Грубое нарушение
организации правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения. Согласно п. 1 ст. 120 НК
РФ, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет
взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учёта
доходов и расходов и объектов налогообложения в данном случае понимается
отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учёта, систематическое (два раза и более в течение календарного
года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта
и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Те же деяния, если они
совершены в течение более одного налогового периода, влекут уже взыскание
штрафа в размере 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). Когда такие действия
повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 10 % от суммы
неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
2.3 Неисполнение
обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов
Согласно п. 1 ст. 122 НК
РФ, если неуплата или неполная уплата сумм налога имела место в
результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или
других неправомерных действий (бездействия), то она влечет взыскание штрафа в
размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
Штраф увеличивается до 40
% от неуплаченных сумм налога в том случае, когда указанные деяния были
совершены умышленно (п. 3 СТ. 122 НК РФ).
Согласно ст. 123 НК РФ, неправомерное
неперечислении (неполное перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и
перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от
суммы, подлежащей перечислению.
Здесь необходимо иметь в
виду, что налоговые агенты, согласно ст. 25 НК РФ, обязаны правильно и
своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых
налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды)
соответствующие налоги.
2.4 Воспрепятствование
законной деятельности органов налогового администрирования
Несоблюдение порядка
владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в
размере 10 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ).
Диспозицией данной статьи
охватываются действия, нарушающие порядок ограничения прав
налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Согласно ст. 77 НК РФ,
при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным
имуществом, а владеть и пользоваться им может только с разрешения и под
контролем налогового или таможенного органа. При частичном же аресте
допускается распоряжение имуществом, но оно также как владение и пользование
осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения
налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие
имущества на которое наложен арест, и составляет данное налоговое
правонарушение.
Согласно п. 1 ст. 126 НК
РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым
агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере 50
руб. за каждый непредставленный документ. Данное правонарушение заключается в
игнорировании положений ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой, налоговые
органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по
формам, установленным государственными органами и органами местного
самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и
перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)
налогов и сборов.
Непредставление же
налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе
организации за исключением банка, предоставить имеющиеся у нее документы,
предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового
органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо
предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет
взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Неявка либо уклонение от
явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом
правонарушении, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 128 НК
РФ). В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний
может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны
какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового
контроля. Неправомерный же отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача
заведомо ложных показаний наказываются штрафом в 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 128 НК
РФ).
Отказ эксперта,
переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, влечет взыскание штрафа
в размере 500 руб. (п. 1 ст. 129 НК РФ). Согласно ст. 95-97 НК РФ, указанные
лица привлекаются налоговыми органами для оказания содействия в осуществлении
налогового контроля. Дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо
ложного перевода, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (п. 2 ст. 129
НК РФ).
Неправомерное несообщение
(несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с
законодательством о налогах и сборах это лицо должно сообщить налоговому органу
при
отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в
размере 1 тыс. руб. (ст. 126 НК РФ), а те же деяния, совершенные повторно в
течение календарного года, - 5 тыс. руб. (ст. 129 НК РФ). В данном случае
имеется в виду, прежде всего, неисполнение обязанностей лицами, которые в
соответствии с законодательством о налогах и сборах обязаны сообщать налоговым
органам сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Так, например, органы
юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие
нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего
нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной
деятельности или назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой,
или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.
Выводы и предложения
Рассмотрев
налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные
виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а
так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства
о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:
1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением,
возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта.
Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями
компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но
взаимообусловленные стадии.
2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской
Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими
принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.
Так согласно
ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое
правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса,
налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом)
и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой
ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении
налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.
Данное
противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1
Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109
Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно
уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него
появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его
не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.
3. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих
ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их
применении. Прежде всего, это вязано:
- с
несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126
Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает
положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед
законом. В связи с эти обстоятельством мы предлагаем санкцию по п.1 ст.126
Кодекса изложить в следующей редакции: «влечет взыскание штрафа в размере 50
рублей за просрочку в предоставлении совокупности документов, если
законодательством о налогах и сборах или подзаконными актами налогового органа
предусмотрено предоставление сведений и документов в совокупности (в едином
файле, под единым реестром), а так же штрафа в размере 50 рублей за просрочку в
предоставлении каждого документа, если вина лица за просрочку в предоставление
документ будет установлена отдельно от вины за просрочку в предоставлении
других документов.
- с их неудачным
содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов
права – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья
указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и за неполные
месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой
говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида
принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.
В связи с
этим мы предлагаем изменит диспозицию и санкцию ст.119 Налогового Кодекса
Российской Федерации-«Непредставление налоговой декларации» и установить
ответственность за неподачу за каждый день просрочки, то есть вести учет по
дням, а не по часам.
4. Включить
в Налоговый Кодекс Российской Федерации определение понятию налоговая
ответственность: налоговая ответственность представляет собой обязанность лица,
виновного в совершение налогового правонарушения, претерпевать меры
государственного принуждения, предусмотренные санкциями данного Кодекса,
состоящие в изложении дополнительных юридических обязанностей имущественного
характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном
порядке.
Таким
образом, на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации
все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие
ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется
это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных.
Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций,
каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна
рассматриваться в строгом соответствии законом.
В связи с
эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой
деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является
формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового
права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с
законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налоговое
законодательство Российской Федерации.
Заключение
Мною были
проанализированы основания и сущность ответственности за совершение налоговых
правонарушений, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательства
Российской Федерации, а также практика их применения. Также были изучены понятия
налогового правонарушения и ответственности за его совершение, виды
ответственности, законодательная база, регулирующая административные и
уголовные правонарушения в сфере налогов и сборов и сделаны выводы и
предложения по теме.
Цель курсовой работы была
полностью раскрыта, а задачи достигнуты.
Выяснено, что роль
налоговых нарушений в налоговом контроле очень важна, поэтому рассмотрение этой
темы актуально и перспективно. Установлено, что необходимо содействие
совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере
налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления
наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.
В
теоретическом плане мною было выяснено, что выводы и предложения, содержащиеся
в работе могут быть использованы: в дальнейших теоретических исследованиях,
связанных с проблемой налоговой ответственности в частности в теории налогового
права; в нормотворческой деятельности, как при разработке нормативных актов,
так и с целью устранения выявленных пробелов и недостатков; в
правоприменительной деятельности судебных органов, деятельности иных субъектов
правоотношений.
Практическая
значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в ней,
могут быть использованы для более совершенного нормативно-правового
моделирования налоговой ответственности компетентными субъектами
правотворчества, а так же в процессе толкования и реализации правовых актов.
Основные положения дипломного исследования являются важной базой для повышения
правосознания и правовой культуры общества должностных лиц, усиление активности
граждан и их коллективов.
Список
литературы
1. Налоговый кодекс
Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от
5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 01.10.09)
2. Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 12 декабря 2001г. №
195-ФЗ (в ред. 29.06.09)
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ
(ред. от 29.06.2009)
4. Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от
09.04.2009)
5. Система
КонсультантПлюс – Выпуск 12. Осень 2009г.
6. Налоговое право. Учебное пособие. Илья
Ильич Кучеров - Астра-полиграфия, 2005.
7. Баглай М.В. Налоговое право
Российской Федерации. Учебник для юридических вузов. - М.: Издательская группа
ИНФРА М - НОРМА, 2004.
8. Дубов В.В. Действующая
налоговая система и пути её совершенствования.//Финансы. - 2003. - № 4.
9. Емельянов А.С.
Правонарушения в сфере налогов и сборов и ответственность за них: сравнительный
анализ законодательства о налогах и сборах и законодательства об
административных правонарушениях // "Налоговый вестник" № 11 ноябрь
2002г.
10. Пепеляев С.Г.
Комментарии к главе 15. "Общие положения об ответственности за совершение
налоговых правонарушений" части первой НК РФ // "Ваш налоговый
адвокат", N 1, I квартал 2000 г.
11. Учеба.ru #"#">http://www.garant.ru/
Страницы: 1, 2, 3
|