Оценка и реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа)
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы жилищно-хозяйственного комплекса России
1.1 Основные характеристики жилищно-коммунальной сферы России
1.2 Проблемы 100 %-ой оплаты услуг ЖКХ и создания конкурентной
среды в сфере жилищно-комунальных услуг (ЖКУ)
1.3 Проблема привлечения государственных и частных
инвестиций в сферу жилищно-комунальных услуг
Глава 2.
Особенности финансово-хозяйственной деятельности и оценки инвестиционных
проектов, реализуемых предприятиями ЖКХ
2.1 Характеристика услуг предприятий ЖКХ
2.2 Особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятий
ЖКХ
2.3 Методы анализа инвестиционных проектов и специфика их
применения для предприятий ЖКХ
Глава 3.
Оценка эффективности проекта реструктуризации ЖКХ Красноселькупского района
Ямало-Ненецкого автономного округа
3.1 Анализ финансово- экономической деятельности
предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа
3.2 Проект реструктуризации предприятий ЖКХ
Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа
3.3 Экономическая эффективность проекта реструктуризации
ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа
3.4 Рекомендации по совершенствованию деятельности
предприятий ЖКХ на основе проектов реструктуризации ЖКХ Красноселькупского
района Ямало-Ненецкого автономного округа
Заключение
Список
используемой литературы
Приложение
Сегодня трудно назвать
какую-то другую отрасль нашей экономики, которая бы вызывала столько споров и
суждений как жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется целым рядом
причин. Во-первых, несмотря на кажущееся внимание к нему в советский период для
него было характерно остаточное финансирование, которое приводило к
нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного строительства. Жилой фонд
страны нуждался в более высококачественном обслуживании. Негативная ситуация,
возникающая здесь, вела к более высоким темпам физического износа жилых зданий.
Кризис экономики в целом нарастал одновременно с кризисом жилищно-коммунального
хозяйства, которое потеряло даже те немногие средства, которые оно получало от
государства.
Во-вторых, в связи с этим
возникла проблема, как развивать эту отрасль. Возможно ли здесь развитие
рыночных отношений? Если да, то, в каком направлении, как быстро? Как
государство будет участвовать в реформировании отрасли и каков должен быть
хозяйственный механизм?
В-третьих, приходится
признать, что имеется много белых пятен в развитии такой отрасли экономического
знания, как «экономика жилья», а ведь именно от представителей этой отрасли мы
могли бы получить ответы на многие наболевшие вопросы.[1]
Жилищно-коммунальное
хозяйство города — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая
жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного
хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.
Система ЖКХ представлена
жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными,
транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное
поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит
развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Специфика ЖКХ состоит в
его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует
соответствующих организационно-правовой и экономической основ.
Современная финансово-экономическая
ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления
жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В
течение длительного времени государство компенсировало значительную часть
расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов
коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации,
объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг. Проводимая политика
исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и
хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных
услуг.
В жилищно-коммунальную
сферу ежегодно направляется значительное число специалистов различного профиля.
В связи с проводимыми в ней организационно-экономическими преобразованиями
постоянно возрастает спрос на менеджеров, финансистов, бухгалтеров и других
специалистов. Это требует особого акцента на теоретических и практических
проблемах развития жилищно-коммунального хозяйства.[2]
Принятие
квалифицированного решения, направленного на развитие предприятия, требует от
его руководителя умения рассчитать и оценить степень влияния всех значимых
факторов, движение всех денежных потоков, формирующих прибыль, расходы и
убытки. Эта тема сегодня наиболее актуальна в экономической литературе и носит
общее название – технико-экономический анализ деятельности предприятия.
Все чаще возникает
потребность в технико-экономическом анализе при инвестировании, кредитовании,
страховании, исчислении налогооблагаемой базы. В процессе
технико-экономического анализа выявляют альтернативные подходы к управлению
предприятием и определяют, какой из них обеспечит максимальную эффективность.
Технико-экономический
анализ является наиболее значимой базой для разработки различных инвестиционных
проектов, направленных на финансовое оздоровление и улучшение текущего
положения дел в организации.
В практике последнего
десятилетия сложились универсальные методы определения инвестиционной
привлекательности проектов, которые должны дать инвестору один единственный
ответ выгодно или невыгодно вкладывать деньги в данный проект, какие доходы этот
проект принесет в будущем, какой проект предпочесть, если предлагается
несколько инвестиционных проектов.
Под инвестициями понимают
вложение денежных средств или покупка собственности для извлечения доходов или
других выгод. Суть инвестиционного проекта состоит в непосредственных
капиталовложениях в создание собственными или заемными средствами (средствами
внешнего инвестора) реальных материальных или нематериальных активов
(строительство новых производств, приобретение нового или модернизация существующего
оборудования, организация выпуска новой продукции, внедрение новых технологий и
т.д.).
Современное финансовое
состояние большинства предприятий в России, согласно статистическим данным,
оставляет желать лучшего. Поэтому разработка и внедрение проектов
реструктуризации «отсталых» предприятий. В связи с актуальностью данной темы,
вопросы технико-экономического анализа предприятий и разработки проекта
реструктуризации финансово нездоровых предприятий поднимаются в данной курсовой
работе.
Целью данной работы
является изучение особенностей оценки и реализации инвестиционных проектов с
сфере ЖКХ на примере деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района
Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для достижения
поставленной цели необходимо решит несколько основных задач:
1) дать характеристику услуг,
оказываемых предприятиями ЖКХ и описанием норм расходов ресурсов, статей
расходов и доходов;
2) привести описание методов анализа
инвестиционных проектов в сфере ЖКХ
3) провести анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района
Ямало-Ненецкого автономного округа;
4) на основе полученных данных анализа
разработать инвестиционный проект реструктуризации предприятий;
5) провести анализ эффективности
предлагаемого проекта реструктуризации предприятий ЖКХ Красноселькупского
района Ямало-Ненецкого автономного округа;
6) разработать мероприятия по повышению
качества услуг в рамках разработанного проекта.
Объектом исследования в
работе являются несколько основных предприятий ЖКХ Красноселькупского района
Ямало-Ненецкого автономного округа.
Предметом исследования
являются проблемы, особенности, методы оценки и реализации инвестиционных
проектов в сфере ЖКХ.
1.1 Основные характеристики жилищно-комунальной сферы России
На сегодняшний день
состояние ЖКХ страны является концентрированным отражением негативных
процессов, происходящих в финансовой среде. Традиционная зависимость ЖКХ от государственного
и местных бюджетов, сохранившаяся со времен плановой экономики, противоречит
условиям функционирования данной сферы.
Для функционирования ЖКХ
в советский период были характерны высокая степень обобществления
жилищно-коммунальных услуг и нормативно-затратный метод их финансирования.
Монополия государства в жилищной сфере, а муниципальных предприятий — в сфере
жилищно-коммунальных услуг, отсутствие конкуренции обусловили не только
снижение качества и объема услуг, но и бесконтрольность в сфере финансирования.
Увеличение затрат на ремонт, содержание жилья и предоставление коммунальных
услуг покрывались государством по факту. Экономические реформы, проводимые в
промышленности и других отраслях в 70—80-х годах, этой сферы практически не
коснулись.
Более того, первый этап
либерализации цен также не затронул тарифы на жилье и коммунальные услуги. В
результате в 1992—1993 гг. практически все расходы по текущему и капитальному
ремонту жилья и теплоснабжению жилищного фонда финансировались из бюджета. Низкие
цены на многие виды коммунальных услуг населению поддерживались за счет
повышенных тарифов для промышленных потребителей.
В 1994 г. были
предприняты первые шаги по постепенному сокращению бюджетного дотирования
предприятий ЖКХ и переводу их на самоокупаемость. Доля затрат на предоставление
жилищно-коммунальных услуг, покрываемая за счет бюджета или косвенных субсидий
(перекрестного субсидирования), снизилась с 97—98% в 1992 г. до 60—80% в 1994
г.[3]
Одновременно доля дотаций
остается значительной, что при бюджетном кризисе становится непосильным грузом
для государства, а рост цен сводит на нет усилия бюджетного дотирования.
ЖКХ страны — это треть
основных фондов России и треть потребляемых энергоресурсов. В этой сфере занято
более 4 млн. человек и работает более 56 тыс. предприятий.
Учитывая скачок цен, для
нормального функционирования ЖКХ требуется более 150 трлн. рублей на дотации в
год (около 6% валового внутреннего продукта). Средств на покрытие данных
расходов ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет. К 1997 г. инвестиции в
коммунальное хозяйство снизились в два раза. Причем в данной экономической
ситуации из бюджетов всех уровней финансируются лишь текущие расходы ЖКХ, но не
его воспроизводство.[4] Как следствие —
неудовлетворительное состояние основных фондов ЖКХ: износ оценивается 60%, а по
отдельным районам — 70%.
В последние годы активно
идет процесс передачи ведомственного жилья и коммунальной сферы в муниципальную
собственность. Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для
жилищно-коммунальной сферы, рассчитана лишь на 40% основных фондов этого
хозяйства и без соответствующего финансирования не готова принять
дополнительные объемы работ и оказать качественные услуги.
Жилищные условия и
нормативы качества коммунальных услуг в России на сегодняшний день не соответствуют
уровню европейских стандартов. Средняя обеспеченность жилой площадью населения
у нас в 3—3,5 раза ниже, чем в Европе. Более полутора миллионов человек
проживают в ветхих или аварийных домах.
Еще серьезнее положение в
коммунальной сфере. Снижается надежность, устойчивость и экологическая
безопасность эксплуатации инженерных сетей. Потери воды в сетях и у
потребителей по техническим причинам, отсутствию стимулов ее экономии в
некоторых городах достигают 50—70%. Надежность систем теплоснабжения в 2,5 раза
ниже, чем в европейских странах. Ежегодно заменяется менее 1% сетей вместо
минимально допустимых 3%, необходимых для предотвращения переизноса подземных
конструкций.[5]
Износ инженерных сетей
достигает критической черты — 70%. Около 5Q тыс. км подземных трубопроводов находятся в аварийном
состоянии, около 300 тыс. км требуют немедленного капитального ремонта (общая
протяженность подземных коммуникаций — 650 тыс. км).
Стальные трубы, которые
преимущественно проложены в городах, не имеют надежной наружной и внутренней
антикоррозионной защиты, из-за чего срок их службы не превышает 20 лет. Это
значит, что каждый год необходимо обновлять 5% труб от их общей протяженности.
Фактически же заменяется только 1—2%.
Срок службы наружных
трубопроводов горячего водоснабжения из-за ускоренной коррозии в 2—4 раза ниже
нормативного. Утечка воды н системах хозяйственно-питьевого водоснабжения
достигает 2U%. Потребление горячей и холодной
воды в России в 2—2,5 раза превышает среднеевропейское, а удельное
теплопотребление — в 2—4 раза выше, чем в Европе и Америке, где климатические
условия близки к российским.
В настоящее время в
условиях недофинансирования в целом по России дефицит мощностей водопровода
составляет около 15%, а дефицит мощностей в коммунальной энергетике достигает
40%. Резко возрастают количество и тяжесть аварий в инженерных сетях.
В системе ЖКХ остро стоит
проблема эффективности использования ресурсов. Кроме отсутствия
заинтересованности населения в сокращении расхода тепла, воды, электричества и
газа, их нерациональное использование предопределяется уже на стадиях
проектирования и строительно-монтажных работ. Например, в домах с неоправданно
большим удельным весом остекления и крупнопанельных зданиях потери тепла уже
проектируются повышенными, а при неэффективной теплоизоляции увеличиваются
против проектных еще на 20—30%. Теплопотери в пяти- и девятиэтажных домах через
наружные стеновые ограждения — 42—49%, через окна — 32—35%. Промерзание
наружных ограждающих конструкций приводит к дополнительному расходу тепла.
Потери тепла значительны
также и при транспортировании. Суммарная протяженность теплосетей — 125 тыс. км
(в двухтрубном исчислении). В основном для их теплоизоляции используется
минеральная вата, теплопотери через которую составляют 15—20%.
Состав и состояние
основных фондов котельных также характеризуется неудовлетворительно. Мелкие
котельные (до 3 Гкал/ч) и индивидуальные отопительные установки
(теплопроизводительностью до 25 тыс. ккал/ч) являются неэкономичными
потребителями топлива. Они оснащены котлами устаревших конструкций, не имеют
систем автоматического регулирования, режимов и приборов контроля. Их
эксплуатация трудоемка, а отдача ниже, чем у аналогичных зарубежных установок.
Острой проблемой остается
санитарно-эпидемиологическое состояние городов. Только 3% твердых бытовых
отходов перерабатывается промышленными методами. В большинстве населенных
пунктов места складирования отходов не отвечают санитарным требованиям. Вывоз
отходов на полигоны приводит к загрязнению окружающей среды и расхода
значительных материальных ресурсов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|