Косвенные налоги не
уплачиваются при ввозе товаров, перевозимых через территории государств транзитом,
товаров, ввозимых для переработки с последующим вывозом (на "давальческих
условиях"), а также товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на
таможенную территорию государств.
При экспорте товаров
для применения нулевой ставки или освобождения от уплаты акцизов
налогоплательщик представляет в налоговые органы (в течение 90 дней с даты
отгрузки (передачи) товаров): налоговую декларацию, договор (копию), на
основании которого реализуется товар; выписку банка (копию), подтверждающую
фактическое получение выручки от покупателя указанного товара на счет
налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе экспортированного товара
с отметкой налогового органа, подтверждающего уплату косвенных налогов в полном
объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке
экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальными
законодательствами. Если такие документы не представлены, то суммы косвенных
налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится
день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога
на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные (принятые на
учет) товары, использованные для производства и (или) реализации товаров в
порядке, установленном национальными законодательствами.
Для ускорения процесса
передачи информации предусмотрен обмен данными в электронном виде. Налоговые
органы двух наших государств по специальным каналам связи будут передавать
информацию о суммах уплаченных косвенных налогов на основе заполненного
заявления. Поступление такой информации будет являться основанием для
применения нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов) экспортером, не
дожидаясь наличия третьего (бумажного) экземпляра заявления. [20]
Реализация Соглашения
позволила перейти на принцип страны назначения между Беларусью и Россией, в
результате чего установлен единый режим налогообложения косвенными налогами со
всеми государствами; в условиях отсутствия таможенного контроля осуществляется
уплата косвенных налогов в налоговые органы; уплата налогов производится не
позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенного
товара; применяется нулевая ставка НДС (освобождение от уплаты акцизов) при
представлении в налоговый орган соответствующих документов в течение 60 дней с
даты отгрузки товаров.
При отсутствии
таможенного оформления товаров "чистота" в уплате косвенных налогов и
применении нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов) должна быть обеспечена
добросовестными взаимоотношениями партнеров по сделке. В противном случае, не
уплатив налоги по импорту, можно лишить своего партнера возмещения НДС по
нулевой ставке либо освобождения от акцизов, и наоборот. Следовательно,
порядочность контрагентов гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых
органов и эффективную внешнеторговую деятельность. [20]
В Республике Беларусь
порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется
Законом «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999
г. № 324-З) и другими правовыми актами - декретами, указами Президента,
постановлениями Совета Министров, а также методическими указаниями «О порядке исчисления
и уплаты налога на добавленную стоимость», утвержденными приказом
Государственного налогового комитета от 13 декабря 1999 г. № 310, а в
Российской Федерации - главой двадцать первой части второй Налогового кодекса.
[11]
Плательщики НДС
Состав плательщиков
налога на добавленную стоимость в обоих государствах практически идентичен, за исключением
того, что в Российской Федерации предусмотрено, что организации и
индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за
три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных
предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности
1 млн. руб. В Республике Беларусь имеют право на освобождение от налогообложения
только индивидуальные предприниматели, если их выручка от реализации товаров (работ,
услуг) за предшествующий месяц не превысила 3000 минимальных заработных плат.[15]
Объект налогообложения
В Российской Федерации,
как и в Республике Беларусь, объектом налогообложения признается реализация товаров
(работ, услуг) на территории государства, в том числе использование товаров (работ,
услуг) для непроизводственных целей, обмен товаров (работ, услуг), их безвозмездная
передача, натуральная оплата работников. Объектом налогообложения в обоих
государствах является ввоз товаров на их таможенную территорию. Кроме того, в
Республике Беларусь объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров
(работ, услуг) в Российскую Федерацию, Грузию и Туркменистан. В Российской
Федерации обороты по реализации товаров (работ, услуг) в государства - участники
СНГ также являются объектом налогообложения. Ввоз товаров, происходящих с
территорий этих государств, в Российской Федерации НДС не облагается. Данное положение
применяется и в Республике Беларусь по товарам, ввозимым и происходящим с
территорий Российской Федерации, Грузии и Туркменистана.
В целях определения реализации
на территории Республики Беларусь и Российской Федерации работ и услуг производится
определение места их реализации, порядок установления которого как Республике
Беларусь, так и в Российской Федерации одинаков.[12]
Освобождение от НДС
Как в Российской Федерации,
так и в Республике Беларусь от налогообложения освобождаются обороты по
реализации на территории этих государств:
1. лекарственных средств,
а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского
(ветеринарного) назначения. Но в Российской Федерации освобождение данных
товаров производится на основании перечня этих товаров, утвержденного
Правительством. Кроме того, в Республике Беларусь обороты по реализации этих товаров
в Российскую Федерацию также освобождаются от налогообложения;
2. медицинских
(ветеринарных) услуг, оказываемых предприятиями, имеющими статус медицинских
(ветеринарных) учреждений, врачами и ветеринарами, имеющими специальные разрешения
(лицензии) на осуществление частной медицинской или ветеринарной практики, за
исключением косметологических услуг нелечебного характера. В Российской
Федерации обороты по реализации ветеринарных и санитарно- эпидемиологических услуг
не освобождаются от налогообложения, за исключением этих услуг, финансируемых
из бюджета;
3. услуг по уходу за
больными, инвалидами и престарелыми. В Российской Федерации освобождаются эти услуги,
предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты
лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими
заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;
4. услуг по содержанию
детей в дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях
и студиях, музыкальных и спортивных школах;
5. продуктов питания,
произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных
заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения.[5] В
Российской Федерации также освобождаются обороты по реализации продуктов
питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и
реализуемых ими указанным столовым. Также в Российской Федерации данные положения
применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других
учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или
частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного
медицинского страхования;
6. услуг в сфере
образования, связанных с учебным, учебно- производственным и воспитательным
процессом, оказываемых предприятием, аккредитованным (аттестованным) в общеустановленном
порядке в качестве учебного заведения системы образования;
7. услуг в сфере
культуры и искусства (в том числе реализация билетов и абонементов на
театрально-зрелищные, культурно - просветительные мероприятия) по перечню таких
услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. В Российской Федерации
перечень данных услуг изложен в Налоговом кодексе;
8. ритуальных услуг,
оказываемых похоронным бюро, кладбищем или крематорием, услуг по изготовлению
надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с
погребением. В Российской Федерации реализация похоронных принадлежностей освобождается
по перечню, утвержденному Правительством;
9. религиозной литературы
и (или) предметов религиозного назначения (за исключением подакцизных), а также
услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных
собраний или других культовых действий;
10. по номинальной цене
почтовых марок (за исключением коллекционных), маркированных открыток и
конвертов, акцизных марок, марок пошлин и сборов;
11. жилищно-коммунальных
и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание)
жилыми помещениями), оказываемых населению;
12. работ по
строительству и ремонту объектов жилищного фонда.
В Российской Федерации
освобождаются только обороты по реализации работ, выполняемых в период реализации
целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для
военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов);
13. работ по строительству,
реконструкции и реставрации культовых зданий религиозных организаций
(объединений), а также по реконструкции и реставрации историко-культурных
ценностей, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики
Беларусь. В Российской Федерации данное освобождение вводится с 1 января 2002
г.;
14. услуг по перевозке пассажиров
городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным
и автомобильным транспортом пригородного сообщения;
15. изделий народных промыслов
(ремесел) признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных),
образцы которых приняты в порядке, установленном Советом Министров Республики
Беларусь (Правительством Российской Федерации);
16. товаров (работ, услуг)
собственного производства (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных
посреднических услуг): предприятиями, в которых численность инвалидов составляет
не менее 50 процентов от списочной численности промышленно производственного персонала
в среднем за период. В Российской Федерации предусмотрено ограничение ввиду того,
что доля фонда оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда в целом по предприятию
должна составлять не менее 25 процентов; лечебно-производственными мастерскими противотуберкулезных,
психиатрических (психоневрологических) учреждений;
17. драгоценных металлов
и драгоценных камней, сдаваемых в Государственный фонд драгоценных металлов и
драгоценных камней, а также концентратов и других промышленных продуктов, лома
и отходов, содержащих драгоценные и цветные металлы и сдаваемых в головные
организации по сбору и переработке драгоценных металлов для дальнейшей переработки
и аффинирования. В Российской Федерации эти обороты облагаются по нулевой
ставке;
18. товаров в магазинах
беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;
19. ценных бумаг и финансовых
инструментов срочного рынка (форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных
аналогичных финансовых инструментов срочного рынка);
20. лотерейных билетов
по лотереям;
21. банками и
небанковскими финансовыми организациями операций по:
- предоставлению
кредитов (ссуд), кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных
операций, включая управление кредитами или кредитными гарантиями, если такое управление
осуществляется лицами, предоставившими эти кредиты;
- осуществлению
банковского обслуживания клиентов, в том числе по осуществлению операций,
связанных с ведением расчетных (текущих), депозитных или иных счетов, а также по
осуществлению операций, непосредственно связанных с денежными переводами,
перечислениями или поручениями, долговыми обязательствами, чеками либо другими
обращающимися платежными средствами;
- обращению валюты или
иностранной валюты, если такие операции не осуществляются в целях нумизматики,
не связаны с реализацией валюты Национальному (Центральному) банку или банку другого
государства изготовившим ее предприятием и не являются предметом услуг по
хранению, перевозке или инкассации валюты;
- привлечению (и (или)
управлению) денежных средств, ценных бумаг (их производных), имущества
предприятий и физических лиц в целях их последующего размещения для получения
дохода, если это не связано с формированием (пополнением) уставного фонда;
- осуществлению прав требования
по кредитным договорам на основании договоров цессии (уступки требования);
22. услуг, непосредственно
связанных с азартной игрой на предприятиях, занимающихся игорным бизнесом;
23. товаров (работ, услуг),
изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) предприятиями исправительно-трудовых
учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы Министерства внутренних дел
Республики Беларусь. В Российской Федерации освобождается от налогообложения только
внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд)
организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими
товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
24. услуг адвокатов и
юридических консультаций по оказанию юридической помощи населению;
25. научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, опытно- технологических работ, зарегистрированных в
государственном реестре в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
В Российской Федерации освобождается от налогообложения выполнение научно -
исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а
также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда
технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством
Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение
научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ учреждениями
образования и науки на основе хозяйственных договоров;
26. услуг по
страхованию, сострахованию и перестрахованию;
27. индивидуальными
предпринимателями и организациями книжной продукции, связанной с образованием,
наукой и культурой, а также работы и услуги по ее изданию, производству и
распространению. В Республике Беларусь данные обороты освобождаются до 1 января
2002 г.;
28. товаров (работ,
услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и
приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического
и (или) административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих
вместе с ними членов их семей). В Российской Федерации данные обороты
облагаются по нулевой ставке;
29. сумм, полученных
уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям
и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, все виды лицензионных,
регистрационных, патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными
органами, в том числе органами местного самоуправления, иными уполномоченными
органами). [3]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|