Назначение акцизов и их место в налоговой системе Российской Федерации
Содержание
Введение
Глава 1. Экономическое содержание
акцизов
Глава 2.
Теоретические основы акцизов
1.
Плательщики акцизов
2. Объекты
налогообложения акцизами
3. Подакцизные товары
4. Ставки акцизов и определение налоговой базы
5. Порядок исчисления и уплаты
акцизов
Глава 3. Значимость роль акцизов в
налоговой системе и федеральном бюджете РФ
1. Фискальная значимость акцизов, их
принципиальные отличия от налога на добавленную стоимость
2. Роль акцизов в налоговой системе и
федеральном бюджете РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Становление современной
российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее
функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере
налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних
нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин,
сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных
налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление
значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизы — старейшая форма косвенного
налогообложения, первое упоминание о них относится к эпохе Древнего Рима. Уже
тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового
потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения
становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого
подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако
и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и
играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства.
В России в
течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного
значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по
существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения
налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были "восстановлены
в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему
федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе РФ акцизы также выступают
важнейшим элементом системы федеральных налогов.
Целью данной
курсовой работы является более глубокое изучение механизма налогообложения
акцизами, определение роли акцизов в налоговой системе РФ, а также выявление
назначения акцизов в федеральном бюджете Российской Федерации.
Целью исследования
является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме:
налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе
РФ, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования
процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения
поставленной цели были поставлены следующие задачи:
·
исследовать
сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
·
исследовать
основные элементы акциза, выделить особенности механизма исчисления и взимания
акцизов по отдельным видам подакцизных товаров;
·
исследовать
структуру налоговой базы акцизов, правила их;
·
исчисления и
изменения налоговых ставок;
·
изучить роль
акцизов в формировании федерального бюджета России.
Глава 1. Экономическое содержание
акцизов
В настоящее
время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран рыночной
экономики, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых
ресурсов государства. Являясь федеральным налогом, акцизы выступают одним из
основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней, подчеркивая тем
самым свою высокую фискальную значимость. В настоящее время в доходах
федерального бюджета РФ они занимают третье место таможенных пошлин, удельный
вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2002 г. — 18,3%, в 2003
— 18,9%.
Следует
отметить, что взимаемый в доход бюджета акциз не является ни показателем
качества подакцизной продукции, ни показателем эффективности производства
подакцизной продукции. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень
высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли,
которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их
производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения
потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них. Сумма
акциза включается производителем подакцизной продукции в ее цену и фактически
перекладывается на потребителя. С целью ослабить его негативное влияние на
малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров традиционно
включают предметы роскоши и товары, пользующиеся повышенным спросом,
производство которых не столь дорогостояще (спиртные и табачные изделия, бензин
и т.п.). Таким образом, введение акциза препятствует образованию сверхвысокой
прибыли у производителей подакцизной продукции. С этой же целью акцизами
облагаются компании, добывающие минеральное сырье. Акцизы в той
или иной мере применяются всеми странами ЕС. Как правило, они взимаются в
дополнение к НДС, которым облагаются соответствующие товары или услуги. Гармонизация
акцизов, несмотря на их относительную простоту и сходство в методах взимания,
связана с рядом специфических трудностей. Во-первых, акцизами в основном
облагаются товары широкого потребления и их гармонизация затрагивает интересы
практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются
частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами (например, на
торговлю вином и табачными изделиями во Франции). В-третьих, сближение акцизов
приходится увязывать с правилами единой политики в области сельского хозяйства
(вино, сахар, табак), энергетики и транспорта (нефтепродукты), с условиями
соглашений ЕС с отдельными группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д.
Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требованиях по
защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах. В начале 90-х
годов Совет ЕС принял директивы по сближению структуры и ставок пяти главных
акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и
нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила взимания перечисленных
акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически
пересматриваются, возможности применения льготных ставок и освобождения от
налогообложения. Руководствуясь этими критериями, каждое государство-член
определяет ставки и порядок взимания акцизов на своей территории, которые
обычно фиксируются в национальных законах. В России в
течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного
значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по
существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения
налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были "восстановлены
в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему
федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе РФ акцизы также выступают
важнейшим элементом системы федеральных налогов.
Глава 2.
Теоретические основы акцизов
1. Плательщики
акцизов
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные
предприниматели, а также лица, осуществляющие перемещение товаров через
таможенную границу РФ. Филиалы и другие обособленные подразделения российских
организаций не включаются в состав налогоплательщиков, а исполняют лишь
обязанности организаций по уплате акцизов по месту своего нахождения. Следует
особо подчеркнуть, что при отнесении организаций и индивидуальных
предпринимателей к числу плательщиков акцизов необходимо руководствоваться
наличием или отсутствием в их хозяйственной деятельности объекта
налогообложения акцизами. Если он имеется, то непременно возникает и
обязанность по уплате акцизов, а следовательно, организации или индивидуальные
предприниматели становятся их плательщиками.
2. Объекты
налогообложения акцизами
Согласно
Налоговому кодексу РФ, объектом обложения
акцизами признаются подлежащие налогообложению определенные
хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами.
·
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация
на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных
товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров
по соглашению о предоставлении отступного или новации;
2) продажа
лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных
судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и
(или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел
отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и
(или) муниципальную собственность;
3) передача
на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого
сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья
(материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных
товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров
из давальческого сырья (материалов);
4) передача в структуре организации
произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных
товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для
дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей
свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином,
и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для
производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей
свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным
этиловым спиртом;
5) передача на территории Российской
Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
6) передача на территории Российской
Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный)
капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по
договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
7) передача на территории Российской
Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом)
произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или
наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества
или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках
договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику
(его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из
имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе
такого имущества;
8) передача произведенных подакцизных
товаров на переработку на давальческой основе;
9) ввоз подакцизных товаров на
таможенную территорию Российской Федерации;
10) получение (оприходование)
денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на
производство неспиртосодержащей продукции.
11) получение прямогонного бензина
организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
·
Объектом налогообложения не признаются следующие операции:
1) передача
подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся
самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров
другому такому же структурному подразделению этой организации;
2) реализация
подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы
территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной
убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с
остальной части территории Российской Федерации;
3) первичная реализация (передача)
конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от
которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в
государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную
переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо
уничтожение;
4) ввоз на таможенную территорию
Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу
государства и которые подлежат обращению в государственную и (или)
муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой
экономической зоне.
3. Подакцизные товары
·
Подакцизными
товарами признаются:
1)
спирт этиловый из
всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2)
спиртосодержащая
продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде)
с объемной долей этилового спирта более 9 %;
Не рассматривается как
подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
·
лекарственные,
лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную
регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и
внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая
гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по
индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости
в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;
·
препараты
ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в
уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в
Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов,
разработанных для применения в животноводстве на территории Российской
Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;
·
парфюмерно-косметическая
продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта
до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с
объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на
флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;
·
подлежащие
дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы,
образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок,
ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной
(согласованной) федеральным органом исполнительной власти;;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|