Для того чтобы идти к
преодолению негативных внешних эффектов недофинансирования, уже сейчас
необходимо: сделать прозрачными и оценить с позиций эффективности все
действующие формы финансирования УИС; предусмотреть переход к финансированию
УИС через структуры Тюремного департамента Минюста (аналог Судебного
департамента Верховного Суда, через который финансируются российские суды) с
использованием принципов централизованной бухгалтерии; создать механизмы жесткой
обратной связи между УИС, судебной и следственной системами.
Следует также утвердить
ведомственные нормативы расходов на УИС законодательно (по аналогии с Единой
тарифной сеткой) и придать расходам на содержание заключенных статус защищенных
статей (аналогично расходам на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы). В
этом случае их нарушение станет незаконным, что немедленно даст сигналы
законодателям, судам и правоприменителям о необходимости смягчения
законодательства и судебной практики в том, что касается тюремного заключения.
Пенитенциарная система
России — во всяком случае формально — является сверхцентрализованной: единые
уголовное законодательство и система управления УИС, единственный (если
следовать букве законодательства) бюджетный источник финансирования —
федеральный бюджет. Все это служит основанием для развития системы учреждений
УИС на узковедомственных принципах, вне зависимости от региональной специфики.
Однако в реальности УИС
в значительной степени финансируется и получает не денежную поддержку из
региональных источников. Помимо того, наличие в регионах учреждений УИС и
значительные межрегиональные перемещения заключенных оказывают сильное влияние
на региональную экономику, рынок труда, инфраструктуру. До настоящего времени
предложения о расширении возможностей субъектов РФ и муниципалитетов влиять на
деятельность УИС, а тем более о формировании регионального уровня
пенитенциарной системы Минюстом РФ отвергаются. Тем не менее, приведение роли
регионов в управлении УИС в соответствие с масштабами оказываемой ими
финансовой поддержки представляется необходимой мерой, хотя и потребует
серьезных изменений в законодательстве, а возможно, и в судебной практике.
Основные
институциональные изменениями, необходимые для осуществления бюджетной реформы
в области уголовно-исполнительной системы, перечислены ниже:
— приведение роли
регионов в управлении учреждениями единой российской УИС в соответствие с их
долей в финансировании УИС, что сделает более очевидной для общества
взаимосвязь между жесткой уголовной и пенитенциарной политикой и уровнем
бюджетных расходов на реализацию этой политики, приведет к минимизации
межрегиональных потоков заключенных;
— выделение собственно
пенитенциарных функций в качестве основных для бюджетных учреждений системы,
лишение БУ УИС права хозяйственной деятельности, с передачей
финансово-экономических функций и внебюджетных фондов Тюремному департаменту
Минюста РФ;
— реорганизация
производственного сектора УИС, переоформление предприятий учреждений УИС в ГУПы
или их приватизация;
— реорганизация
социальной сферы УИС с ее передачей местным/региональным властям;
— пересмотр и отмена
остающихся налоговых льгот для производственного сектора УИС;
— переход от поддержки
предприятий к поддержке создания новых рабочих мест и увеличения занятости
заключенных.
На основе перечисленных
предпосылок должна быть реализована бюджетная реформа в УИС, базирующаяся на
внедрении бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и нацеленная на
рост эффективности и результативности бюджетных расходов.
При
налогообложении учреждений уголовно-исполнительной системы применяются правила
относящиеся к любому субъекту предпринимательской деятельности. Вместе с тем в
Налоговом кодексе, предусмотрены послабления и льготы при осуществлении
налогового бремени, исходя из специфических задач этих учреждений.
В
соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской
Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения)
налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации
внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных
нужд) организациями и учреждениями.
В
отношении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной
собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения
наказаний, следует иметь в виду следующее.
Согласно
Указу Президента РФ от 13 октября 2004 г № 1314 «Вопросы Федеральной службы
исполнения наказаний»[33]
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в
сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по
содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и
подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, функции по
контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России осуществляет свою
деятельность через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие
наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально
созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы[34].
Земельные
участки, закрепленные за органами и учреждениями ФСИН России, не являются
объектом налогообложения земельным налогом.
Отдельные
категории юридических и физических лиц освобождаются от уплаты земельного
налога согласно ст. 395 НК РФ и нормативным правовым актам органов
муниципальных образований.
Льготу
в виде полного освобождения имеют следующие лица:
организации
и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении
земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения
возложенных на эти организации и учреждения функций;
При
применении освобождения от налогообложения организаций и учреждений
уголовно-исполнительной системы в отношении земельных участков, предоставленных
для непосредственного выполнения возложенных на них функций, необходимо иметь в
виду следующее.
Учреждения,
исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом
России и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле,
относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места
их расположения определяют территориальные органы уголовно-исполнительной
системы. По решению федерального органа управления уголовно-исполнительной
системы могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями
хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений,
исполняющих наказания[35].
Территориальные
органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом
уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. Территориальные
органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство
подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными
подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются
юридическими лицами, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними
имуществом.
Территориальные
органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых
организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на
правах учредителя, а также в управлении ими[36].
В
уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить
следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения
деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские,
проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона № 5473-1)[37].
Деятельность
уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности,
гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны
подчиняться цели получения прибыли от их труда. Задачами
уголовно-исполнительной системы являются:
исполнение
уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры
наказания;
обеспечение
правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала,
должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
привлечение
осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального
образования и профессионального обучения;
обеспечение
охраны здоровья осужденных;
содействие
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
конвоирование
осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;
конвоирование
граждан России и лиц без гражданства на территорию России, а также
конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции
при выполнении международных обязательств РФ.
Поэтому
не подлежат налогообложению земельные участки, предоставленные для
непосредственного выполнения возложенных на указанные организации и учреждения
задач, установленных Законом № 5473-1.
Постановлением
Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении Перечня видов
предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную
систему» утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций,
входящих в уголовно-исполнительную систему[38].
Льгота
по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания,
федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (указаны в
ст. 5 Закона № 5473-1), а также учреждения и организации, которые включены в
указанный выше Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1
февраля 2000 г. № 89, за исключением предприятий.
1.
Предприятия учреждений, исполняющих наказания, и собственное производство
учреждений, исполняющих наказания, могут осуществлять функции государственного
заказчика, в том числе в области государственного оборонного заказа, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. Данные функции
регламентируются настоящим ФЗ и отражены в полномочиях ФСИН России,
закрепленных в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом
Президента от 13 октября 2004 г. № 1314).
В
соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[39]
Правительство Российской Федерации выпустило Постановление от 17.03.2008 № 175
«О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям
уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»[40].
В
данном акте установлено, что в случае, если производство товаров (работ, услуг)
осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы и информация об
указанных учреждениях, а также о номенклатуре производимых ими товаров (работ,
услуг) размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для
размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, государственные и
муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по
размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, вправе:
-
предоставлять преимущества указанным учреждениям в отношении предлагаемой цены
контракта в размере до 15 процентов при размещении заказов на поставки товаров
(работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд путем проведения
торгов;
-
размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в указанных учреждениях без
проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) при
размещении заказов для нужд учреждений уголовно-исполнительной системы.
2.
Другим Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. № 1003 «О мерах
государственной поддержки учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности»[41]
установлена фиксированная квота от ежегодного объема инвестиций на участие
предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы,
с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства юстиции Российской
Федерации в конкурсах инвестиционных проектов в рамках реализации Федеральной
целевой программы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации.
Данным документом предусмотрено решение вопроса по освобождению учреждений,
исполняющих уголовные наказания, от уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств (по
технологическому и специальному автотранспорту) и налога на приобретение этих
транспортных средств с последующим направлением средств, высвобождаемых от
уплаты указанных налогов, на строительство автомобильных дорог круглогодичного
действия.
3.
В соответствии с бюджетным законодательством Правительство Российской Федерации
издало Постановление от 6 ноября 2001 г. № 765 «О проведении реструктуризации
задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также
задолженности по начисленным пеням и штрафам федеральных государственных
унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему»[42].
В нем установлено, что реструктуризации подлежат задолженность по налогам и
сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженность по начисленным пеням и
штрафам федерального государственного унитарного предприятия, входящего в
уголовно-исполнительную систему, исчисленные по данным налоговых органов по
состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на
реструктуризацию задолженности (далее именуется «задолженность по обязательным
платежам»). Право на реструктуризацию задолженности реорганизованного
предприятия, предоставленное в соответствии с настоящим постановлением,
сохраняется за правопреемником (правопреемниками) предприятия. Реструктуризация
задолженности по обязательным платежам проводится путем ее поэтапного погашения
начиная с I квартала 2004 г. по 2010 г. (в соответствии с установленным
графиком)[43].
4.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют
право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах.
В
соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются
предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов
предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению
с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не
уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере[44].
В
п. 1 ст. 381 НК РФ предусмотрено, что от обложения налогом на имущество
освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в
отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них
функций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|