рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета

На практике государство не может обеспечить в полном объеме уплату НДС в бюджет упомянутыми поставщиками и предшествующими им по технологическим цепочкам поставщиков фирмами. Это связано с тем, что количество участников и сложность структуры экспортных цепочек ничем не ограничено. Среди них могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки или реструктуризирующие задолженность, либо подставные "однодневки", в которые переносится налогооблагаемая база, а деньги просто обналичиваются или с помощью вексельных схем переводятся в другие компании. В результате, складывается ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара.

Не отчитывающийся в налоговых органах поставщик никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, имея доказательства оплаты товара, предъявит уплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. Привлечь же налогоплательщика, намеренно «заключившего договор» с не отчитывающейся организацией к ответственности не представляется возможным, даже доказав мнимый характер сделок.

В результате недобросовестные налогоплательщики, посредством использования особенности исчисления НДС, получают из бюджета денежные средства, которые в лучшем случае идут на зачет по налоговым обязательствам, а в худшем – переводятся на банковские счета таких «налогоплательщиков». При этом в нашей стране серьезное внимание возмещению НДС уделяется только в отношении экспортных операций. Экспортерами занимаются Прокуратура, МВД. ФСБ, ГТК, ФНС. Тем не менее, по данным ФНС РФ за 2002г. сумма возмещения НДС экспортерам достигла 48% от общего объема поступления налога, в 2003 г. – 47,1%, в 2004 г. – 42,8%. Цифр же необоснованного возмещения НДС по внутренним операциям в стране не знает никто. В связи с этим решение данной проблемы в Российской Федерации крайне необходимо.

Необходимо вырабатывать новую методику в отношении взимания НДС, учитывающую интересы и государства и добросовестных налогоплательщиков. Эта методика должна обеспечить фактическое поступление в бюджет уплаченного покупателем поставщику сумм НДС (для гарантированного возмещения налога покупателям из бюджета).

В налоговом законодательстве РФ крайне необходимо учесть экономическую природу действия горизонтального НДС и установить взаимосвязь в исчислении НДС хозяйствующих субъектов. Эта взаимосвязь предполагает обязательное взаимное отражение одной и той же хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете у лиц, ее совершивших, и установление зависимости между вычетом сумм перечисленного покупателем поставщику сумм НДС и уплатой последним налога в бюджет. Таким образом, право на возмещение за счет бюджета сумм входного НДС у налогоплательщика будет только при наличии уплаты (именно уплаты) выходного НДС его контрагентом – другим налогоплательщиком. То есть сначала должна быть уплата в бюджет сумм выходного НДС, а затем возмещение из бюджета сумм входного НДС.

Для быстрого и эффективного решения проблем, связанных с контролем за возмещением НДС, необходимо опереться на уже имеющиеся рыночные и государственные институты с учетом их реальной эффективности. В частности, одним из наиболее развитых и прогрессирующих является институт коммерческих банков и Банка России. Этот институт характеризуется относительной полнотой необходимой законодательной базы и достаточно современной технической базой.

При этом возможное решение должно быть, во-первых, выгодным и для государства, и для бизнеса, во-вторых, оно должно быть практически реализуемым. Это означает, что никаких принципиальных организационных, технических, а также существенных финансовых затрат требоваться не должно.

Решение поставленной задачи заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога (и, в частности, предотвращать увод НДС через подставные "однодневные" фирмы), с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики – производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками.

Одним из путей решения поставленной задачи является предложение о создании системы специальных банковских счетов для осуществления движения средств, связанных с расчетами по НДС, и специальные правила возмещения НДС.

А именно: каждая организация имеет право открыть в своем банке наряду с расчетным счетом специальный банковский счет для расчетов по НДС (далее – спецсчет) со следующим режимом функционирования:

3)                на спецсчет могут поступать средства

-                     в части полученного НДС за реализованные товары и услуги;

-                     с расчетного счета данного лица.

4)                со спецсчета средства могут списываться по поручению организации

-                     на аналогичные спецсчета поставщиков этой организации;

-                     в бюджет в качестве уплаты НДС.

Исполнение режима спецсчета обеспечивает коммерческий банк, обслуживающий данную организацию.

Вводится следующее правило возмещения НДС:

а) устанавливаются минимальный и максимальный срок (например, 10 и 90 дней) рассмотрения заявлений на возмещение НДС.

б) лицам, производившим оплату НДС своим поставщикам через спецсчета НДС, и тем самым фактически гарантировавшим, что эти средства раньше или позже будут уплачены в бюджет, возмещение НДС в объеме, прошедшем через эти счета, осуществляется в течение установленного минимального срока;

в) нежелание налогоплательщика использовать спецсчета сигнализирует о возможном наличии "проблем" с уплатой НДС (и не только). Поэтому для налогоплательщиков, не полностью уплативших НДС поставщикам через спецсчета, устанавливается значительно более жесткая процедура выдачи возмещения.

Данный механизм выгоден добросовестным налогоплательщикам, что, в свою очередь, создает экономические стимулы для того, чтобы они сами требовали от своих поставщиков использовать спецсчета НДС, а эти организации, в свою очередь, от своих поставщиков и т.д.

Участие в расчетных отношениях банка позволит обеспечить взаимосвязь в исчислении и уплате НДС и фактическое поступление налога в бюджет.

Рассмотренные в настоящей работе подходы и рекомендации, на мой взгляд, способны разрешить проблему возмещения НДС как при экспорте, так и при операциях на внутреннем рынке страны. При этом работа контролирующих органов значительно упростится и ее эффективность возрастет. Появится реальная возможность предотвратить увод в теневой сектор уплаченного НДС. Расширится реальная налоговая база и увеличится поступление налогов, в том числе, по НДС, что в свои очередь, позволит федеральному бюджету в полной мере и без задержек возмещать НДС. Поэтому добросовестным экспортерам и лицам, заявляющим возврат НДС по внутреннему рынку, будет обеспечено возмещение налога в минимальные сроки.

Принципиальным решением проблемы возмещения НДС является создание условий, при которых к возмещению теоретически и практически может предъявляться только объем НДС, который уже был уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости.

Решение проблемы возмещения налога на добавленную стоимость выгодно как для государства, так и для реального бизнеса страны, и окажет благоприятное воздействие на развитие легальной экономики России в целом.

налог добавленная стоимость бюджет

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.// ИПС «Консультант плюс».

2.                 Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая) //ИПС «Консультант плюс».

3.                 Закон РСФСР от 06.12.1991г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»// ИПС «Консультант плюс».

4.                 Андрюшин С. Общегосударственный финансовый контроль: проблемы организации// Экономист.-2002.-№6.-с.64-71

5.                 Ахмедов Д.А. Добросовестность как одно из неотъемлемых условий для применения налоговых льгот// Налоговый вестник.-2004.-№2.-с.177

6.                 Бажин И. Фирмы-однодневки и налоговый контроль// Налоги.-2003.-выпуск 1.-с.76

7.                 Башловкина Н.Н. О проблемах возмещения НДС при экспорте// Финансы.-2005.-№3.-с.75

8.                 Бетина Т.А. Причины несовершенства налогового контроля в российской практике...//Налоговый вестник.-2002.-№11.-с.11

9.                 Битоков А., В.Кишенин, С.Науменков Методология и порядок проведения налогового контроля// Налоги.-2000.-выпуск 2.-с.37

10.            Бородулин С., Любимцев А. Вопросы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям// Налоги.-2002.-выпуск 2.-с.20

11.            Брызгалин В.В. О применении ставки 0% при обложении НДС экспортных операций// Налоговый вестник.-2003.-№2.-с.179

12.            Васильева С. Организация налогового контроля: итоги и перспективы// Налоги.-2005.-выпуск 4.-с.15

13.            Виницкий Д. Принципы добросовестности и злоупотребление правом в сфере налогообложения// Право и экономика.-2005.-№1.-с.59

14.            Гаджиев Г. От правоприменения до злоупотребления// ЭЖ-Юрист, 2004, № 42, -с.18

15.            Гориенко И.И. О налоге на добавленную стоимость// Налоговый вестник.-2003.-№4.-с.170

16.            Гориенко И.И. О налоге на добавленную стоимость// Налоговый вестник.-2004.-№2.-с.19

17.            Горский И. Налоги в экономической стратегии государства// Финансы. – 2001. - №8. – с.36-39

18.            Горюнов В.А. Правовые аспекты взимания процентов за несвоевременное возмещение НДС по экспортным операциям на основании ст.176 НК РФ//Налоговый вестник.-2002.-№6.-с.195

19.            Демчук Н.Н. Проблемы реформирования НДС// Налоговый вестник.-2005.-№1.-с.6

20.            Диков А.О. Налог на добавленную стоимость// Финансы. – 2001. - №3. – с.26

21.            Елина Н.В. Обзор практики по возмещению НДС при экспорте товаров// Налоговый вестник.-2002.-№9.-с.186

22.            Зайцева С.Г. К вопросу о злоупотреблении правом путем создания ситуации с "легальной видимостью"// Юрист.-2005.-№3.-с.7

23.            Зубков В.В. Метод НДС (общие вопросы, связанные с налоговыми вычетами)// Финансы.-2002.-№5.-с.30

24.            Зубков В.В. Налоговые вычеты и исчисление НДС// Финансы.-2002.-№9.-с.43

25.            Иванова В.Н. Особенности юридической конструкции НДС// Юрист.-2001-№3.-с.73

26.            Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения// Финансы.-2005.-№3.-с.32

27.            Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: механизм определения и перспективы его развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Новосибирск, 2002.

28.            Караваева И.В., Архипкин И.В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации// Финансы. – 2001. - №8. – с.48

29.            Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики – М.: Юнити, 2000. – 213с.

30.            Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе// Финансы.-2002.-№9.-с.38-42

31.            Ковалевская Д.Е. О судебной практике по НДС// Налоговый вестник.-2005.-№1.-с.185

32.            Козлов Д.А. Налоговая реформа: что изменилось, а что осталось неизменным?//Финансы.-2002.-№6-с.35-37

33.            Контрович В.К. Проблемы возмещения НДС при экспорте: выход из тупика есть// Финансы.-2003.-№10.-с.27-30

34.            В.Конторович Честный счет// Эксперт.-2001.- №17.- с.38-40;

35.            Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ. – М.: Спарк, 1998. – 159с.

36.            Лозовая А.Н. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности// Налоговый вестник.-2003.-№8.-с.46

37.            Лозовая А.Н. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности// Налоговый вестник.-2003.-№12.-с.19

38.            Лозовая А.Н. Порядок применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров в 2002г.//Налоговый вестник.-2005.-№3.-с.22

39.            Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России/М.: ИНФРА-М, 2001. – 224с.

40.            Малиновский А.А. Вопросы квалификации злоупотреблений правом// Юрист.-2005.-№2

41.            Матюшекнкова Ю.Л. Судебный и досудебный аспекты возмещения «экспортного НДС»// Юрист.-2004.-№9

42.            Медведев А.Н. Оптимизация налогообложения в 2002г./М.: МЦФЭ, 2002. - 272с.

43.            Медведев А.Н. Практика применения второй части Налогового кодекса Российской Федерации: типичные ошибки/ М.: МЦЭФ, 2001. - 283с.

44.            Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 348с.

45.            Минаев Б.А. Налог на добавленную стоимость/ под ред. Н.В.Кузнецова – М., 1994.

46.            Минаев Б.А. Обложение НДС отдельных операций// Налоговый вестник.-2003.-№9-с.3

47.            Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов// Финансы.-2003.-№6.-с.27

48.            Налоги. Словарь-справочник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 240с.

49.            Налоги: Учеб. пособие./ Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 544 с.

50.            Налоги в развитых странах/ Русакова И.Г., Комин В.А., Кравченко И.А. и др./ Под ред. И.Г. Русаковой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 99c.,286с.

51.            Налоговые системы зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Г.Князева, Д.Г.Черника. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191с.

52.            Нелюбин Д.Е. Влияние изменения налоговыми органами юридической квалификации экспортных сделок на обязанность по уплате НДС// Налоговый вестник.-2003.-№10.-с.68

53.            Никонов А.А. НДС до и после принятия части второй НК РФ: Сложные ситуации. Арбитражная практика.// Вопросы налогообложения. - 2000. - №5. - с.7-222

54.            Новиков С. Основополагающие подходы к вопросу исчисления НДС// Хозяйство и право. – 2001. - №10. – с.74

55.            Общероссийская научно-практическая конференция "Проблемы возврата из бюджета косвенных налогов"//Финансы.-2002.-№1.-с.45

56.            О поступлении администрируемых ФНС России доходов и выполнении задания по их мобилизации в Федеральный бюджет за 2004 год.//www.nalog.ru. – 24.01.2005.

57.            Пансков В.Г. О некоторых вопросах финансового контроля в стране // Финансы.-2002.-№5.-с.56-60

58.            Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: Книжный мир, 2000. – 457с.

59.            Песчанских Г. Способы противодействия налоговой преступности и теневому обороту// Вопросы экономики.-2005.-№1.-с.8

60.            Право и экономика налогообложения – СПб: Издательство С., 2000. – 402с.

61.            Сапожников А.А., Щепельков В.Ф. Об уголовно-правовой квалификации получения компенсации НДС по экспортным операциям// Налоговый вестник.-2002.-№3.-с.179

62.            Сашичев В.В. Об итогах контрольной работы налоговых органов// Налоговый вестник.-2002.-№8.-с.12

63.            Сашичев В.В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности// Налоговый всетник.-2003.-№8.-с.46

64.            Семкина Т.И. Некоторые проблемы расчета взимания НДС// Финансы.-2002.-№11.-с.24

65.            Семкина Т.И. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности// Налоговый вестник.-2005.-№2.-с.28

66.            Семкина Т.И. О международном опыте возврата НДС при применении ставки НДС в размере 0%// Налоговый вестник.-2002.-№9.-с.129

67.            Соловьев И.Н. Мошенничество в сфере налогообложения //Налоговый вестник.-2001.-№7.-с.131

68.            Соловьев И.Н. О нарушении российского законодательства при использовании льготы по возмещению НДС//Налоговый вестник.-2005.-№3.-с.123

69.            Титаева А.В. НДС при экспортных и импортных операциях // Налоговый вестник.-2002.-№6.-с.184

70.            Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь – М.: Юристъ, 2000. – 507с.

71.            Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование – М.: Изд-во НОРМА, 2001.-336с.

72.            Цибизова О.Ф. О налоге на добавленную стоимость// Налоговый вестник.-2003.-№5.-с.18

73.            Цибизова О.Ф. О налоге на добавленную стоимость// Налоговый вестник.-2003.-№10.-с.28

74.            Цибизова О.Ф. О налоге на добавленную стоимость// Налоговый вестник.-2004.-№1.-с.19

75.            Цибизова О.Ф. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности // Налоговый вестник.-2005.-№4.-с.41

76.            Цибизова О.Ф. Применение ставки НДС в размере 0% в отношении товаров, реализуемых на экспорт// Налоговый вестник.-2003.-№11.-с.17

77.            Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: Инфра – М, 1999., - 293с.

78.            Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 576с.

 


1 Налоги в развитых странах/Под ред. И.Г.Русаковой.- М: Финансы и статистика, 2002.- с.99

1 Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: механизм определения и перспективы его развития. Автореферат диссертации. – Новосибирск, 2002. – с.8

2 Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. - М.: Финансы и статистика, 1996.-с.127

1 Налоги в развитых странах/Под ред. И.Г.Русаковой.- М: Финансы и статистика, 2002.- с.100

[1]www.nalog.ru / О поступлении администрируемых ФНС России доходов и выполнении задания по их мобилизации федеральный бюджет за 2004 год.,-24.01.2005.

[2] www.nalog.ru /О поступлении администрируемых ФНС России доходов и выполнении задания по их мобилизации в федеральный бюджет за 2004 год.,- 24.01.2005.

1 А.Н.Медведев Оптимизация налогообложения в 2002г./М.:МЦФЭ, 2002., с.7

1 Зайцева С.Г. К вопросу о злоупотреблении правом путем создания ситуации с "легальной видимостью"// Юрист.-2005.-№3.-с.7-9

1 Восковский А. Исчисление НДС при экспорте товаров (работ, услуг)\\ Экономика и жизнь.- 2003. - №19 (Бухгалтерское приложение. – 2003. - №19 – май. – с. 7/17)

1 Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения// Финансы. – 2005. - №3 – с. 33

1 Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения// Финансы. – 2005. - №3 – с. 33

1 С.Бородулин, А.Любимцев Вопросы контроля за возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям// Налоги.- 2002.- выпуск второй.- с.24

1 С.Васильева Организация налогового контроля: итоги и перспективы.// Налоги.- 2005.- выпуск 4.- с.15

1 Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость: экономическая природа, проблема обоснованности возмещения и механизм ее решения// Финансы. – 2005. - №7 – с. 34

1 Т.И. Семкина О международном опыте возврата НДС при применении ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров.// Налоговый вестник.- 2002.-№9.-с.129

2 В.К.Конторович Проблемы возмещения НДС при экспорте: выход из тупика есть.// Финансы.- 2001.- №10.-с.27

1 До 2001г. проценты не начислялись. С 2001г. согласно Налоговому кодексу РФ при нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты.

1 В.Конторович Честный счет// Эксперт.-2001.- №17.- с.38-40;

В.Конторович Проблемы возмещения НДС при экспорте: выход из тупика есть //Финансы.-2003.-№10.-с.29


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.