Таким образом, налог,
являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве
регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета
состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы
местных бюджетов, так и из регулирующих доходов.
Определение налога, в
качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета.
Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с
юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника
выплаты.В зависимости от характера использования налоги могут быть общего
значения и целевыми.
Налоги общего значения
зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей
территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным
мероприятиям.
Целевые налоги обычно
зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной
строкой.
Характеризуя целевые
налоги и отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что
во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей
готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью
придания большей независимости конкретному государственному органу, в-третьих,
целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат
вызвана получением доходов.
Налоговая система
Казахстана формально не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть
такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог
и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной
торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами
и элементами (сбор, например, за реализацию – самый обычный налог с продаж).
Кстати, стремления
замаскировать налоги под всякого рода "отчисления", "сборы",
"плату" и т.п. – это типичное явление для всякой финансовой системы,
построенной по ведомственному признаку.
2.2 Организация
налогового контроля
С переходом на рыночные
отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего,
частной, появляются новые объекты и субъекты финансового контроля. В связи с
этим появляется необходимость в выделении налогового контроля в самостоятельный
вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О
налогах и других обязательных платежах в бюджет" 1995 г., где указано, что
проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и
правильности уплаты в государственный бюджет осуществляется исключительно
органами налоговой службы.
Налоговый контроль
характеризуется следующими признаками.
Во-первых, налоговый
контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он
осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим
контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен этим
государством определенными односторонне-властными полномочиями, дающими
возможность реализовать указанную функцию.
Во-вторых, налоговый
контроль выступает видом финансового контроля. В процессе осуществления
налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой
деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных
фондов, входящих в состав финансовой системы государства.
В-третьих, налоговый
контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это
выражается в первую очередь в том, что налоговый контроль осуществляют только
те органы, которые специально уполномочены на это.
Специализированность
налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это
выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его
рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права
налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы не относящиеся
к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также
в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности,
организационно-правовой формы и вида деятельности.
Налоговый контроль начинается
с построения и поддержания функционирующей налоговой системы, которая является
непременной предпосылкой контроля.
Система налогового
контроля – это совокупность субъектов, объектов, видов, типов, принципов
контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления
результатов исполнения, изменения состояния объекта контроля, анализа и оценки
данных, полученных путем изменения, выработки корректирующих воздействий.
Основным звеном
налогового контроля являются территориальные налоговые органы, в числе функций которых
выделяется одна из наиболее трудоемких функций контроля. Пи этом вполне
допустимо признание территориальных комитетов, как органов выполняющих функцию
первичного контроля, способствующих установлению и предупреждению возможных
налоговых нарушений.
Налоговый контроль
следует рассматривать в организационном и методическом аспектах.
Организационный представляет собой состав субъектов и объектов контроля и
определение форм контроля.
В настоящее время в
работе налоговых органов приоритетное место занимает проведение документальных
проверок (последующий контроль), так как именно эти проверки наиболее
эффективны в части выявления допущенных нарушений и в части до начисленных сумм
налоговых платежей.
Важной по значимости
является камеральная проверка (предварительный контроль), она служит основой
для проведения документальной проверки.
По мере создания
компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий
контроль, связанный с работой по разъяснению налогового Законодательства,
сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на
основании которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков.
К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые
проверки мобильных групп и.т.д.
Следует отметить, что в
практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий
контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения
качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.
Налоговый контроль
- это всегда проверка или наблюдение с целью проверки .
Осуществление налогового
контроля имеет три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реогирование
на собранную информацию .
В процссе сбора информации
субект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом
объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе
оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно
оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения
определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение
налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он
должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной
.
Налоговые проверки
осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными
графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы .
Налоговая проверка
включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б)
проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля
за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства
.
Налоговые проверки
проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при
предыдущей проверке, а также, как правило, вслучаях ликвидации или банкротства организаций.
Проведению документальной
проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших
сигналов о нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей
работу и финансовое состояние плательщика .
До выхода на проверку
работник налогового органа должен :
а) ознакомиться с
материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями
по акту проверок и их исполнением ;
б) выяснить, выполнил
ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков,
выявленных предыдущей проверкой ;
в) на основании лицевого
счёта налогоплатильщика, имеющегося в налоговом оргоне, выбрать данные о поступлении
в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового
учёта налогоплатильщика о перечисленных в бюджетсуммах налоговых платежей;
г) направить запросы
в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов через томожню .
Результаты документальной
проверки должны оформлятся в следующем порядке:
а) при отсутствии
нарушений проверяющим состовляется справка в двух экзэмплярах с указанием наименования
организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплатильщика, банковского
счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о дакументах,
подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено.
В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также
внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается
проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;
б) при установлении
нарушений налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты
проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить
описание допущенных нарушений.
Акт документальной
проверки составляется в двух экзэмплярах со всеми приложениями, а в отдельных
случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первыйэкземпляр вручается
руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего.
Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и
своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет"
утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие
требования:
- последовательно, объективно,
четко и подробно описывать выявленные факты нарушений со ссылкой на
соответствующие законодательные и иные правовые нормативныеакты;
- текст акта проверки не должен
загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными
фактами, перечислениями однородных нарушений, которые должны найти отражение в
приложениях к акту;
- в акте необходимо указывать
только конкретные, обоснованные и документально подтвержденные данные о
выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного
либо иного нормативного правового акта, его статья или пункт, содержание
фамилии и иницналв должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога
)
Не допускается
включение в акт различного рода выводов, предложений и данных не подтвержденных
соответствующими документами.
В конце акта
проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой
организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового
законодательства с указанием срока исполнения.
Акт
документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки
регистрируется в специальном журнале регистрации актов, который должен быть
пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией
акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной
проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.
Уведомление
выписывается в двух экземплярах по установленной форме, подписывается
начальником налогового органа или установленным должностным лицом с указанием
их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой пепечатью и
неправлена или вручена налолгоплательщику.
Уведомление о
начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:
1)
Фмилию,
имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;
2)
Регистрационный
номер налогоплательщика;
3)
Дату
уведомления;
4)
Объект, к
которому относится уведомление и ставку налога;
5)
Сумму
начисленного налога и штрафных санкций;
6)
Требование
уплатить налог и срок уплаты;
7)
Место и
способ уплаты налога;
8)
Порядок
обжалованя;
После регистрации
акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а
в необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые
по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.
В случае
установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к
налогоплательщикам применяются финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные лица
налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной
ответственности.
Все материалы проверок
(акт документальной проверки, уведомление и другие) передаются в отдел учета
для проведения записи в лицевом счете организации о размерах доначисленной
суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.
Если в процессе документальной
проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы
проверки передаются проверяющими в подразделение Департамента финансовой
полиции для принятия соответствующего решения.
При этом в Департамент
финансовой полиции должны быть переданы следующие документы:
а) акт проверки,
подписанный проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика с
приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения, или которые
свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;
б) объяснения должностных
лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства,
подпадающие под признаки преступления;
в) заключение по
разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим
и должностным лицом налогоплательщика;
г) документы,
представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в свое оправдание.
Завершающим этапом
налоговой проверки является осуществление систематического контроля за
поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением
выявленных нарушений налогового законодательства.
Следует отметить, что в
целях ограждения налогоплательщиков от бесконечных налоговых проверок,
осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах
предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут осуществляться, о чем уже
было сказано, исключительно органами налоговой службы; во-вторых, проверки по
одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а
комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки
производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении
конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных
уголовно-процессуальным законодательством.
3. Пути совершенствования
налоговой системы РК
Страницы: 1, 2, 3, 4
|