Камеральная
налоговая проверка –
«это проверка представленных
налогоплательщиком
налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и
уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа
документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения
налогового органа»[32].
Сущность
камеральной налоговой проверки заключается в следующем:
·
контроль за
соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
·
выявление и
предотвращение налоговых правонарушений;
·
взыскание сумм
неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
·
привлечение
виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение
преступлений;
·
подготовка
информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для
проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная
налоговая проверка делится на 3 вида:
·
Формальная
проверка –
«проведение внешнего осмотра документов, в ходе которого проверяется наличие в
нем всех необходимых реквизитов, каких-либо посторонних записей, пометок»[33],
проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и
документов.
Пример
ошибок, которые могут быть найдены при проведении формальной проверки: «отсутствие
каких-либо реквизитов (данных одной из сторон правоотношений, печати, подписи,
единицы измерения и т.д.) или наоборот, наличие сомнительных реквизитов
(наличие подчисток, травлений, подклеек, приписок и других изменений в
документе), противоречия между реквизитами документа (формальное несоответствие
между штампом и печатью по названию предприятия, например) и др.»[34]
·
Арифметическая
проверка – это
осуществление контроля по правильности подсчета итоговых сумм, отражения
количественных и стоимостных показателей. При данной проверке проверяются суммы
как по строкам, так и в графах, то есть по горизонтали и по вертикали.
Пример
ошибок – завышение или занижение итоговых сумм в графах и по строчкам, дописки
штрихов и цифр, как в итоговых суммах, так и в отдельных строчках и колонках
·
Нормативная
проверка – «это
изучение документа на его соответствие действующим законам, нормативным актам,
инструкциям, правилам, ОСТам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности
применения расценок, ставок налогов и т.д. »[35]
Пример
ошибки, который может быть найден при проведении нормативной проверки: - учет
молока положено вести в литрах, а материально-ответственные лица, нарушая
инструкцию, могут вести его учет в килограммах и получится, что при
производстве молочных продуктов (сыра, масла, творога и т.д.) закупается молоко
у населения в литрах (в 1 л содержится 1030 г), а списывается в килограммах (в 1 кг содержится 1000 г), что создает излишки продукции в размере 30 г с 1 литра.
Таким
образом, посредством «исследования каждого отдельного документа при выявлении
нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при определении
объекта налогообложения и расчете сумм налога»[36].
Срок
проведения камеральной налоговой проверки – три месяца со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации, которая может подаваться как в письменном,
так и в электронном виде[37]. «Налоговый орган не
вправе проводить камеральную проверку без декларации на основе иных документов»[38].
Одной
из особенностей камеральной проверки является её проведение по месту нахождения
налогового органа.
В
соответствии со п. 3 ст.88 Налогового Кодекса в случае выявления ошибок,
противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах и
полученным в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с
требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести
соответствующие исправления в установленный срок, «но не вправе истребовать
дополнительные документы. Представление таких документов – право, а не
обязанность налогоплательщика»[39].
В
Налоговом кодексе исчерпывающе указаны случаи, когда проверяющие имеют право
запрашивать у налогоплательщика документы.
·
при использовании
налоговых льгот (проверяющие имеют право истребовать только документы,
подтверждающие право на льготы);
·
при указании
налогоплательщиком в декларации по НДС суммы налога, подлежащего возмещению из
бюджета (проверяющие вправе запросить только документы, подтверждающие право
применения налоговых вычетов);
·
при проведении
камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных
ресурсов;
·
если НК РФ
предусмотрена обязанность налогоплательщика представить вместе с подаваемой
декларацией документы.
Поэтому
«когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил
ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для
истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных
документов нет»[40].
В
соответствии со ст. 87 и 88 НК РФ не разрешается налоговым органам повторно
проводить камеральные проверки одной и той же декларации, за исключением подачи
налогоплательщиком уточненной декларации[41].
В
результате камеральной налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:
1.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
2. решение
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение
налогового правонарушения;
3.
решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть
проведения выездных проверок. «Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма
налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности
камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть
проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора
непосредственно на проверяемом объекте»[42].
Выездная
налоговая проверка –
«это проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и
перечисления) одного или нескольких налогов на основе анализа документальных
источников информации и фактического состояния объектов налогообложения,
назначаемая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового
органа и проводимая на территории (в помещении) налогоплательщика»[43].
Характерной
чертой выездной налоговой проверки является место ее проведения – на территории
(в помещении) налогоплательщика, однако, если налогоплательщик не может
предоставить помещение для проведения проверки, то она проводится в стенах
инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Согласно п. п. 1, 2 ст.
89 НК РФ проведение ВНП допустимо лишь в случае принятия и оформления
соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем,
в котором обязательно должны содержаться данные налогоплательщика, конкретные
проверяемые налоги, проверяемый период, персональные данные проверяющих
инспекторов
В соответствии со ст. 87
Налогового Кодекса объектом выездной налоговой проверки являются отчетная
документация налогоплательщика по одному или нескольким видам налога за период
не более трех календарных лет и текущий календарный год[44].
«Срок проведения – не
более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может
увеличить продолжительность налоговой проверки до четырех месяцев, а в
исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Увеличение срока
возможно в случаях проведения выездной налоговой проверки крупнейшего
налогоплательщика; получение информации, свидетельствующей о наличии у
налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей
дополнительной проверки; форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение,
пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка и проведение проверок
организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений[45].
Сроки проверки также
могут быть продлены до четырех месяцев в случае проверка организации, которая
имеет четыре обособленных подразделения и более; и до шести месяцев в случае,
когда организация открыла десять и более обособленных подразделений.
Помимо механизма
продления выездной налоговой проверки законодатель предусмотрел механизм
приостановления проверки. «Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ общий срок
приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести
месяцев и определяется и оформляется решением руководителем налогового органа
исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления
проверки»[46].
Перечень оснований для
приостановления проверки является закрытым, это (п. 9 ст. 89 НК РФ):
·
истребование
документов у контрагента или у иных лиц, располагающих документами
(информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента);
·
получение
информации от иностранных государственных органов в рамках международных
договоров Российской Федерации;
·
проведение
экспертиз;
·
перевод на
русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном
языке.
Во время приостановления
инспекторы не имеют права появляться на территории организации, требовать
документы и т.п. Таким образом, приостановление проверки означает прекращение
всех контрольных мероприятий, кроме того, которое послужило причиной
приостановления — например, экспертизы или встречной проверки.
Срок проведения выездной
проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории
проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды
между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и
предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В случае
если установленный срок представления документов оказывается слишком коротким и
не позволяет исполнить обязанность вовремя (к примеру, представить порядка 11
тыс. листов документов в виде копий, заверенных надлежащим образом)» [47],
то необходимо письменно уведомить проверяющих о невозможности исполнения
требования в установленный срок, обязательно указав причину, желательно указав
сроки ее подачи. Для подтверждения запроса необходимо решение руководитель
налогового органа.
Налоговый орган не вправе
проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по
одним и тем же налогам за один и тот же период.[48]»,
за исключением случая представления налогоплательщиком уточненной декларации с
суммой налога к уменьшению инспекция может назначить повторную выездную
проверку[49].
Помимо проверки
документов «контролеры на территории налогоплательщика, – осмотр помещений. Но
только внешний осмотр. Любые просьбы открыть сейф, включить компьютер и
показать программу и подобные незаконны»[50]. Осмотр нужен
налоговикам для того, чтобы решить – проводить ли инвентаризацию.
Также в ходе выездной
проверки должностные лица, осуществляющие проверку могут осуществить выемку,
изъятие документов. Как и при изъятии имущества оформляется протокол, который
подписывается инспектором, представителем налогоплательщика и двумя понятыми.
По окончании
выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной
проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. После
чего составляется акт о выездной
налоговой проверки, где производится описание найденных нарушений со ссылками
на законы, которые нарушены, а также документы, доказывающие эти нарушения, и
предложения проверяющего по устранению недочетов.
«В случае несогласия
налогоплательщика с нарушениями, указанными в Акте выездной налоговой проверки,
он может в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменное
объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по
его отдельным положениям»[51].
В результате выездной
налоговой проверки могут быть вынесены следующие решения:
1) решение о привлечении
налогоплательщика к ответственности;
2) решение об отказе в
привлечении налогоплательщика к ответственности.
Таким образом наглядна
видна эффективность налоговых проверок, которые позволяют осуществить
непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и
сборов налогоплательщиком: рассмотреть всю отчётность налогоплательщиков, представляемую
в налоговые органы в установленном порядке, сравнить суммы налогов, пени и
штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым
органом.
Однако, как отмечают
многие авторы, максимальной эффективности налоговых проверок как формы
налогового контроля можно достигнуть только через очень близкое взаимодействие
с другими его формами: получение объяснений налогоплательщиков, налоговых
агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности и др.
Большое значение имеет такая
форма налогового контроля как учет налогоплательщиков.
В соответствии с п. 1 ст.
83 НК РФ постановке на учет в налоговых органах подлежат как организации, так и
физические лица по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных
подразделений организации, месту жительства физического лица, а также по месту
нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по
иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Все указанные сведения включаются в
единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой
службы и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
«В
случае изменения место нахождения или место жительства налогоплательщика, его
снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик
состоял на учете. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по
новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании
документов, полученных от налогового органа по прежнему месту учета.
В
случае принятия организацией решения о прекращении деятельности обособленного
подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого
подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению плательщика в
течение 10 дней, но не ранее окончания выездной проверки»[52].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|