рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития

p> Общеизвестно, что современная система налогообложения является серьезным фактором дестабилизации российской экономики. Она слишком громоздка и требует упрощения. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

Налоги с населения - неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах подоходный налог с физических лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц. Это можно считать одной из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы основной массы населения вряд ли могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. Поэтому бизнес, юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.

Ко всему прочему и само налоговое законодательство в отношении физических лиц имеет множество существенных недостатков. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Налоговая политика должна строиться на основе теоретически обоснованных принципов, в числе которых можно назвать унификацию ставок налогов и принципов налогообложения физических лиц.

Справедливое налогообложение доходов должно учитывать и затраты каждого налогоплательщика. Конечно, в каждой стране есть необлагаемые минимумы, но в разных странах по-разному подходят к полагающимся вычетам из дохода. Особенно широкий круг необлагаемых вычетов из дохода наблюдается в
США и Германии. Было бы не плохо, если бы и в России применили такие виды вычетов, как расходы на медицинское обслуживание, как в США, или взносы на медицинское страхование, страхование жизни и затраты на профессиональное образование, как в Германии, или суммы алиментов, что, возможно, уменьшило бы число их неплательщиков.

Естественно, справедливым можно считать и индивидуальный подход к каждому налогоплательщику: учитывать его семейное положение, иждивенцев, социальный статус, вид деятельности, платежеспособность.

Налоги – это, в каком-то смысле, яд для населения. Когда они (налоги) слишком высоки, население платить их не хочет. Значит, размер налогов необходимо снизить и постепенно их увеличивать. Таким образом, постепенно люди привыкнут платить налоги (так же как постепенно привыкают к яду).

4. Список используемой литературы.

1. Закон РФ «О Государственной пошлине» № 2005-1 от 09.12.1991 г. (в ред. Федеральных законов от 31.12.95 N 226-ФЗ, от 20.08.96 N 118-

ФЗ, от 19.07.97 N 105-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 13.04.99 N 76-

ФЗ)

2. Закон РФ № 4618-1 от 06.03.1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственных пенсиях в РСФСР», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», Закон РФ "О Государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", «О подоходном налоге с физических лиц» (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ)

3. Закон РФ № 2003-1 от 09.12.1991 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. Закона РФ от 22.12 92 N 4178-1; Федеральных законов от 11.08.94 N 25-ФЗ, от 27.01.95 N 10-ФЗ, от 17.07.99 N 168-ФЗ)

4. Федеральный Закон РФ № 120-ФЗ от 21.07.1997 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте», принят Государственной Думой 13 июня 1997 года, одобрен

Советом Федерации 3 июля 1997 года (в ред. Федерального закона от

16.07.98 N 98-ФЗ)

5. Закон № 2020-1 от 12.12.1991г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (в ред. Законов РФ от 22.12.92

N 4178-1, от 06.03.93 N 4618-1; Федерального закона от 27.01.95 N

10-ФЗ)

6. Инструкция ГНС РФ от 7 августа 1997 г. N 45 (Зарегистрировано в

Минюсте РФ 25 августа 1997 г. N 1378) «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте», (в ред.

Изменений и дополнений N 1, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 27.07.98 N БФ-3-05/154)

7. Федеральный Закон № 168-ФЗ от 17.07.1999г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц». (Принят Государственной Думой 24 июня 1999 года,

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года)

8. Закон РФ № 1738-1 от 11.10.1991 г. «О плате за землю» (в ред.

Законов РФ от 14.02.92 N 2353-1, от 16.07.92 N 3317-1, Федеральных законов от 09.08.94 N 22-ФЗ, от 22.08.95 N 151-ФЗ, от 27.12.95 N

211-ФЗ, от 28.06.97 N 93-ФЗ, от 18.11.97 N 145-ФЗ, от 31.12.97 N

158-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.98 N 132-ФЗ, от 29.12.98 N

192-ФЗ)

9. «Налоговый кодекс (часть вторая)» от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят

ГД ФС РФ 19.07.2000г.), (ред. От 29.12.2000г.). Глава 23. «Налог на доходы физических лиц».

10. Л.А. Дробозина «Общая теория финансов», Москва, «Банки и биржи»

Изд. объединение «Юнити», 1995 г.

11. Ю.Г. Жариков «Право частной собственности на землю» (комментарий к статье 36 Конституции РФ).

12. Р.К. Надеев «Об общих принципах налогообложения и сборов в

Российской Федерации», «Консультант плюс».

13. Д.Г. Черник «Налоги», Москва, «Финансы и статистика», 1998 г.

14. А.М. Эрделевский «Подоходный налог на изломе тысячелетий»,

«Консультант плюс».

15. Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение» Учебник, Москва, 1998 г.

Дополнения и изменения к курсовой работе на тему:

«Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития».

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц в 2001 году

В большинстве случаев исчисление сумм налога, удержание их из доходов, выплаченных физическим лицам, и перечисление в бюджет вменяются в обязанность налоговым агентам, к которым согласно ст. 226 НК РФ относятся российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, являющиеся источниками дохода для налогоплательщиков.

Не считаются налоговыми агентами только те физические лица (являющиеся источником выплаты дохода для других физических лиц), которые не зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть не являются индивидуальными предпринимателями.

Самостоятельно исчисляют сумму налога с полученных доходов и уплачивают ее в бюджет следующие категории налогоплательщиков (п. 1 ст. 228
НК РФ):

V физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой,

- по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

V физические лица, получающие доходы от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами (то есть не являющихся индивидуальными предпринимателями), на основе заключенных договоров гражданско- правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, - исходя из сумм указанных доходов;

V физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы из источников, находящихся за пределами РФ, - исходя из сумм таких доходов;

V физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.

К числу физических лиц, с доходов которых налоговыми агентами не был удержан налог, можно отнести, в частности, лиц, получающих доходы от реализации принадлежащего им на праве собственности имущества, получающих доходы в натуральной форме и т. п.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 212 НК РФ налогоплательщики сами определяют налоговую базу при получении ими дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств.

Порядок исчисления налога.

В связи с тем, что отдельные виды доходов облагаются налогом по различным ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, общая сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика, рассчитывается путем сложения сумм налога, исчисленных как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по каждому отдельному виду доходов.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налогообложение доходов, в отношении которых установлена ставка 13%.

Налоговые агенты рассчитывают налог по доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, по итогам каждого месяца в следующем порядке.

Определяется общая сумма полученного налогоплательщиком дохода, нарастающим итогом с начала календарного года по расчетный месяц включительно. Суммируются все полученные налогоплательщиком доходы, в отношении которых применяется ставка 13%.

Определяется налоговая база: из общей суммы доходов исключаются доходы, освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 217 НК РФ.

По ставке 13% облагаются все доходы, получаемые как в денежной, так и натуральной форме в виде оплаты труда или вознаграждений за выполнение работ, оказание услуг, предоставление имущества в аренду и т.д., в виде материальной выгоды (за исключением материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах при получении налогоплательщиком заемных (кредитных) средств, - под/п.1 п.1 ст.212 НК РФ), по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения (за исключением страховых выплат по договорам краткосрочного добровольного страхования, облагаемых по ставке
35%) и другие.

При получении дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также иного имущества налоговая база представляет собой сумму стоимости этих товаров (работ, услуг) или иного имущества, исчисленную исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.
40 НК РФ. В стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж (ст. 211 НК РФ в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. №
166-ФЗ).

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:

V оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. В случаях, когда оплата работодателем за своего работника коммунальных услуг, питания, медицинских услуг и т.п. предусмотрена действующим законодательством, соответствующие суммы рассматриваются как компенсационные выплаты, связанные с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и освобождаются от налогообложения (под/п. 3 п. 1 ст. 217 НК РФ);

V полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

V оплата труда в натуральной форме.

Согласно ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен
(если иное не предусмотрено НК РФ).

Право проверять правильность применения цен по сделкам в целях контроля за полнотой исчисления налогов предоставлено налоговым органам лишь в следующих случаях:

V если сделка совершена между взаимозависимыми лицами. Общий перечень взаимозависимых лиц установлен п. 1 ст. 20 НК РФ. Кроме того, лица могут быть признаны взаимозависимыми судом, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров

(работ, услуг);

V по товарообменным (бартерным) операциям;

V при совершении внешнеторговых сделок;

V при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным

(однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, определяемая как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК
РФ).

Включению в налоговую базу, облагаемую по ставке 13%, подлежат следующие виды доходов, получаемых по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения:

V страховые выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками, и (или) доходы в виде выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае если такие выплаты осуществляются без наступления пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» основаниями для пенсионного обеспечения являются:

V достижение соответствующего пенсионного возраста. Пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, а женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет (ст. 10 Закона РФ №

340-1). Льготные основания, определяющие право на пенсию по возрасту, установлены ст. 11, 12 Закона РФ № 340-1;

V наступление инвалидности;

V потеря (смерть) кормильца - для нетрудоспособных членов семьи;

V выслуга лет - для отдельных категорий трудящихся;

V денежные (выкупные) суммы, возвращенные физическому лицу в соответствии с Правилами страхования (законодательством РФ о негосударственных пенсионных фондах) и условиями договора в случае досрочного расторжения договора добровольного долгосрочного страхования жизни (досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с ними) до истечения пятилетнего срока его действия (за исключением случаев досрочного расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон), а также в случае изменения условий указанного договора в отношении срока его действия, уменьшенные на суммы внесенных физическим лицом взносов;

V суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев:

V когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам;

V заключения работодателями договоров добровольного пенсионного страхования (договоров о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении), при условии, что общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превысит в 2001 году 10 000 руб. (ст. 18 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), а с 2002 года - 2000 руб. (п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.