рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговый контроль по налогу на доходы физических лиц

При проверке обращается внимание на предусмотренный учредительными документами порядок распределения полученной прибыли, в том числе в виде выплаты дивидендов, процентов. В случае установления при дальнейшей проверке направления дивидендов по акциям на увеличение уставного капитала организации, суммы таких дивидендов, причитающихся акционерам - физическим лицам, подлежат включению в налоговую базу.

Помимо учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отражения хозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах.

В ходе документальной проверки изучается принятая в организации система и условия оплаты труда, зафиксированные в соответствующих положениях, коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства.

При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, приобретения проездных билетов, обучения в высших учебных заведениях, вручение подарков к праздничным и юбилейным датам, оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно т.п.).

Если, например, организацией осуществлены взносы по долевому участию в строительстве жилья, получение банковских кредитов для выдачи работникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств на выдачу безвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится с документами, определяющими порядок и условия улучшения жилищных условий работников проверяемой организации. При установлении в ходе проверки фактов приобретения и строительства жилья за счет средств организации, передаваемого бесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимо проверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличению на сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры, коттеджа, дачи).

Если проверяемая организация заключала договоры мены с физическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности обмена, предусмотренное для таких договоров гражданским законодательством.

При проверке достоверности и полноты налогового учета используются следующие источники информации:

- приказы и распоряжения о приеме на работу;

- расчетно-платежные ведомости;

         - налоговые карточки;

- данные синтетического учета по счету № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

- учетные регистры, отражающие выплаты по договорам гражданско-правового характера (договор подряда, возмездного оказания услуг и выполнения работ, аренды, поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки права требования, купли - продажи, договора займа, долевого участия в строительстве и т.д.), если одной из сторон по таким договорам выступает физическое лицо, получающее от проверяемой организации доходы в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды;

- документы (заверенные копии документов), подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты из налогооблагаемого дохода (на работника, его детей и иждивенцев), на освобождение от уплаты налога у источника получения дохода в связи с постановкой на налоговый учет в налоговом органе (например, на основании свидетельства о государственной регистрации предпринимателя), согласно нормам международных договоров и соглашений (заявление по форме № 5);

- с 01.01.05 уведомления, выданные инспекциями Федеральной налоговой службы, для предоставления имущественного налогового вычета у налогового агента;

- документы, подтверждающие расходы физических лиц по операциям купли - продажи ценных бумаг, если они принимались к зачету источником выплаты дохода;

- данные платежных документов на перечисление платежей по налогу на доходы физических лиц с данными, имеющимися в налоговом органе.

При проверке обоснованности списания с подотчетных лиц сумм, включая выданные на служебные командировки, следует иметь в виду, что в такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации могут направляться только работники данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях.

Инспекторам необходимо иметь в виду, что на физических лиц, заключивших с проверяемой организацией договоры гражданско-правового характера, законодательство о гарантиях и компенсациях за время нахождения в командировках не распространяется, вместе с тем такие лица могут получать под отчет суммы, связанные с оплатой расходов при выполнении обусловленных договором работ, например, расходы по проезду и проживанию. В случае документального их подтверждения стоимость таких расходов, оплаченная за счет средств организации, в налогооблагаемый доход физического лица не включается, а также она не относится на уменьшение дохода, полученного в связи с выполнением работ по гражданско-правовым договорам.

При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда.

Проверка проводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя о командировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательными документами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, Главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению в налоговую базу физических лиц в установленном порядке.

Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов в соответствии со ст. 123 НК РФ (часть первая), с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

Предприятие обязано перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а предприятия, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ.

Налог перечисляется в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а если средства на оплату труда выплачиваются из выручки от реализации продукции, выполненных работ, то налог перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. При недостаточности средств на оплату труда и уплату налога в полном объеме, налог перечисляется в бюджет пропорционально размеру выплаченных средств.

Если налоговым агентом перечислен налог в более поздние сроки, то в соответствии со ст. 75 НК РФ, ему будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере процентной ставки, равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом[8].

С 01.01.2001 года налоговые агенты освобождаются от обязанности представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы в том числе, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается руководителем проверяемой организации.

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки установлены Министерством РФ по налогам и сборам.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации - налогоплательщика под расписку.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По истечении срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Материалы проверки рассматриваются в присутствии главного бухгалтера проверяемого предприятия. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недобора по налогу, пени, задолженности бюджету и штрафных санкций.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику под расписку.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций привлекаются к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам в соответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях.

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций, производятся должностным лицом суда.

Итак, основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления налога на доходы физических лиц, по результатам которых бюджет дополнительно получает денежные средства, поступающие на финансирование расходной части казны.


4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Вариант 6


Гражданин Иванов Иван Иванович работает в ООО «ТОМ». Ежемесячный оклад составляет 30 300 рублей. В июне организация выплатила ему материальную помощь в размере 12 500 рублей. Иванов И.И., женат, имеет на иждивении двоих детей в возрасте 19, 15 лет и жену – инвалида третьей группы. Старший сын является студентом высшего учебного заведения очной формы обучения. Учится на бюджетной основе.

В марте Иванов И.И. продал принадлежавшую ему на праве собственности ¼ часть квартиры, за 170 000 рублей (инвентаризационная стоимость – 200 000 рублей). В мае 2008 года Иванов оплатил обучение старшего сына в автошколе. Стоимость обучения составила 15 000 рублей. В сентябре Иванов оплатил операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава, сделанную его жене в Научно-исследовательском институте ортопедии и травматологии в г. Иркутске, стоимостью 180 000 рублей. Он также уплатил страховые взносы по договору добровольного личного страхования в сумме 3 000 рублей. В мае Иванов разработал компьютерную программу и решил получить на нее свидетельство об официальной регистрации.

Требуется: определить суммы всех налогов, которые должен уплатить Иванов И.И. и суммы всех вычетов, которые ему должны и могут быть предоставлены (указать, что нужно сделать, чтобы их получить).


Решение комплексной задачи:

Данные

Сумма, руб.

Состоит в зарегистрированном браке


Имеет жену-инвалида третьей группы

Имеет на иждивении 2 детей в возрасте 15 и 19 лет (студент высшего учебного заведения очной формы обучения. Бюджетная основа)


В марте 2008 г. продал принадлежавшую ему на праве собственности ¼ часть квартиры

170 000

Инвентаризационная стоимость квартиры

200 000

Ежемесячный оклад

30 300

Оплатил обучение старшего сына в автошколе

15 000

Материальная помощь, предоставленная работодателем в июне

12 500

В сентябре 2008 г. оплатил операцию по эндопротезированию тазобедренного сустава, сделанную его жене в Научно-исследовательском институте ортопедии и травматологии

180 000

Оплатил страховые взносы по договору добровольного личного страхования

3 000


Решение:

1. Рассчитаем суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемой с гражданина ежемесячно в течение налогового периода у налогового агента:


Период

по месяцам

Сумма дохода нарастающим итогом с начала года

Сумма стандартных вычетов нарастающим итогом

База налога нарастающим итогом с начала года

Сумма налога начисленная

Сумма налога удержанная

1

01

30 300

1 400

28 900

3 757

3 757

2

01-02

60 600

2 400

58 200

7 566

3 809

3

01-03

90 900

3 400

87 500

11 375

3 809

4

01-04

121 200

4 400

116 800

15 184

3 809

5

01-05

151 500

5 400

146 100

18 993

3 809

6

01-06

181 800

6 400

131 600

17 108

3 809

7

01-07

212 100

7 400

175 400

22 802

3 809

8

01-08

242 400

8 400

234 000

22 828

3 809

9

01-09

272 700

9 400

263 300

30 420

3 809

10

01-10

303 000

9 400

293 600

38 168

3 939

11

01-11

333 300

9 400

323 900

42 107

3 939

12

01-12

363 600

9 400

354 200

46 046

3 939


В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ гражданин имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 40 000 рублей. В данном случае такой вычет предоставляется только в январе.

Кроме того, работник имеет право на налоговый вычет на своих детей (п. 4 ст. 218 НК РФ). В данном случае у плательщика двое детей. Вычет предоставляется следующим образом: на первого ребенка, которому 19 лет вычет предоставляться не будет, так как он учится на бюджетной основе, а на второго ребенка, которому 15 лет - 1 000 рублей ежемесячно (п.п.1 п.4 ст.218 НК РФ). Вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей. В данном случае – с января по сентябрь.

2. В июне гражданин получил материальную помощь в сумме 12 500 рублей. На основании п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы не превышающие 4 000 рублей, полученные в виде сумм материальной помощи, оказываемой работодателям своим работникам. Следовательно, сумма, превышающая 4 000 рублей подлежит налогообложению по ставке 13% (12 500-4 000)* 13%=1105 рублей.

3. В мае Иванов разработал компьютерную программу и решил получить на нее свидетельство об официальной регистрации. В соответствии со ст. 333.30 размер госпошлины будет составлять 270+135+180=585 руб.

4. Рассчитаем налог на имущество.

Гражданин является собственником 1/4 доли в квартире инвентаризационная стоимость, которой составляет 200 000 рублей. В данном случае необходимо применить норму п. 2 ст. 1 Закона о налогах на имущество физических лиц N 2003-1 от 9 декабря 1991 года: «Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе».

Налоговая ставка – 0,1% (п. 2 Решения Городской Думы четвертого созыва от 11.11.2005 г. № 23/98 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Усть-Илимск»).

Так как Иванов продал квартиру в марте, то налог составит (за три месяца): 200 000:4*0,1%*0,25= 12,5 руб. (3/12=0,25)

Сроки уплаты налога: равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября (п.3 Решения от 11.11.2005 г. № 23/98 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Усть-Илимск» Городской Думы четвертого созыва).

При продаже квартиры гражданин Иванов имеет право на имущественный вычет в размере 170 000 руб. на основании п.п. 1 п. 1 ст. 220. Данный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, договора купли-продажи имущества, а также платежных документов (квитанций к приходным ордерам, банковских выписок о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, денежных расписок - в случае осуществления сделки купли-продажи между физическими лицами).

4. Проверим, имеет ли гражданин право на социальные налоговые вычеты.

а) На основании п. 2 ст. 219 НК РФ гражданин имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за обучение своего сына в автошколе в размере 15 000 руб.

б) На основании п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ гражданин имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной за лечение супруги, которое составило 180 000 руб.

в) На основании п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ гражданин также имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной на страховые взносы по договору добровольного личного страхования (3 000 руб.)

В соответствии со ст. 333.30 п. 5 социальные налоговые вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде, значит, общая сумма социального вычета составит: (15000+180000+3000-120000)*13%=78000*13%=10140 руб.

Для получения вычета Иванову необходимо представить в налоговую инспекцию по месту регистрации налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и приложить следующие документы:

- письменное заявление о предоставлении социального налогового вычета.

- справку о доходах по форме 2-НДФЛ.

- копию договора с образовательным учреждением о предоставлении образовательных услуг.

- документы, подтверждающие фактическую оплату обучения.

- копию лицензии образовательного учреждения.

- заявление о перечислении денег на банковский счет.

- копию реквизитов банковского счета.

- договор (копию) добровольного личного страхования.

- документы, подтверждающие фактическую уплату за страховые взносы.

- копию свидетельства о рождении налогоплательщика (для подтверждения родства).

- копию договора с медицинским учреждением о предоставлении медицинских услуг.

- документы, подтверждающие фактическую оплату лечения.

- копию лицензии медицинского учреждения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенного исследования, можно прийти к следующим выводам.

Налог на доходы физических лиц с граждан (подоходный налог) – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики.

Широкое распространение этого налога во многих странах мировой системы, вызвано тем, что он удерживается с облагаемого дохода, представляющего собой совокупный годовой доход за вычетом разрешенных законом скидок и льгот, а его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального.

В Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

Необходимо отметить, что налогообложение в Российской Федерации в целом сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей.

Во-первых, отсутствие стабильности в проведении экономической и финансовой политики.

Во-вторых, несовершенство налогового законодательства, запутанность и неоднозначность трактовки законодательных и нормативных актов.

В-третьих, низкий уровень доходов подавляющего большинства населения.

В-четвертых, массовое уклонение от налогообложения.

Что касается непосредственно рассматриваемого налога, то из-за несовершенства налоговой системы в целом, он также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания.

Однако есть и положительные моменты: налоговой реформой, проводимой в стране, взят курс на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширена система льгот в подоходном налогообложении, впервые введены социальные, имущественные и профессиональные вычеты. Так, например, в последние годы главное внимание уделяется мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сбора, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

Главными задачами контроля за соблюдением налогового законодательства является проверка соблюдения требований по ведению налогового учета доходов физических лиц; полноты и своевременности представления сведений о доходах и об удержанных суммах налога; достоверности отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога на доходы физических лиц; правильности определения совокупного годового дохода физических лиц; удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Налоговый Кодекс РФ. 2009 г.

3. ФЗ РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1

4. ФЗ РФ «О Государственной налоговой службе РФ» от 21.03.91г. с изменениями и дополнениями.

5. Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991 г. Ст.492

6. Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. 2006 г.

7. Буландже М. Служба государственной важности. Налоговый вестник. 1995 г.

8. Гейц Н.В. Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами.- М. (Дело и сервис). 2006 г.

9. Еналеева И.Д. Налоговое право России: Учебник для вузов / ЗАО Юстицинформ, 2006 г.

10. Кашин И.С. О применении главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.// Налоговый вестник .- № 4.- 2004

11. Пепеляев С.Г. Налоговое право / Юристъ, 2004 г.

12. Пепеляев С.Г. Ваш налоговый адвокат. М., 2001 г.

13. Сажина М.А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать. 1996 г.

14. Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. 2005 г.

15. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Пепеляев С.Г. Налоговое право. Юристъ, 2004 г.

[2] #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 N 03-04-05-01/13

[6] Пепеляев С.Г. Ваш налоговый адвокат. М., 2001 г. – С. 69

[7] Брысина Г.П.Из практики контроля за выполнение налогового законодательства. 2006 г. – С.128

[8] http://www.audit-std.ru/show_zakon.php?id=3


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.