2006 года
Министерство образования и науки РФ определило первые 17 лучших инновационных
программ высших учебных заведений. Общий объём финансирования: 10 млрд. рублей;
срок выполнения программ: 2006—2007 год [9].
28 февраля 2007 года были
определены дополнительные (вторая очередь) 40 лучших инновационных программ.
Общий объём финансирования: 20 млрд. рублей; срок выполнения программ:
2007—2008 год [9].
Государственная поддержка
победителям конкурса предоставлена в форме субсидий в пределах ассигнований,
предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. [1,c.22-24].
Немаловажное значение в
контексте конкурентоспособности системы образования имеет вопрос создания
бизнес—школ мирового уровня, причём с обязательным участием бизнес-сообщества.
Решения о создании таких школ приняты: одна за счёт средств федерального
бюджета и привлечённых средств на базе Санкт-Петербургского государственного
университета, а другая за счёт средств бизнес-сообщества в Москве.
Национальный проект в
сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и
Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на
каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в
Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение
лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по
дополнительному образованию военнослужащих.
На стимулирование
инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд руб., на поощрение
лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3
млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к
Интернету — 1,5 млрд руб.
Таким образом на
реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 –31 млрд руб;
2007 –29,4 млрд руб; 2008 –28,8 млрд руб; 2009 – 17,6 млрд руб; 2010 – 17,1
млрд руб.
2.3 Национальный
проект «Жильё»
В своём выступлении 5
сентября 2005 года Владимир Путин обозначил следующие задачи в отношении
жилищной политики: увеличение объёма жилищного строительства к 2007 году по
отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть; выделение средств из
бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков
под жилищное строительство; завершение формирования нормативной базы,
необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг; разработка механизма
субсидирования ипотечных кредитов и значительно увеличение уставного капитала
Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию с предоставлением ему серьёзных
государственных гарантий; обеспечение полноценного функционирования
накопительной ипотечной системы для решения жилищных проблем военнослужащих; значительное
увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь
решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе; исполнение
государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и
вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан
(Приложение 3).
В 2006 — 2007
приоритетными являлись четыре направления: увеличение объёмов ипотечного
жилищного кредитования; повышение доступности жилья; увеличение объёмов
строительства жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильём установленных категорий
граждан.
Конкретными планами по
реализации данных направлений стали:
-улучшение жилищных
условий 69,5 тыс. молодым семьям;
-увеличение объёмов
ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объём выданных
ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007 году - 151 млрд. рублей), а
также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых в
рублях, а в 2007 году - до 11%;
-увеличение общего
годового объёма ввода жилья в 2006 году на 4,3 млн кв.м. за счёт мероприятий
проекта и на 7,8 млн кв. м. за счёт мероприятий проекта в 2007 году; а также
увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение
износа коммунальной инфраструктуры до 55%.
-улучшение жилищных
условий 76,2 тыс. семьями, включая ветеранов и инвалидов [9].
Объём ипотечного
кредитования значительно превзошёл ожидания правительства — в 2006 г. он
составил около 263,5 млрд рублей, а в 2007 г. вырос более чем в два раза, до
556,4 млрд рублей. Однако средневзвешенная ставка по рублёвым кредитам в 2007
году также была выше ожидаемой — 12,8% при средневзвешенном сроке кредитования
– 16 лет (в валюте - 11% и чуть более 15 лет соответственно) [9].
Годовой объём ввода жилья:
2005 — 43,6 млн м²; 2006 — 50,2 млн м² (рост на 6,6 млн м2 при плане
в 4,3 млн м²); 2007 — 60,9 млн м² (рост на 10,7 млн м2 при плане в
7,8 млн м²).
В 2008 году приоритетными
являлись три направления: улучшение жилищных условий молодых семей; увеличение
объёмов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объёмов жилищного
строительства.
Конкретными планами по
реализации данных направлений стали:
-предоставление субсидий
50 тыс. молодых семей на приобретение жилья, оплату первоначального взноса при
получении или на погашение ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство
индивидуального жилья;
-увеличение объёма
ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 600 млрд руб. в 2008 г.,
увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее
стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных
средств до 25%;
-увеличение годового
объёма ввода жилья в 2008 г. до 72,5 млн м² [16,c.36].
Объем ипотечного
кредитования вырос до 630 млрд руб., превысив плановый показатель на 5%.
Годовой объём ввода жилья:
2008 — 63,8 млн м² (рост на 2,9 млн м² при плане в 11,6 млн м²)
[9].
К последнему в 2008 году
заседанию Совета по национальным проектам были подготовлены программа
реализации проекта на 2009 - 2012 год. Основными направлениями проекта
продекларированы: развитие массового жилищного строительства; государственная
поддержка спроса на рынке жилья; повышение качества жилищного фонда, жилищных и
коммунальных услуг.
Установленный план ввода
жилья на 2009 год - 52 млн м², выход на показатели 2008 года ожидается
лишь в 2012 году [9].
В середине 2009 года на
заседании Совета по национальным проектам направления реализации были уточнены.
В частности, были изменены название направлений:
-«стимулирование развития
жилищного строительства» вместо «развитие массового жилищного строительства»;
-«поддержка
платежеспособного спроса на жилье, в т.ч. с помощью ипотечного жилищного
кредитования» вместо «государственная поддержка спроса на рынке жилья»;
-«повышение качества
жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры» вместо «повышение качества жилищного
фонда, жилищных и коммунальных услуг»;
А также из направления
«государственная поддержка спроса на рынке жилья» было выделено отдельным
пунктом следующее:
-выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Общая сумма планируемых
расходов по проекту значительно выросла. Вместе с тем задача увеличения
уставного капитала АИЖК на 200 млрд рублей на 2009 год уже не ставилась.
Наиболее затратные мероприятия планировались по повышению доступности ипотечных
жилищных кредитов, в том числе за счет средств ОАО «АИЖК» и материнского
(семейного) капитала (108,9 млрд руб.) в рамках поддержки платежеспособного
спроса на жилье, по проведению капитального ремонта и модернизации
многоквартирных домов (70 млрд рублей) в рамках повышения качества жилищного
фонда и коммунальной инфраструктуры, по обеспечению жильем ветеранов Великой
Отечественной войны (55,8 млрд рублей), совершенствованию механизмов
использования государственных жилищных сертификатов (48,2 млрд рублей) и
приобретению на первичном рынке жилья для военнослужащих (48 млрд рублей) в
рамках выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан, по расселению аварийного и ветхого жилищного фонда (41,5
млрд рублей) в рамках стимулирования развития жилищного строительства [16,c.35-37].
Таким образом на
реализацию проекта из федерального бюджета было выделено: 2006 –84,7 млрд руб;
2007 –134,3 млрд руб; 2008 –140,8 млрд руб; 2009 – 239,9 млрд руб; 2010 – 151
млрд руб.
2.4 Национальный
проект «Развитие АПК»
Национальный проект в
сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства,
преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание
современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на
стимулирование развития малых форм агробизнеса.
В 2006 году принят
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который на определил
основные направления государственной аграрной политики. В 2007 году принята
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Она
стала первой федеральной программой, направленной на комплексное развитие АПК
России [15,c.19-30].
Государственная программа
предусматривает значительный объем финансирования запланированных мероприятий
из федерального бюджета – 551,3 млрд. рублей (в том числе в 2010 г. – 120 млрд.
руб., 2011 г. – 125 млрд. руб., 2012 г. – 130 млрд. руб.). В результате её
реализации уровень ввода и приобретения жилья на селе вырастет в 3,7 раза (по
отношению к 2006 году), на 66% повысится обеспеченность сельского населения
питьевой водой; уровень газификации домов природным газом достигнет 60%. По
такому показателю как объем производства продукции предусмотрен рост на 24,1%
(по отношению к 2006 году).
Указом Президента РФ от
30.01.2010 № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской
Федерации. Она определяет основные направления реализации государственной
экономической политики в области продовольственной безопасности, обеспечения
населения страны продуктами питания, развития отечественного агропромышленного
и рыбохозяйственного комплексов, оперативного реагирование на внутренние и
внешние угрозы стабильности продовольственного рынка[12,c.47-51].
Таким образом на реализацию
национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд
рублей (с учётом правительственных гарантий — 161 млрд). В частности, на
здравоохранение направлено 62,6 млрд, на образование — 30,8 млрд, на программу
доступного жилья — 21,9 млрд и на развитие агропромышленного комплекса — более
19 млрд [10].
Всего с учётом
внебюджетных фондов (социального и медицинского страхования) из федеральных
источников на реализацию национальных проектов в 2006 году выделено 186,8 млрд
руб.
В проекте федерального
бюджета 2007 году на национальные проекты заложено 206,3 млрд рублей.
Наибольший объем средств направят на поддержку здравоохранения и образования[10].
Кроме того, средства
выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов
на уровне регионов [10].
Всего на 2010 год расходы
на реализацию национальных проектов составили – 9,89 триллиона рублей.
Национальные проекты
представляют собой новый инструмент осуществления социальной и инвестиционной
политики. Отсутствие предыдущего опыта реализации и политическая значимость
национальных проектов определяют потребность совершенствовать сложившиеся во
властных структурах подходы к принятию решений и корректировать механизмы
выполнения этих решений.
Публичность национальных
проектов предлагает более активное участие общественности в их подготовке,
реализации и мониторинге. Безусловная важность национальных проектов для
дальнейшего социально-экономического развития страны объясняет стремление
совершенствовать их не только за счет внутренних возможностей, но и с
привлечением международного опыта.
Глава 3. Региональные
проекты Омской Области
3.1 Реализация
национальных проектов на территории Омской области
«Здоровье»
Проводятся мероприятия
по: дополнительной диспансеризации работающи х граждан Омской области в 2010
году – 68552 человека; медицинским осмотры граждан, занятых на работах с
вредными условиями труда; обследовано на ВИЧ-инфекцию 115553 человека (выявлено
225 случаев) высокоактивной антиретровирусной терапии; обследовано на гепатит
«В» 41882 человека (выявлен 31 случай), на гепатит «С» − 40303 человека
(выявлено 33 случая); продолжается иммунизация населения против полиомиелита и
кори; выплаты по родовым сертификатам; на муковисцидоз, галактоземию и
адреногенитальный синдром обследованы все новорожденные: 6237 детей. Больных
указанными заболеваниями выявлено не было[8].
Таким образом денежные
выплаты из консолидированного бюджета Омской области специалистам первичной
сети составили 747,800 тыс. руб., из федерального бюджета − 74011,360
тыс. руб. Из них врачам выплачено 747,800 тыс. руб. из консолидированного
бюджета Омской области и 48053,330 тыс. руб. из федерального бюджета; среднему
персоналу – 25958,030 тыс. руб. из федерального бюджета [8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|