рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Оценка налоговой политики хозяйствующего субъекта (на примере ОАО "ТАИФ-НК")

Таким образом, налоговая политика, представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Следовательно налоги, являются мощнейшим инструментом экономического регулирования, тем не менее, позволяет минимизировать всю совокупность налоговых платежей и обязательств, за счет заранее продуманной налоговой политики предприятия, а также за счет использование различных налоговых льгот предусмотренные законодательством.

1.2 Системы налогообложения предприятий


Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п.1 ст. 1 НК РФ). При этом наряду с федеральными налогами и сборами Налоговым кодексом Российской Федерации установлены региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, подлежащих уплате организациям всех форм собственности и физическими лицами, считается общим режимом налогообложения [31, с.15].

В современной отечественной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность:

¾              налогов и сборов, взимаемых государством;

¾              принципов, форм и методов их установления;

¾              регулирующих законодательных актов;

¾              форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства [29, с. 150].

В состав налоговой системы Российской Федерации входят:

¾              федеральные налоги и сборы;

¾              региональные налоги и сборы;

¾              местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Налоги данного вида перечислены в ст. 13 НК РФ. К ним относятся

¾              Налог на добавленную стоимость (гл. 21 ст. 143-178 НК РФ) косвенный налог на товары и услуги. Его плательщиками (ст. 143 НК РФ) выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели. Налоговая база сумма приобретенных или проданных товаров. Ставки налога - 0 % (по экспортным операциям), 10 % (продовольственные товары, детские товары, периодические издания, книжная продукция, лекарственные средства), 18 % (все остальные товары)

¾              Акцизы (гл. 22 ст. 179-206 НК РФ) косвенный налог, включаемый в структуру цены отдельных видов товаров. Как правило, акцизами облагаются высокорентабельные товары. Плательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары, и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Ставки акцизов устанавливаются либо в процентах к стоимости товаров. либо в рублях за единицу измерения, либо комбинированные – в рублях и процентах.

¾              Налог на прибыль (гл. 25 ст. 246-353 НК РФ) прямой налог, является составным элементом налоговой системы и служит инструментом перераспределения национального дохода. Плательщиками налога (ст. 246 НК РФ) на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Ставки налога – 0 % (доход от долгосрочных ценных государственных бумаг), 9 % (дивиденды по акциям российской компании полученные российской компанией), 15 % (дивиденды по акциям российской компании полученные иностранной компанией), 20 % (все остальные виды дохода). Перечисленные суммы налога распределяются по уровням бюджета в определенной пропорции, которая может изменяться по решению законодательных органов власти в 2008 года в федеральный бюджет зачисляется 6,5 %, в бюджеты субъектов Федераций 17,5 %.

¾              Единый социальный налог (гл. 24 ст. 234 НК РФ) – признан мобилизировать средства для реализации конституционного права граждан РФ на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь.

Плательщики ЕСН (ст. 235 НК РФ) подразделяются на две категории: лица производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предпринематели); индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Ставки налога – 8 % (адвокаты и нотариусы занимающиеся частнойпрактикой), 10 % (налогоплательщики не производящие выплаты физическим лицам), 20 % (работодателей-организаций занятых в производстве сельскохозяйственной продукции), 26 % (организации и индивидуальные предприниматели производящие выплаты физическим лицам).

¾              Налог на доходы физических лиц (гл. 23 ст. 207-233 НК РФ).

Плательщиками являются (ст. 207 НК РФ) физические лица являющие налоговыми резидентами, но так же физические лица не являющие резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на територии РФ. Ставки налога – 9 % (доходы по акциям российской компании полученными физическими лицами), 13 % (в отношении всех видов доходов кроме указанных ниже), 30 % (в отношении дохода физического лица не резидента), 35 % (в отншении доходов, полученных от выигрышей).

¾              Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 ст. 334-346 НК РФ).

Плательщики (ст. 334 НК РФ) – организации и индивидуальные предприниматели которые являются пользователями недр. Ставки налога – в законодательстве для каждого вида полезных ископаемых предусмотрена своя налоговая ставка. Например для нефти 419 рублей за 1 тонну добытой сырой нефти.

¾              Водный налог (гл. 25.2 ст. 333.5-333.15 НК РФ).

Плательщик водного налога признается (ст. 333.8 НК РФ) организация и физическое лицо, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с действующим законодательством. Ставка водного налога установливаются на федеральном уровне и варьируются в зависимости от вида пользования водного объекта.

¾              Государственная пошлина (гл. 25.3 ст. 333.16-333.42 НК РФ)денежные суммы, взысканные уполномоченными государственными органами, учреждениями за осуществление процедур в интересах предприятий и за выдачу документов. Плательщиками пошлины признаются (ст. 333.17 НК РФ) организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ и зачисляемые в региональные и местные бюджеты. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

¾              Налог на имущество организаций (гл. 30 ст. 372-386 НК РФ).

Плательщиками налога признаются (п. 1 ст. 373 НК РФ) организации, которые имеют на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Ставка налога устанавливается законами субъектов РФ, она не может превышать 2,2 %.

¾              Транспортный налог (гл. 28 ст. 356-363 НК РФ) – налоговые платежи используются для финансирования строительства и эксплуатации сети дорог, расположенных на территории каждого субъекта Федерации. Плательщиками признаются (ст. 357 НК РФ) лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Ставка устанавливается в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу.

¾              Налог на игорный бизнес (гл. 29 ст. 364-371 НК РФ) – это налог на прибыль, адаптированый к требованиям определенной сферы предпринимательской деятельности. Плательщиками признаются организации или индивидуальные предприниматели осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к единице объекта налогообложения (за 1 автомат, стол).

Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на территории соответствующего муниципального образования и поступают в местный бюджет.

Местные налоги и сборы являются собственными доходами бюджета муниципального образования.

¾              Земельный налог (гл. 31 Ст. 387-398 НК РФ) – это плата за пользование земельными ресурсами.

Плательщиком признается организация обладающее земельным участком на праве собственности или праве постоянного пользования. Ставки налога – 0,3 % (сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом), 1,5 % (для всех остальных целей) [29, с. 220].

В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы применяются только в случае и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Причем законодатель требует, чтобы элементы налогообложения и налоговые льготы определялись Налоговым кодексом РФ. Особые же правила могут содержаться в иных актах законодательства о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся (п. 2 ст. 18 НК РФ):

¾     система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственной налог);

¾     упрощенная система налогообложения;

¾     система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

¾     система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [22, с.32]

Рассмотрим каждую систему подробнее.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственной налог), устанавливается НК РФ и применяется с иными режимами налогообложения, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Единый сельскохозяйственный налог применяется в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели, налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц) [5, с.594].

Налоговая система в виде единого налога на вмененный доход представляет собой систему, которая вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций налога на имущество организаций и единого социального налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах [5, с.637].

Специальный налоговый режим – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – применяется при выполнении следующих условий: соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции; при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный НК РФ, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 % общего количества произведенной продукции; соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения.

Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы, соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы: соглашение о разделе продукции; решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции.

Специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

Суммы уплаченных инвестором налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии НК РФ [5, с. 652].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.