Научно-теоретические аспекты управления доходами и расходами бюджета муниципального образования
Образовательное
учреждение профсоюзов
«Академия
труда и социальных отношений»
Курганский филиал
Финансовый
факультет
Кафедра
финансов и кредита
«Научно-теоретические
аспекты управления доходами и расходами бюджета муниципального образования»
Специальность
080105.65 «Финансы и кредит»
Студент группы ЗФ -4407 /Носкова Е.В./
Курган – 2010
Содержание
Введение
1. Научно-теоретические аспекты
управления доходами и расходами бюджета муниципального образования
1.1 Нормативные основы управления
доходами и расходами бюджета муниципального образования
1.2 Понятие бюджета муниципального
образования и его роль в социально-экономическом развитии территории
1.3 Нормативно-правовое и
информационное обеспечение процесса управления доходами и расходами бюджета
муниципального образования
Заключение
Список использованных источников
Введение
С переходом России к
демократическим принципам развития в государственном устройстве значительно возросла
роль местного самоуправления как неотъемлемого компонента демократического государства.
Суть данного уровня власти состоит в том, что местное самоуправление
осуществляет само население через избранные им представительные органы.
Местные бюджеты включают
в себя совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу,
распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного
значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и
населением, живущим на территории данного муниципального образования.
Формирование и исполнение
местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с уставом муниципального образования.
Целью прохождения производственной практики является
закрепление и углубление теоретических знаний студентов по различным
дисциплинам специальности, полученных ими в ходе аудиторного и самостоятельного
изучения, овладение практическими навыками самостоятельной аналитической работы и навыков
ведения исследовательской работы с помощью современных научных методик.
К числу основных задач организации и проведения
производственной практики относятся:
- получение опыта самостоятельной научно-исследовательской
работы.
Правильная организация
процесса управления местным бюджетом имеет первостепенное значение для его
исполнения. Местные органы власти должны
совершенствовать систему
отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для
социально - экономического развития общества, осуществлять контроль за
рациональным их использованием.
Для обеспечения
эффективного управления местным бюджетом необходима соответствующая нормативная
база, позволяющая разработать и внедрить экономичную и результативную систему
управления средствами местного бюджета.
1. Научно - теоретические
аспекты управления доходами и расходами бюджета муниципального образования
1.1 Нормативные основы
управления доходами и расходами бюджета муниципального образования
Правовую основу местного
самоуправления в любом муниципальном образовании составляет Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав и Законы Субъекта Российской
Федерации, Устав муниципального образования и правовые акты органов местного
самоуправления.
Местное самоуправление в
муниципальных образованиях осуществляется на следующих основных принципах:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина; законности и гласности;
самостоятельность местного самоуправления в пределах полномочий, установленных
федеральным и областным законодательством; экономическая и финансовая
самостоятельность местного самоуправления; взаимодействие органов местного
самоуправления и должностных лиц с органами и должностными лицами
государственной власти, с иными органами местного самоуправления в
осуществлении общих задач и функций; ответственность органов и должностных лиц
местного самоуправления перед жителями района и государством; многообразие форм
организации местного самоуправления и самостоятельное определение самим
населением структуры органов местного самоуправления.
В ведении муниципального
образования находятся вопросы местного значения:
- формирование, утверждение, исполнение
бюджета муниципального образования и контроль, за его соблюдением;
- установление, изменение и отмена
местных налогов и сборов муниципального образования;
- организация в границах района
электро - и газоснабжения поселений;
- владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- содержание и строительство
автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и
иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов, в
границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего
пользования, мостов и иных транспортных сооружений федерального и регионального
значения;
- организация охраны общественного
порядка на территории муниципального образования муниципальной милицией;
- организация мероприятий
межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- опека и попечительство;
- создание условий для обеспечения
поселений, входящих в состав района, услугами связи, общественного питания,
торговли и бытового обслуживания;
-создание условий для
предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного
обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования;
- выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности поселений, входящих в состав района, за счет средств бюджета
муниципального образования;
- иные вопросы, отнесенные к
ведению органов местного самоуправления.
Финансовой основой реализации
функций органов местного самоуправления является бюджет муниципального
образования.
Формирование, утверждение,
исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются
органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований,
установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральном законе “Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от
06 октября 2003г. №131- ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами
субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в
порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в
федеральные органы государственной власти и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об
утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные
сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных
служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с
указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному
опубликованию.
Принципы и задачи
процесса управления доходами и расходами бюджета муниципального образования в
целом соответствуют принципам и задачам бюджетной системы Российской Федерации.
Однако, в ходе реализации этих принципов и задач должна учитываться определенная
специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального
статуса муниципального образования.
В соответствии со статьями 28 - 38 БК
РФ к основным принципам бюджетной системы РФ относят:
- единство бюджетной системы;
- самостоятельность бюджета;
- полнота отражения доходов и
расходов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность
использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие
расходов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер
бюджетных средств.
Принцип единства бюджета означает
единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации,
принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного
законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и
ведение бухгалтерского учета бюджетов.
Одним из основных принципов для
местного бюджета является принцип самостоятельности, означающий, что он
принимается только органом местного самоуправления по его усмотрению без
вмешательства извне.
В соответствии с принципом общего
покрытия расходов бюджета все расходы бюджета должны покрываться общей суммой
доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Важным принципом, актуальным для
муниципального образования является сбалансированность бюджета. Принцип
сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом
расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
Принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение
конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на
финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению
адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не
обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются
нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Превышение расходов над
доходами образует дефицит бюджета. В случае принятия бюджета на очередной
финансовый год с дефицитом, в правовом акте о бюджете должны быть обязательно
предусмотрены источники покрытия дефицита. Текущие расходы местного бюджета не
могут превышать объем его доходов. Размер дефицита местного бюджета не может
превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального
бюджета и бюджета субъекта Федерации. Поступления из источников финансирования
местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов
и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и
погашение муниципального долга.
Источниками
финансирования дефицита местного бюджета могут быть:
- муниципальные займы,
осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, от имени
муниципального образования;
- бюджетные ссуды,
полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от
кредитных организаций;
- поступления от продажи имущества,
находящегося в муниципальной собственности;
- изменение остатков средств на счетах
по учету средств местного бюджета.
Достижение
сбалансированности местных бюджетов продолжает оставаться основной проблемой
муниципальных финансов Российской Федерации. При составлении местного бюджета
необходимо добиваться, чтобы объем и структура его расходной части
соответствовала возможностям муниципального образования по мобилизации
финансовых ресурсов в доходную часть.
При управлении
использованием основных источников финансирования местного бюджета – налогов,
платежей, займов, дотаций и субвенций – следует учитывать, что данные источники
не являются полностью взаимозаменяемыми.
В этой связи при
управлении доходами необходимо руководствоваться следующими принципами:
- поступления от платежей
по возможности должны использоваться для финансирования текущих расходов, лишь
в исключительных случаях их можно использовать на финансирование капитальных
расходов;
- там, где использование
платежей для финансирования расходов, связанных с оказанием местных услуг
невозможно, следует использовать средства, поступающие от налогообложения. Как
источник средств для капитальных расходов налоги можно использовать крайне
редко;
- если поступления от
платежей нельзя применять для текущих расходов на финансирование услуг, которые
местные органы власти оказывают в порядке исполнения государственных
полномочий, здесь по мере возможности следует использовать дотации и субвенции;
в ряде случаев субвенции и дотации могут также использоваться для
финансирования капитальных расходов;
- займы целесообразно
использовать для финансирования капитальных расходов и лишь в редких случаях
следует применять для покрытия текущих расходов.
Финансовая политика играет особую
роль в муниципальной экономической политике, поскольку она обеспечивает посредством
финансовых инструментов реализацию экономических стратегий.
В этом плане финансовая политика выступает
ключевым фактором эффективного социально- экономического развития муниципального
образования.
Основными направлениями
муниципальной финансовой политики являются бюджетная, налоговая, кредитная, инвестиционная,
страховая политика.
Ключевая составляющая финансовой
политики муниципального образования – бюджетная политика. Задачами бюджетной
политики выступают: обеспечение минимального местного бюджета; рост объема бюджетных
доходов, формирование бюджета развития; достижение сбалансированности бюджета;
обеспечение обслуживания муниципального долга.
Структура доходов бюджета
муниципального образования отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура
доходов местного бюджета
Формирование расходов
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в
соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным
законодательством Российской Федерации, разграничением полномочий федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. Функциональная
структура расходов местного бюджета отражена на рисунке 2.
Рисунок 2 –
Функциональная структура расходов местного бюджета
Объем расходов бюджета
муниципального образования связан с полномочиями и обязанностями местного
уровня власти по финансированию законодательно закрепленных услуг, направленных
на обеспечение потребностей населения. При определении расходов местных
бюджетов важно выявить исходный объем этих потребностей и объем услуг
муниципального органа по их обеспечению.
Органы местного
самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в
соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке,
установленном решением представительного органа муниципального образования
Под реестром расходных
обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных
органами местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей,
пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и
соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих
исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. А также самостоятельно
определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов
местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления,
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих,
работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные
минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов
на решение вопросов местного значения.
Страницы: 1, 2
|