рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговая политика в реформировании социально-экономической системы Украины



Рис. 1.Поступления и возмещение НДС с произведенных в Украине товаров в 2000-2008 гг.


В 2008 г. было введено обязательное предоставление налоговым органам электронных данных о расчете налогового обязательства и налогового кредита по НДС.

Однако мы считаем, что это также вряд ли поможет существенно уменьшить коррупцию в сфере возмещения этого налога. Более того, по нашему мнению, для борьбы с этой формой "выкачивания" денежных средств из бюджета не нужно принимать новые силовые меры. Очередные неудобства от усиления налогового контроля не будут способствовать расширению экономической деятельности законопослушных субъектов рынка, как и не сделают невозможным использование коррупционных схем.

Сдвиги в решении проблемы фиктивного возмещения НДС будут достигнуты, если:

1) устранить ряд законодательных "пробелов" (например, тех, которые делают возможным предоставление "налоговых услуг" предприятиями-банкротами);

2) у налогоплательщиков появится убеждение, что бюджет - это не инструмент "разбазаривания" заработанных ими денежных средств, а финансовая база для инициирования государством прогрессивных социально-экономических сдвигов.

Кроме того, повышение эффективности перераспределительных процессов предполагает не только поиски налоговых резервов наполнения бюджета, но и оптимизацию налоговых инструментов содействия активизации предпринимательства. Свое мнение в отношении необходимых для этого трансформаций налогообложения мы уже высказывали ранее, а теперь рассмотрим их подробнее в актуальном контексте детенизации экономических отношений.


3. Функционирование значительного теневого сектора


Как известно, теневая экономика, с одной стороны, ухудшает конкурентные условия для законопослушных субъектов рынка, а с другой - приводит к фискальным потерям. И чем больше объемы тенизации экономических отношений, тем больше диспропорции в социально-экономической системе и перераспределении ВВП.

Значительный теневой сектор тормозит наращивание тех инвестиций в национальную экономику, которые связаны с НТП. Дело в том, что инвестировать в передовые технологии могут преимущественно иностранные компании, имеющие соответствующие объемы капитальных ресурсов и опыт внедрения инноваций в производство. А такие инвесторы привыкли вести свою экономическую деятельность в совершенно иных экономико-институциональных условиях, их отпугивают риски не понятной для них теневой среды хозяйствования. Отечественные собственники крупного бизнеса, хотя и владеют достаточно значительными объемами капитала, все же не торопятся инвестировать его в рисковый инновационный сектор. Легально функционировать, не заботясь о сохранении конкурентных позиций и время от времени лоббируя для себя налоговые льготы, имеют возможность, главным образом, крупные предприятия базовых отраслей экономики Украины, а представителям среднего и малого бизнеса, чтобы "выжить" в жесткой тенизированной конкурентной среде, приходится использовать "серые" схемы хозяйствования. Причем низовым налоговым органам выгодно "всячески способствовать" теневому малому предпринимательству, а чиновники среднего звена имеют выгоду от "сотрудничества" с предприятиями с более высокими доходами.

В то же время государство недополучает огромные объемы налоговых поступлений, ему постоянно не хватает фискальных ресурсов на финансирование всех необходимых текущих социальных расходов, не говоря уже о мерах экономической и трансформационной направленности. Украина, параллельно с сохранением устаревшей отраслевой структуры национальной экономики, постепенно двигается в сторону инфраструктурного коллапса и масштабных социальных катаклизмов, которые лишь откладываются во времени социальным популизмом. Кроме того, уже в ближайшей перспективе дадут о себе знать, в частности, последствия от снижения боеспособности украинских вооруженных сил, ухудшение уровня образования, потери научного потенциала. Поэтому для нас очевидно, что при отсутствии реформ с каждым следующим годом будет все труднее находить баланс между экономическими и социальными целями налогово-бюджетной политики.

Еще один проблемный аспект. Чтобы сделать детенизацию бизнеса экономически целесообразной для его собственника, нужно существенно снизить уровень перераспределения ВВП. В противном случае сработает логика поведения налогоплательщика в условиях почти гарантированной безнаказанности налоговых правонарушений: зачем платить больше?

Правда, если рассмотреть проблему теневого функционирования субъекта рынка шире, то можно заметить следующее:

1) существует хотя бы гипотетическая вероятность выявления налоговыми органами фискальных злоупотреблений, со всеми его негативными последствиями;

2) сокрытие от налогообложения части доходов ограничивает возможности капитализации бизнеса (теневое хозяйствование - это "рай" для мелких предпринимателей, не стремящихся расширять экономическую деятельность);

3) немало нарушений налогового законодательства осуществляются не вследствие фискального нигилизма налогоплательщика, а для "выживания" в жесткой конкурентной среде.

В силу всего этого со значительной тенизацией экономических отношений бороться можно, нужно лишь правильно расставить акценты ("кнуты и пряники") в такой борьбе. Причем поощрять путем снижения налоговой нагрузки целесообразно не предпринимательскую деятельность как таковую, а в первую очередь - решения субъекта рынка в отношении капиталовложений в бизнес.

Важно, чтобы либерализация налогообложения прибыли стимулировала не "проедание" денежных средств и "поддержание на плаву" всех действующих предприятий, а инвестиции в производство. Снижение до 20% ставки налога на прибыль уже вряд ли может выступить весомым стимулом к предпринимательству и детенизации экономических отношений (ведь в обществе распространилось недоверие к налоговым инициативам), а фискальных потерь не избежать. Тем более, что фискальная эффективность налога снизилась с 5,52% ВВП в 2005 г. до 4,87% ВВП (до уровня 2003-2004 гг.) в 2008 г. К тому же высокие темпы экономического роста 2000-2004 гг. во многом обусловливались постепенным расширением производства за счет загрузки мощностей, не задействованных во времена кризиса 90-х годов. Теперь этот резерв практически полностью использован, и нужно искать новые налоговые рычаги ускорения воспроизводственных процессов на инновационно-инвестиционной основе. Таким рычагом может быть, в частности, снижение ставки налога на прибыль для субъектов рынка, закупающих оборудование. Приемлемы для введения в Украине также налоговые механизмы поощрения инвестиций в инновационный сектор и экологические (энергосберегающие) технологии в формах ускоренной амортизации и уменьшения налогооблагаемой прибыли, используемых в странах ЕС.

Кроме того, необходимо уменьшать нагрузку на субъектов рынка отчислений в государственные социальные фонды. Мы считаем нужным ввести единый социальный платеж, с постепенным снижением его ставки в зависимости от возможностей не обеспеченного его поступлениями финансирования социальных выплат за счет доходов бюджета. Такая фискальная инициатива (с одновременным усилением налогового контроля), обеспечив выравнивание условий функционирования официальной и неофициальной экономик, будет способствовать детенизации предпринимательства и росту ВВП, а также (что очень важно) не будет исключать увеличения социальных выплат.

Сложнее бороться с теневым малым бизнесом, использующим упрощенные формы налогообложения. Но и их можно усовершенствовать. По нашему мнению, актуальными следует считать предложения взимать налог в виде дифференцированной платы за спецпатент (аналога известных в мировой практике вариантов налогообложения "по стандарту") в зависимости от характеристик, установленных для микрофирм, а также дифференцировать ставки единого налога в укрупненных сферах предпринимательской деятельности, с дальнейшим (сначала экспериментальным) переходом к налогообложению разницы между выручкой от реализации и стоимостью факторов, используемых в производстве для более крупных субъектов малого бизнеса.

Также (подчеркнем еще раз) не обойтись без формирования позитивного фискального имиджа государства путем принятия системных решений. Налоговая политика должна предусматривать как оптимизацию параметров и механизмов налогообложения (поощрение легального предпринимательства), так и совершенствование налогового администрирования (упрощение и автоматизацию процедур, применение антикоррупционных мер и повышение санкций за нарушения налогового законодательства для исключения возможностей уклонения от уплаты налогов). Необходимо создавать позитивные прецеденты трансформации налогообложения для "пробуждения" фискального сознания.


4. Проблемы повышения эффективности перераспределительных процессов


В условиях роста ВВП в странах с утверждающейся рыночной экономикой создается иллюзия, что налоговая система адекватна экономико-институциональной среде, и лишь либеральные налоговые реформы могут способствовать улучшению динамики экономического развития. Причем все большее расширение базы налогообложения послужит финансовой основой для решения всех социальных и структурных проблем в перспективе. Но на самом деле в условиях сохранения гипертрофированного социального сектора, значительной тенизации предпринимательства, недофинансирования обновления инфраструктуры и научных исследований потенциал экономического роста достаточно ограничен, а напряженность вследствие углубления диспропорций в социально-экономической системе усиливает угрозу нарастания радикальных настроений в обществе. Поэтому страны, не находящие оптимального баланса между экономическими и социальными приоритетами фискального регулирования, становятся особенно уязвимыми к ухудшению мировой конъюнктуры и рискуют "пасть жертвой" социальных протестов.

В 2000-2004 гг. в Украине основными приоритетами налоговой политики были постепенная либерализация налогообложения, при одновременном устранении наиболее угрожающих для фиска возможностей уклонения от уплаты налогов (ситуативное улучшение налоговой среды хозяйствования за счет роста ВВП и незначительных сдвигов в направлении совершенствования механизмов налогообложения и техники налогового администрирования). В 2005 г. стратегию минимальных трансформаций сменила политика радикальных налоговых реформ. Ликвидацию крупнейших диспропорций в налогообложении сопровождали попытки силовыми методами преодолеть коррупцию в фискальных органах, а дополнительно аккумулируемые налоговые поступления направлялись на увеличение социальных расходов бюджета (в условиях замедления роста ВВП). 2006-2008 гг. характеризовались возобновлением динамического экономического развития при относительно стабильном налогообложении, а в условиях конъюнктурного спада 2009 г. имели место попытки перманентного повышения налоговой нагрузки, вызванные нежеланием пересматривать "популистские" социальные расходы государства.

В силу приведенного бессистемные, часто противоречивые, фискальные решения принимались еще и сомнительным способом: радикальные реформы чередовались с попыткой сохранить достигнутую (неоптимальную) стабильность. Если постсоциалистические государства ЕС постепенно, иногда допуская ошибки, трансформировали фискальное регулирование, то Украина "бросалась" из одной крайности в другую, что ограничивало потенциал роста ее ВВП в перспективе. Более того, даже хорошо заметные просчеты, связанные со значительным повышением уровня налогообложения в 2005 г., не вынудили пересмотреть подходы к трансформации его отечественной системы. Складывается впечатление, что реформаторы не принимали во внимание ни постулаты и результаты новейших исследований экономической науки, ни передовой мировой опыт в отношении повышения эффективности перераспределительных процессов.

Сегодня опубликовано немало работ по вопросам временного аспекта фискальных реформ. В частности, Е. Балацким доказано, что налогоплательщики негативно воспринимают как радикальные изменения в налогообложении (даже если налоговая нагрузка уменьшается), так и чрезмерную консервативность в регулировании налоговой сферы. При этом в первом случае дестимулирующим фактором предпринимательской деятельности и экономического роста выступают ограниченные возможности выработки стратегии бизнеса, а во втором - отсутствие ожиданий улучшения налоговой среды. Кроме того, проводить радикальные реформы и рассчитывать на быстрое возобновление экономической активности в условиях многочисленных диспропорций в рыночном хозяйствовании тоже вряд ли целесообразно.

Еще одну опасность таят в себе частичные трансформации: переходные фискальные формы могут сохраняться годами, поскольку нередко обеспечивают достижение экономического равновесия, которое выгодно для отдельных экономических субъектов, но не для общества в целом. В подтверждение этой мысли можно привести пример с функционированием отечественных упрощенных форм налогообложения малого бизнеса. Поэтому при принятии изменений к действующему налоговому законодательству необходимо тщательно просчитывать их экономические, социальные и фискальные последствия на краткосрочный промежуток времени и на более отдаленную перспективу, а также следить за тем, чтобы эти изменения органично вписывались в действующую налоговую систему, улучшая ее.

Следовательно, формирование и реализация эффективной налоговой политики в современных условиях утверждения рыночной экономики Украины - это чрезвычайно сложные многоаспектные задачи, выполнение которых требует четкого концептуального видения необходимых социально-экономических реформ и фискальных инструментов, которые бы обеспечивали их осуществление. При этом трансформации в сферах аккумулирования и использования налогов и налоговых платежей должны осуществляться на системных началах, учитывать текущие экономико-институциональные реалии и евроинтеграционные намерения Украины, в то же время способствуя решению ее экономических, социальных и институциональных проблем. Так, увеличение финансового обеспечения функционирования государства за счет возврата к прогрессивному налогообложению доходов физических лиц, введения налога на недвижимость граждан и совершенствования механизма взимания НДС необходимо сочетать с оптимизацией социальных расходов бюджета и увеличением его "расходов развития". В свою очередь, переход к инвестиционно ориентированному льготному налогообложению прибыли, уменьшение нагрузки социальных платежей на субъектов рынка - работодателей и совершенствование упрощенных форм налогообложения малого бизнеса целесообразно дополнить повышением эффективности налогового администрирования в рамках детенизации экономических отношений. Следует избегать радикальных фискальных трансформаций и не пытаться как можно дольше "растянуть" их во времени, а при принятии изменений к действующему налоговому законодательству необходимо тщательно просчитывать их экономические, социальные и фискальные последствия на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.




Заключение


Понятно, что все эти рекомендации нуждаются в дальнейшем исследовании с позиций поиска конкретных форм, методов и технологий их реализации.

И в заключение добавим, что экономический кризис - это всегда толчок к переосмыслению роли государства в регулировании социально-экономических процессов и фискальных инструментов, которые оно использует. Во время рецессии обществу легче доказать целесообразность системных налоговых реформ, чем убедить его пересмотреть подходы к налоговой политике при благоприятной конъюнктуре. Важно лишь двигаться оптимальным курсом трансформации налогообложения, ведь права на ошибку у Украины больше нет.




Использованы источники


1.                Соколовська А.М. Податкова система держави: теорія і практика становлення. К., "Знання-Прес", 2004, с. 137—164, 339—403

2.                Пансков В.Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение. Учебник. М., 2003, с. 115-156, 199-227

3.                Єфименко Т.I. Основні напрями трансформації податкової системи в Україні. "Фінанси України" № 9,2007

4.                Соколовська А.М. Податкова політика в Україні в контексті її впливу на розвиток економіки. "Фінанси України" № 9,2006

5.                Горский И.В. Некоторые параметры налоговой реформы. "Финансы" № 2, 2004.

6.                Трансформаційні процеси та економічне зростання в Україні. X., "Форт", 2003

7.                Кудряшов В.П. Державна підтримка економічного зростання в Україні. "Фінанси України" № 9, 2008

8.                Вергелес Т. Держава в трансформаційній економіці: теорії та реалії. "Світ фінансів" Випуск 1, 2009.

9.                Колодко Г. Институты, политика и экономический рост. "Вопросы экономики" № 7, 2004, с. 50.

10.           Пансков В. Новейшие коллизии налогообложения доходов физических лиц: суть и возможности разрешения. "Российский экономический журнал" № 4, 2007, с. 48.

11.           Крисоватий А.I., Кощук ТВ. Податкові трансформації та економічне зростання. "Фінанси України" № 9, 2008.

12.           Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов: моделирование выбора и действий экономического субъекта. "Экономика Украины" № 1, 2004.

13.           Радаев В. Российский бизнес: на пути к легализации? "Вопросы экономики" № 2, 2002, с. 75-78.

14.           Квасовський О. Концептуальні засади оптимізації спрощеної системи оподаткування суб'єктів малого підприємництва в Україні. В сб.: Економічний і соціальний розвиток України в XXI столітті: національна ідентичність та тенденції глобалізації. Друга міжнар. науково-практична конференція молодих вчених. 24-25 лютого 2005 р. Тези доповідей. Тернополь, 2005, с. 79—82.

15.           Соколовская А. Теоретические начала определения налоговой нагрузки и уровня налогообложения экономики. "Экономика Украины" № 7,2006, с. 11-12.

16.           Балацкий Е. Стабильность фискальной системы как фактор экономического роста. "Общество и экономика" № 2, 2005, с. 117-118.

17.           Кузьминов Я., Радаев В..Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений). "Вопросы экономики" № 5, 2005, с. 25-26.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.