<*> Заполняется в случае, если налоговое
правонарушение
непосредственно связано с неуплатой
(неполной уплатой) налога.
В случае, если налоговые санкции не
будут внесены в бюджет в
указанный срок,
_______________________________________
(наименование налогового органа)
в соответствии со статьей 103.1 части первой
Налогового кодекса
Российской Федерации обратит Решение о
взыскании налоговой санкции от __________ г. N ___ в отношении
______________________________
(ИНН/КПП, наименование - для
______________________________________________________
организации; ИНН, Ф.И.О. - для индивидуального
предпринимателя)
к принудительному исполнению.
Руководитель (заместитель руководителя)
налогового органа ___________
___________
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Получено
_______________________________________________
(подпись и Ф.И.О. налогоплательщика
(иного лица) либо его
____________________________________________________________
уполномоченного представителя, дата
получения)
Статьей 103.1 НК РФ введено новое
понятие - решение о взыскании налоговой санкции, принимаемое руководителем
(заместителем руководителя) налогового органа на основании решения о
привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение
налогового правонарушения. НК РФ не содержит специальных требований по форме
решения о взыскании налоговой санкции, поэтому до выхода соответствующих
нормативных правовых актов налоговые органы вправе устанавливать форму такого
решения самостоятельно. Возможная форма такого решения приведена ниже.
Решение N __
о взыскании с налогоплательщика (иного
лица)
налоговой санкции
_______________________________________ ______________
г.
(наименование населенного пункта) (дата)
Руководитель (заместитель руководителя)
_________________________
(наименование налогового
___________________________________________________________,
органа, классный чин, Ф.И.О.))
рассмотрев Решение о привлечении
налогоплательщика (иного лица) к
ответственности за совершение налогового
правонарушения
от_____________________________ г. N
_____________________
в отношении ___________________________________________
(полное наименование организации,
ИНН/код причины
_________________________________________________________
постановки на учет (Ф.И.О.
индивидуального
_________________________________________________________,
предпринимателя, ИНН))
Руководствуясь ст. ст. 31 и 103.1 Налогового
кодекса
Российской Федерации
РЕШИЛ:
1. Взыскать с
___________________________________________________________
(полное наименование организации (Ф.И.О.
индивидуального
____________________________________________________________
предпринимателя))
налоговые санкции, предусмотренные:
1.1. пунктом ______ статьи ______ части
первой Налогового кодекса Российской Федерации за ___________________________
(указывается состав налогового правонарушения,
налоговый период, в течение которого оно __________ в виде штрафа в размере
_________________________ руб.; совершено)
1.2. пунктом ______ статьи ______ части
первой Налогового кодекса Российской Федерации за _________________________
(указывается состав налогового правонарушения,
налоговый период, в течение которого оно __________ в виде штрафа в размере
_________________________ руб.; совершено)
2. Настоящее Решение вступает в законную
силу ______ 200 __ г.
в случае неуплаты налогоплательщиком
(иным лицом) указанных в п. 1 настоящего Решения налоговых санкций в добровольном
порядке и обращается к исполнению путем направления постановления судебному приставу-исполнителю.
3. Предложить
________________________________________________
(полное наименование организации
___________________________________________________________
(Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя))
до вступления настоящего Решения в законную
силу уплатить суммы налоговых санкций, указанные в п. 1 настоящего Решения, в добровольном
порядке.
Руководитель (заместитель руководителя)
_______________________________________
(наименование налогового органа)
_______________________________________ __________
__________
(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)
Копию Решения о взыскании с налогоплательщика
(иного лица)
налоговой санкции получил:
_______________________________
(должность и Ф.И.О. руководителя
_________________________________________________________
организации, полное наименование
организации
_________________________________________________________
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
либо
________________________________________________________
Ф.И.О. ее (его) представителя)
________________________ ____________
(подпись) (дата)
По смыслу п. п. 2, 3 и 7 ст. 103.1 НК РФ
решение о взыскании налоговой санкции должно приниматься руководителем
(заместителем руководителя) налогового органа сразу же после принятия решения о
привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение
налогового правонарушения и до направления налогоплательщику (иному лицу)
требования о добровольной уплате налоговой санкции. При этом решение о
взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному
исполнению только в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или
индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции
в срок, указанный в требовании о ее уплате (п. 3 ст. 103.1 НК РФ).
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ
налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту
решения налогового органа.
По мнению автора, в случае совершения
налогового правонарушения, подпадающего под критерии, изложенные в п. 1 ст.
103.1 НК РФ, налогоплательщику (иному лицу), привлекаемому к налоговой
ответственности, практически одновременно должны быть направлены три документа:
- решение о привлечении
налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового
правонарушения;
- решение о взыскании налоговой санкции;
- требование об уплате налоговой
санкции.
В то же время конкретный срок
направления налогоплательщику (иному лицу) решения о взыскании налоговой
санкции и требования об уплате налоговой санкции по отношению к дате вынесения
решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
не определен. На практике в ближайшее время, наиболее вероятно, будет
использоваться вариант, когда решение о взыскании налоговой санкции и
требование об уплате налоговой санкции направляются налогоплательщику
(налоговому агенту) вместе с требованием об уплате налога и соответствующих
пеней в десятидневный срок с даты принятия решения о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 70 НК РФ).
По мнению автора, решение о взыскании
налоговой санкции должно содержать:
- номер решения, дату его вынесения;
наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый
орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию,
имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа,
которым вынесено решение; дату и номер решения о привлечении налогоплательщика
(иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании
которого выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и
отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер
налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; ИНН/КПП;
- ссылку на ст. 103.1 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющую право руководителю
(заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о взыскании
налоговой санкции; указания на статьи части первой Налогового кодекса
Российской Федерации, предусматривающие меры ответственности за конкретные
налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику (иному лицу) меры
ответственности, суммы налоговых санкций, подлежащих уплате в бюджет; указание
на налоговый период, в течение которого совершено налоговое правонарушение,
связанное с неуплатой (неполной уплатой) налога;
- срок вступления решения в законную
силу;
- предложение налогоплательщику (иному
лицу) добровольно уплатить суммы налоговых санкций до вступления решения в
законную силу.
Налогоплательщик (иное лицо),
привлекаемый(ое) к налоговой ответственности, получив указанные выше решения и
требование об уплате налоговой санкции, имеет право:
- добровольно уплатить соответствующую
сумму налоговой санкции в полном объеме в указанный в требовании срок (в этом
случае решение о взыскании налоговой санкции в законную силу не вступает);
- в случае временного отсутствия
(недостаточности) денежных средств на расчетном счете согласовать с налоговым
органом срок инкассового (безакцептного) взыскания штрафов (а также налогов и
пеней) в соответствии со ст. 46 НК РФ (при этом срок вступления в силу решения
о взыскании налоговой санкции переносится либо решение вообще может быть
отменено; если в согласованный срок денежные средства, позволяющие в полном
объеме выполнить обязательства перед бюджетом и уплатить налоговые санкции, у налогоплательщика
либо налогового агента не появились, налоговый орган вправе взыскать налоговую
санкцию за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) -
организации, индивидуального предпринимателя в порядке, определенном ст. 47 НК
РФ);
- обжаловать решение о взыскании
налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган или арбитражный суд в порядке,
определенном п. п. 4 - 6 ст. 103.1 НК РФ (в этом случае вступление такого
решения в законную силу либо исполнение вступившего в законную силу решения
приостанавливается, на основании результатов успешного для налогоплательщика
(иного лица) обжалования решение может быть отменено);
- поступить иным образом (в этом случае
решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления
в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего
постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "Об исполнительном производстве").
2.4 Исполнение решения о взыскании налоговой санкции
Принудительное исполнение решения о
взыскании налоговой санкции непосредственно не относится к компетенции
налоговых органов и производится судебными приставами-исполнителями.
Специальный порядок подготовки
исполнения и непосредственно исполнения решения о взыскании налоговой санкции
нормативными правовыми актами ФНС России и ФССП России в настоящее время не
определен, в отличие от порядка исполнения постановлений налоговых органов о
взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика
(налогового агента) <*>. До введения в действие соответствующих
подзаконных нормативных правовых актов при подготовке постановлений о взыскании
налоговых санкций налоговым органам можно напрямую руководствоваться Налоговым
кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном
производстве".
<*> См. Приказ МНС России и
Минюста России от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215 "Об утверждении
Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных
приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному
исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных
документов" и Методические рекомендации по организации взаимодействия
налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства
юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о
взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации
или налогового агента-организации (утв. Приказом Минюста России и МНС России от
13 ноября 2003 г. N 289/БГ-3-29/619).
Постановление налогового органа о
взыскании налоговой санкции должно соответствовать требованиям ст. 103.1
Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "Об
исполнительном производстве".
По мнению автора, в исполнительном
документе - постановлении о взыскании налоговой санкции - должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество должностного
лица и наименование налогового органа;
- дата вынесения и номер решения
руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налоговой санкции;
- дата вступления в силу решения
руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налоговой санкции;
- резолютивная часть решения
руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налоговой санкции;
- полное наименование организации
(фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный
номер налогоплательщика, место нахождения налогоплательщика (иного лица), в
отношении которого должны быть совершены исполнительные действия;
- дата выдачи постановления налогового
органа.
Постановление подписывается
руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой
печатью налогового органа.
Получив постановление налогового органа
о взыскании налоговой санкции, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок
выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении
исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок
для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе
требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения
исполнительного производства, и уведомляет лицо, привлекаемое к налоговой
ответственности, о принудительном исполнении указанных требований (по истечении
установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по
совершению исполнительных действий). В качестве мер принудительного исполнения
могут рассматриваться безакцептное списание средств со счетов, изъятие и
реализация иного имущества и т.д.
В целях обеспечения исполнения
постановления налогового органа по заявлению взыскателя судебный
пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении
исполнительного производства вправе произвести опись имущества лица,
привлекаемого к налоговой ответственности, и наложить на него арест, о чем
указывается в этом постановлении.
Копии постановления о возбуждении
исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения
направляются налоговому органу и лицу, привлекаемому к налоговой
ответственности.
2.5 Обжалование налоговых санкций
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый
налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых
органов ненормативного характера (решения, требования), действия или
бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему
должностному лицу) или в суд, если такие акты, действия или бездействие, по
мнению налогоплательщика (налогового агента), нарушают его права. Иными
словами, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено право налогоплательщика на
административное и судебное обжалование, причем только таких актов и деяний
налоговых органов, которые нарушают его права и законные интересы.
Лицо, привлекаемое к ответственности за
совершение налогового правонарушения в порядке, определенном ст. 103.1 НК РФ,
имеет достаточно средств для своей защиты и может обжаловать как отдельно
требование о взыскании налоговой санкции, решение о взыскании налоговой санкции
или решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности,
так и все три названных документа вместе.
Согласно п. 4 ст. 103.1 НК РФ в случае
обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения
приостанавливается. В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его
исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным
процессуальным законодательством Российской Федерации. В последнем случае организация
или индивидуальный предприниматель, привлекаемые к налоговой ответственности, в
соответствии со ст. 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации имеют право просить обеспечения у суда даже до подачи иска.
Если лицо, привлекаемое к налоговой
ответственности, решило обжаловать решение налогового органа, оно в
соответствии с п. 6 ст. 103.1 НК РФ обязано одновременно с подачей жалобы
направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы.
В законе определен общий срок для
обжалования решений налогового органа - три месяца для обращения в вышестоящую
инстанцию (п. 2 ст. 139 НК РФ) и аналогичный срок для обращения в суд (п. 4 ст.
198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом
согласно п. 5 ст. 103.1 НК РФ в случае обжалования решения о взыскании
налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу) срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со
дня, когда индивидуальному предпринимателю, организации стало известно о
вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным
лицом).
В случае возбуждения исполнительного
производства у организации или индивидуального предпринимателя также есть
возможность обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя - на это
дано 10 дней с момента начала исполнительного производства (п. 6 ст. 9
Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Таким образом, налогоплательщик (иное
лицо), в отношении которого вынесено решение о взыскании налоговой санкции,
имеет достаточно способов защиты от неправомерных, по его мнению, действий
налогового органа. Соответственно, утверждения некоторых экспертов о том, что
новый порядок взыскания налоговых санкций противоречит конституционному
принципу неприкосновенности частной собственности, на взгляд автора, обоснованными
считать нельзя.
2.6 Исковое заявление налогового органа о взыскании налоговой
санкции
В случае если сумма штрафа, налагаемого
на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает пять тысяч
рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному
нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч
рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению
законодательства о налогах и сборах, а также в случае если к ответственности
привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем,
такие штрафы налоговые органы будут продолжать взыскивать исключительно в
судебном порядке согласно требованиям ст. 104 НК РФ и п. 7 ст. 114 НК РФ.
Таким образом, на основании одного и
того же решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности
за совершение налогового правонарушения может использоваться одновременно два
порядка взыскания налоговых санкций - несудебный, определенный ст. 103.1 НК РФ,
и судебный, определенный ст. 104 НК РФ.
Первый применяется в случае, если сумма
штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч
рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному
нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч
рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению
законодательства о налогах и сборах, второй - в иных случаях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проделанной работе исследовалась
одна из важнейших тем - ответственности за налоговые правонарушения.
Налоговая
система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает
главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы
налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
Нестабильность
наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д.
несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как
отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность
сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика,
налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую
массу.
Анализ
реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что
выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой
системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий;
объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
Проблем
в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в
том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками.
Нерешенность
многих проблем административной ответственности связана с неразработанностью понятийного
аппарата. Это касается в первую очередь таких основополагающих понятий, как
«финансовая ответственность», «налоговая ответственность», «налоговое правонарушение»,
активно используемых в нормотворческой практике и научной правовой литературе.
На
фоне разбросанности, бессистемности, искажения, дублирования норм, содержащих положения
об административной ответственности за нарушение налогового законодательства принятие
поправок к первой части Налогового кодекса призвано положить конец манипулированию
такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной
публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и
сборов.
Систематизация
норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась
объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы.
Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте
особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее
логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт
налоговых правонарушений и ответственности.
Устанавливая
систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы
возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых
правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не
только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но
и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение
налогоплательщиков и других участников правоотношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
НК часть 1,2.
2.
Брызгалин А. В.
Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика.
2005. № 19-20.
3.
Павлова Л. П.
Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы.
2004. № 1.
4.
Гутнов Е. В.
Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 2005. №
2.
5.
"Налоговый
вестник", 2006, N 3
6.
"Бухгалтерский
бюллетень", 2006, N 4
7.
"Право и
экономика", 2006, N 4
8.
Методические
рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части
второй Налогового кодекса РФ: Приказ МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03-/447 (в
посл. действ. ред.)// Консультант плюс.
9.
Методические
рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса
РФ: Приказ МНС РФ от 18.12.2000 № БГ-3-03-/440(в посл. действ. ред.)//
Консультант плюс.
10.
Методические
рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части
второй Налогового кодекса РФ: Приказ МНС РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08-/415(в
посл. действ. ред.)// Консультант плюс.
11.
Методические
рекомендации по применению главы 24 «Единый социальный налог» части второй
Налогового кодекса РФ Приказ МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05-/344(в посл.
действ. ред.)// Консультант плюс.
12.
Методические
рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй
Налогового кодекса РФ Приказ МНС РФ от 20.12.2002 № БГ-3-02/729(в посл. действ.
ред.) // Консультант плюс.
13.
Налоги: Учеб.
пособие. / Под ред. Д.Г.Черника. 4-е изд. М.: Финансы и статистика, 2003. 544
с.
14.
Налоги и
налогообложение: сб.задач / сост. Комарова Г.П., Гущина И.В., Орлова Е.Н.,
СодномоваС.К., ЯрунинаА.Г., КиргизоваО.А. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. 148с.
15.
Юткина Т.Ф.
Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2003. 429 с.
Страницы: 1, 2, 3
|