рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоги как средство государственного регулирования экономики

Доходы консолидированного бюджета были ниже, чем в 2002 году, за счет внутренних налогов, поступления которых снизились на 0,9% ВВП, тогда как таможенные поступления выросли по сравнению с 2002 годом на 0,4% ВВП, а неналоговые доходы - на 0,2% ВВП. Поступления в бюджетные фонды снизились на 0,6% ВВП.



Общий объем налоговой задолженности в консолидированный бюджет составил на 1 января 2004 года 520,4 млрд. руб., из которых 220,8 млрд. руб. приходится на недоимку, и 76,0 млрд. руб. – на отсроченные платежи. За 2003 год задолженность снизилась на 1,4 млрд. руб., тогда как в 2002 году она, напротив, накапливалась (46,9 млрд. руб.). В структуре задолженности выросла доля платежей, приостановленных к взысканию.


Снижение непроцентных расходов по сравнению с 2002 годом частично обусловлено включением в расходы федерального бюджета 2002 года покупки акций ВТБ в октябре, т.е. техническим фактором. Эти расходы составили 0,4% от годового ВВП, так что фактически непроцентные расходы в 2003 году снизились на 0,6% ВВП.

В декабое бюджетополучатели стремились потратить неиспользованные остатки на своих счетах, так что расходы консолидированного бюджета (без учета базовой пенсии) в декабре 2003 года достигли максимума – 44,2% ВВП, а непроцентные расходы были равны 42,7% ВВП, в то время как в среднем за год непроцентные расходы составляли 25,1% ВВП.

По итогам 2003 года профицит консолидированного бюджета составил 1,4% ВВП по сравнению с 1,0% в 2002 году. При этом первичный профицит также повысился с 3,1% до 3,2% ВВП.

Исполнение федерального бюджета

По итогам 2003 года доходы федерального бюджета составили 16,7%, что на 0,5% ниже доходов 2002 года. При этом внутренние налоги снизились на 0,7%, неналоговые доходы – на 0,1% ВВП, а таможенные доходы выросли на 0,4% ВВП. Поступления внутренних налогов упали за счет снижения налога на прибыль и НДС. Поступления налога на прибыль уменьшились вследствие снижения федеральной ставки и сокращения налогооблагаемой прибыли (в том числе и за счет уклонения от налога).


По итогам года в федеральный бюджет поступило 364,6 млрд. руб. единого социального налога, в Пенсионный фонд перечислено 368,2 млрд. руб., то есть несколько больше, чем поступило налога. Разница обусловлена тем, что средства перечисляются в пенсионный фонд согласно его потребностям и никак не влияют на баланс федерального бюджета.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2003 году финансировались достаточно равномерно, и только в ноябре было произведено опережающее финансирование с целью предотвратить всплеск кассовых расходов в декабре. Несмотря на это, бюджетополучатели оставили значительную часть средств на своих счетах до декабря, так что кассовые непроцентные расходы декабря почти вдвое превысили среднегодовые.

Темпы роста финансирования непроцентных расходов в 2003 году значительно замедлились. Так, по итогам года финансирование непроцентных расходов было выше на 5,9% в сопоставимых ценах7 по сравнению с тем же периодом 2002 года (см. также график). При этом доходы увеличились на 5,0%.Для сравнения, в 2002 году рост доходов составил 1,0%, тогда как финансирование расходов выросло на 12,0%.Наибольший вклад в рост непроцентных расходов внесли расходы на силовые структуры (“Правоохранительная деятельность” и “Национальная оборона” - по 2,2 п.п. и 2,0 п.п. от общего роста соответственно).Расходы по разделу “Социальная политика” формально внесли отрицательный вклад (-1,4 п.п.) в общий рост, что частично обусловлено тем, что в 2002 году в этот показатель включались перечисления Пенсионному фонду (кроме ЕСН), а в этом году эти перечисления учитываются в разделе “Финансовая помощь бюджетам других уровней”.

По итогам года профицит федерального бюджета составил 231,9 млрд. руб. (без ЕСН) или 1,7% ВВП, что на 0,4% ВВП больше, чем в 2002 году. В течение года погашение внешнего долга составило 315,7 млрд. руб. или 2,3% ВВП (по сравнению с 2,5% в 2002 году). Поступления от приватизации в 2003 году составили 94,1 млрд. руб., что составило 102% от утвержденных Законом о бюджете на 2003 год.

В январе нынешнего года, по предварительным данным Казначейства, доходы федерального бюджета без учета поступлений ЕСН составили 194,5 млрд. руб. (18,6% ВВП), превысив январские доходы прошлого года на 0,6% ВВП. Налоговые доходы, по предварительным оценкам, превысили прошлогодний показатель на 1,8% ВВП, составив 17,8% ВВП. При этом таможенные платежи выросли на 0,7% ВВП, а поступления внутренних налогов – на 1,1% ВВП. Такое значительное увеличение доходов, администрируемых МНС, частично объясняется тем, что с 2003 года изменился порядок уплаты НДПИ, и в январе этот налог не поступал в бюджет, что снизило его доходы на 2,3% ВВП. Без учета этого фактора поступления внутренних налогов в январе были ниже прошлогодних на 1,2% ВВП. Это объясняется снижением федеральной ставки налога на прибыль до 5% (по сравнению с 6% в прошлом году), что должно было снизить поступления этого налога в федеральный бюджет на 0,1% ВВП, а также отменой акциза на газ, который давал федеральному бюджету 1,7% ВВП. Частично это было скомпенсировано увеличением специфической ставки НДПИ на нефть и переходом на уплату НДПИ на газ по специфической ставке, что также должно было увеличить поступления этого налога.

Таможенные поступления значительно (на 0,7% ВВП) выросли, в том числе за счет увеличения ставки экспортной пошлины на газ с 5% до 30%.

Задание по доходам МНС (без учета ЕСН) на январь было, по данным Казначейства, выполнено на 112,5%, а задание ГТК – на 105,4%.

Непроцентные расходы на кассовой основе в январе 2004 года составили 7,6% ВВП (78,9 млрд. руб.), что на 0,3% ВВП меньше, чем в январе 2003 года.

Расходы на обслуживание долга составили 1,1% ВВП (11,1 млрд. руб.), из них 1,0% ВВП – на обслуживание внешнего долга.

В январе 2004 года согласно предварительным данным Казначейства профицит федерального бюджета по финансированию (без ЕСН) составил 10,5% ВВП (109,9 млрд. руб.), что на 6,0% выше, чем профицит федерального бюджета в январе 2002 года. Это может объясняться превышением доходов на 6,4% к уточненному плану на январь, и тем, что расходы в январе составили только 90,6% от плана.

Внутренние заимствования составили 17,6 млрд. руб., а погашение внутреннего долга – 10,9 млрд. руб. Привлечение источников внешнего финансирования составило в январе 0,87 млрд. руб., а погашение внешнего долга – 14,1 млрд. руб.

Традиционно для января финансирование непроцентных расходов значительно превысило потребности бюджетополучателей, так что остатки на их лицевых счетах увеличились на 47,3 млрд. руб.

В январе 2004 года в соответствии со статьей 96 Бюджетного кодекса РФ был сформирован Стабилизационный фонд Российской Федерации в объеме 106,3 млрд. руб.

В результатах исполнения консолидированных бюджетов регионов за 2003 год явно просматривается негативное влияние мер налоговой реформы. Налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов с учётом поступлений, зачисляемых в территориальные дорожные фонды, снизились в 2003 году на 0,7% ВВП по сравнению с 2002 годом. Снижение поступлений по ряду налогов не было компенсировано ростом поступлений по подоходному налогу и нормализовавшимися во втором квартале поступлениями акцизов на ГСМ. Рост поступлений по подоходному налогу был обусловлен исключительно ростом доходов населения. Положительный эффект на сборы этого налога от выхода части заработной платы из тени был полностью исчерпан в 2002 году. Несмотря на сокращение доходов, регионам удалось профинансировать за счёт них свои текущие бюджетные расходы. Дефицит региональных бюджетов в 2003 году был обусловлен, скорее усилением инвестиционной активности субфедеральных администраций. Кроме этого регионам удалось в полной мере выполнить свои социальные обязательства, включая выплаты повышенных зарплат в бюджетной сфере. Более того, за 2003 год существенно сократилась задолженность региональных бюджетов по социальным обязательствам. Вместе с тем, общий объём просроченной кредиторской задолженности несколько увеличился за прошлый год. Это говорит о том, что регионы исполняют социальные бюджетные обязательства отчасти за счёт иных бюджетных обязательств.

Совокупные доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета, составили в 2003 году, по предварительным данным, 1930,2 млрд. рублей, или 14,5% ВВП, что на 0,5% ВВП меньше, чем в 2002 году.При этом более всего, на 0,4% ВВП, уменьшились собственные доходы региональных бюджетов, определяемые как полные доходы за вычетом всех безвозмездных перечислений8. Безвозмездные перечисления сократились незначительно, на 0,1% ВВП. Львиную долю безвозмездных перечислений (97%) составляют перечисления из федерального бюджета.

Уменьшение в 2003 году собственных доходов региональных бюджетов, выраженных в процентах от ВВП, по сравнению с предыдущим годом имело систематический характер и наблюдалось практически на протяжении всего года.

Изменённая в 2003 году официальная статистика Министерства финансов РФ по исполнению региональных бюджетов не позволяет провести разбиение собственных доходов на сопоставимой для всех регионов основе. Прежде всего, здесь можно выделить изменение порядка формирования территориальных дорожных фондов в связи с отменой, начиная с 2003 года, налогов на пользователей автодорог и на владельцев транспортных средств. При этом в отчётах прошлого года об исполнении региональных бюджетов целевой дорожный фонд вообще не выделен в разделе доходов. Кроме того, отдельные регионы, например Москва, формируют некоторые целевые бюджетные фонды на основе неналоговых доходов. Всё это делает практически невозможным раздельный анализ данных по налоговым и неналоговым доходам и доходам целевых бюджетных фондов.

Очередной раунд налоговой реформы привёл к сокращению налоговых поступлений в процентах ВВП.По данным налоговой статистики налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов с учётом налогов, зачисляемых в территориальные дорожные фонды, снизились в 2003 году на 0,7% ВВП по сравнению с 2002 годом.

Структура налоговых доходов региональных бюджетов изменилась в 2003 году незначительно. С целью сопоставимости далее мы будем рассматривать налоговые доходы за исключением тех поступлений, которые формируют территориальные дорожные фонды. Это представляется целесообразным, поскольку одни регионы, ликвидировав дорожные фонды в своих бюджетах, учитывают соответствующие поступления в налоговых доходах, а другие, оставив дорожные фонды, учитывают эти поступления в разделе бюджетных фондов.



Налоговые доходы консолидированных региональных бюджетов, без учёта поступлений, предназначенных для формирования территориальных дорожных фондов, снизились в 2003 году на 0,2% ВВП по сравнению с 2002 годом. Основной вклад в это снижение вносят поступления по налогам на совокупный доход и по акцизам без учёта акцизов на ГСМ, уменьшившиеся на 0,1% ВВП, каждые.Незначительно, в пределах 0,1% ВВП, сократились также поступления налогов на имущество и налога с продаж. Эти отрицательные тенденции были, отчасти, скомпенсированы ростом поступлений по подоходному налогу чуть больше, чем на 0,1% ВВП.

Во второй половине 2003 года началось сокращение разрыва в поступлениях по налогу прибыль в процентах ВВП по сравнению с предыдущим годом. По итогам прошлого года эти поступления вышли на уровень 2002 года. Вместе с тем нельзя забывать, что региональная ставка налога на прибыль в 2003 году была увеличена на 1,5 процентного пункта за счёт сокращения федеральной ставки.



Рост поступлений по подоходному налогу был обусловлен в 2003 году опережающим ростом доходов населения, приведшим к их увеличению по отношению к ВВП на 3,6 процентных пункта по сравнению с 2002 годом. Положительный эффект на сборы подоходного налога от выхода части заработной платы из тени исчерпался в 2002 году. В пользу этого заключения свидетельствует тот факт, что эффективная ставка налогообложения доходов населения подоходным налогом, определяемая как отношение сборов этого налога к объёму налогооблагаемых доходов населения или к зарплате в экономике, осталась практически на уровне 2002 года с незначительным снижением во второй половине 2003 года.

Рост поступлений в региональные бюджеты от платежей за пользование природными ресурсами, имевший место в первом квартале прошлого года, прекратился в апреле. Начиная со второго квартала 2003 года, эти поступления, выраженные в процентах от ВВП, находились, практически, на уровне предыдущего года. Основным фактором, определяющим такую динамику поступления ресурсных платежей в консолидированные бюджеты регионов, является мировая цена на нефть. Около двух третей ресурсных платежей в региональные бюджеты составляет налог на добычу углеводородов, который в свою очередь в значительной мере формируется за счёт поступления налога на добычу нефти. Мировые цены на нефть, а, следовательно, и ставка налога на добычу нефти, были в первом квартале 2003 года заметно выше, чем в соответствующем периоде 2002 года, а в апреле-декабре они сблизились. Колебания цены прошлого года по сравнению с ценой 2002 года укладывается в этом интервале времени в 2-3 доллара США за баррель, за исключением ноября, когда разрыв достиг 4,5 долларов США за баррель.

Проблемы с явным недобором акцизов на ГСМ в региональные бюджеты в первые месяцы 2003 года имели технический характер, связанный с изменением порядка их уплаты. Во втором квартале ситуация со сбором акцизов на ГСМ нормализовалась и по результатам 2003 года в целом их сборы в консолидированный бюджет РФ превысили в номинале поступления 2002 года в полтора раза. При этом расщепление этих акцизов между региональными и федеральным бюджетами точно соответствует пропорции 60:40.

Динамика перечисления безвозмездной федеральной помощи регионам в 2003 году заметно отличалась от динамики 2002 года. В первые пять месяцев прошлого года объём этих перечислений был на 0,4% ВВП меньше чем в том же периоде 2002 года. Это было связано отчасти со сдвигом перечисления федеральной помощи регионам на первую половину 2002 года, а отчасти с сокращением этой помощи до величины 2,6% ВВП, запланированной в первоначальном законе о федеральном бюджете на 2003 год. В результате летних и осенних изменения закона о федеральном бюджете на 2003 год объём безвозмездной помощи регионам в IV квартале был увеличен на 41 млрд. рублей, что свидетельствовало об изменении тенденций в выделении федеральной помощи регионам в 2003. С учётом этих изменений годовой объём безвозмездных перечислений регионам из федерального бюджета составил по закону о бюджете 377,8 млрд. рублей (фактически регионы получили 376,9 млрд. рублей) или 2,8% ВВП. При этом в декабре прошлого года имел место беспрецедентный за последние три года рост федеральной помощи регионам до 47,3 млрд. рублей, что почти на треть превысило пиковые перечисления мая или июня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.