Сохранение в обозримом будущем бюджетных учреждений как субъектов
хозяйствования в российской переходной экономике делает актуальным выделение в
качестве самостоятельного направления регулятивной активности государства в
области имущественных отношений минимизацию недостатков, вытекающих из права
хозяйственного ведения.
В практическом плане это означает минимизацию коммерческих рисков
при ведении государственного предпринимательства через унитарные предприятия. К
наиболее очевидным и широко распространенным коммерческим рискам в этой сфере
следует отнести:
· возможность
частичного отчуждения имущества, переданного государством в хозяйственное
ведение бюджетного учреждения;
· низкую вероятность
получения государством доходов от деятельности бюджетных учреждений как в силу
отраслевой специфики (низкая рентабельность и ликвидность активов, ориентация
на государственный заказ с вытекающей отсюда проблемой исполнения государством
своих обязательств), так и возможностей перехвата финансовых потоков сторонними
структурами;
· опасность старения
производственного аппарата в результате нецелевого использования инвестиционных
средств и "проедания" прибыли;
· риск банкротства
бюджетных учреждений и полной утраты государством права собственности на
переданное им в хозяйственное ведение имущество.
Основными путями активности государства по минимизации этих рисков
следует считать:
· приведение
деятельности бюджетных учреждений в соответствие с требованиями,
предусмотренными нормативно-правовыми актами Правительства РФ и МГИ РФ
1999–2001 гг., что предполагает перерегистрацию обновленных уставов предприятий
в Минимуществе РФ; назначение руководителей на контрактной основе; фиксацию в
уставе права государства на долю получаемой прибыли; внедрение новой системы
контроля и отчетности;
· эффективное
применение правомочий собственника в рамках действующего законодательства и
вышеуказанных требований (определение объема правоспособности; контроль за
использованием имущества и достижением определенных показателей экономической
эффективности деятельности; пополнение неналоговых доходов бюджетной системы за
счет регулярного перечисления бюджетными учреждениями установленной доли
прибыли от текущей деятельности, проведение кадровой политики посредством
решений аттестационных комиссий и расторжения контрактов);
· детализацию и
организационную оптимизацию управляющего воздействия государства на бюджетные
учреждения;
· продолжение и
завершение работы по инвентаризации государственного имущества в части
включения бюджетных учреждений в Реестр собственности РФ на основе их четкого
разграничения между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
Крайне медленный процесс преобразования государственных унитарных
предприятий сделал необходимым принятие Закона "О государственных
унитарных и муниципальных предприятиях", который призван устранить
основные недостатки права хозяйственного ведения в отношении совершения крупных
сделок, сделок с заинтересованностью, ограничения возможностей создания
дочерних унитарных предприятий.
Совершенно очевидно, что уставы унитарных предприятий и контракты с
их руководителями необходимо дополнить нормами, гарантирующими сохранность
государственного имущества и защищающими его от нецелевого использования. Речь
идет о расширении круга обязанностей директоров предприятий и оснований
расторжения контракта, изменении системы оплаты их труда в направлении
увеличения взаимосвязи выплат с результатами хозяйственной деятельности и
соблюдением условий контракта, ограничения возможностей руководителей
предприятий по совершению определенных действий без их предварительного
согласования с представителем собственника.
Безусловного решения требует вопрос об определении нормативов
отчисления прибыли бюджетных учреждений в бюджет и регламентации общих вопросов
ее использования.
Постепенная гармонизация взаимоотношений государства с бюджетными
учреждениями должна воплощаться в программах деятельности бюджетных учреждений,
которые при включении соответствующих обязательств в устав предприятия и
контракт с их руководителем могут стать одним из наиболее действенных
механизмов управления этими предприятиями и контроля над их деятельностью.
В целях увеличения
поступлений денежных средств в ГУЗ «Областной кожно-венерологический диспансер»
необходимо провести ряд мероприятий:
· доведение уведомлений о бюджетных
обязательствах и лимитов бюджетных ассигнований одной строкой;
· предоставление права
бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей
суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям
экономической классификации;
· сохранение за бюджетным учреждением
остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию на 31 декабря
текущего года на счете бюджетного учреждения.
Необходимо отказаться от
практики централизованного планирования структурных и организационных
преобразований, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов
саморегулирования.
Для решения данных проблем в условиях ограниченности
государственных средств финансирования можно рекомендовать мероприятия по
дополнительному поиску резервов финансовых ресурсов. К таким мероприятиям можно
отнести: получение доходов от платных услуг; формирование цен на медицинские
услуги, которые могли бы компенсировать все затраты на услугу и содержать
прибыль больницы как дополнительный источник финансирования; развитие сети
дневных стационаров; освобождение отрасли здравоохранения и ее учреждений от
налога на прибыль от платных медицинских услуг; более широкое внедрение и
развитие медицинского лизинга; формирование предпринимательской среды;
использование факторинга; развитие ДМС; организации учреждения здравоохранения
в форме некоммерческого учреждения; возможность более широко использования
арендной платой; разрешение накопления и формирования фонда амортизации;
перспективные медицинские научные разработки с хорошо продуманным
организационно–экономическим механизмом внедрения в учреждение здравоохранения.
Внедрению в практику деятельности лечебного учреждения данных мероприятий
позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аветисян И.А. Основы финансового менеджмента на макроуровне
(вопросы теории и методологии). Учеб. пособие для вузов. Вологда, 2005. - 191
с.
2. Амборский В.И., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной
деятельности в бюджетных и научных учреждениях. М.: Дело, 2005. – 234 с.
3. Архипов В. Государственные предприятия // Общество и
экономика. - 2006. - № 7-8. - С.148-160.
4. Базаров Т., Аксенова Е. Кризисная ситуация в организации.
Норма или патология? // Психология в бизнесе. – 2008. - № 1. – С. 65 – 69.
5. Байдина О.С. Финансовые риски: природа и взаимосвязь //
Деньги и кредит. - 2010. - № 7. - С.29-32.
6. Банников К. М. Бюджетный федерализм в России: становление
и развитие М.: Финансы, 2005. – 529 с.
7. Басков И.Г. Резервы и факторы устойчивого развития на
предприятиях // Микроэкономика. - 2010. - № 1. - С.152-156.
8. Беклемишев А.В. Финансовое планирование на предприятии в
условиях кризиса. - М.: Международная Медиа Группа, 2010. - 48с.
9. Белоусов Р. Становление системы планового распределения
финансовых ресурсов // Экономист. - 2007. - № 5. - С.46-51.
10. Боди З. Финансы: пер. с англ. / Боди З.,. - М. и др.:
Вильямс, 2007. - 584с.
11. Бурцев В.В. Система государственного контроля // Финансы.
- 2000. - № 9. - С.47-49.
12. Быкадоров В. Л, Алексеев П. Д. Финансово-экономическое
состояние предприятия: Практ. пособие. М: ПРИОР, 2008. - 96с.
13. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Велби, 2005.
- 160 с.
14. Васильева Е.А. Анализ стабилизационой функции и
устойчивости государственных финансов Российской Федерации// Экономический
журнал ВШЭ. - 2009. - № 3. - С.383-401.
15. Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и
некоммерческих организациях. – М: ИКЦ «Маркетинг», 2007. – 320с.
16. Витютнева И.Л. О финансировании муниципального
здравоохранения // Финансы. - 2007. - № 10. - С.22-24.
17. Воронин Ю. Вопросы оптимизации расходов региональных
бюджетов // Экономист. - 2002. - № 11. - С.59-66.
18. Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А. Финансовое планирование и
анализ в бюджетных учреждениях., М.: ИНФРА-М, 2005. – 420 с.
19. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской
Федерации. – М: Дашков и Ко, 2008. – 276с.
20. Грищенко О.В. Анализ и диагностика
финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог:
Изд-во ТРТУ, 2008. - 112с.
21. Гурылев Ю.А. Социальные аспекты проектов федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2006 год/ Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 27 (279) – С. 14-29.
22. Доклад о результатах инвентаризации научных организаций
Российской Федерации. Министерство промышленности, науки и технологий. М.:
Статистика, 2005. – 319 с.
23. Жильцова Е. Экономика, организация и планирование в
непроизводственной сфере. М.: Финансы, 2005. – 672с.
24. Захаров И.В. Автоматизация процесса бюджетирования на
предприятии // ЭКО. - 2008. - № 12. - С.106-119.
25. Зикунова И.В., Кравцов Д.Г., Чернова Т.В. Антикризисное
управление: Оценка финансового состояния и оздоровления предприятия: Учебное
пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2007. – 140 с
26. Иванчук О.И. Социальное обеспечение экономических реформ
// Научные труды № 44Р. М.: ИЭПП, 2005. – 116 с.
27. Кислухина И. Концепция гибкого развития предприятия как
основа противодействия экономическим кризисам // Проблемы теории и практики
управления - 2009. - № 11. - С.109-121.
28. Кондраков Н. П., Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в
бюджетных организациях. М.: Проспект . 2005. - 232 с.
29. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2006 -2008 гг.: от
управления затратами к управлению результатами // Финансы. 2005 - №11, с. 36 –
38.
30. Латышев И.В. Производные финансовые инструменты в
экономике// Аспирант и соискатель. - 2010. - № 5. - С.19-22.
31. Леухин А. Финансовый менеджмент на бюджетных организациях
М.: Финансы и статистика, 2006 – 519 с.
32. Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета//
Финансы. - 2005. - №10. - с. 12-16.
33. Озеров И.Х. Основы финансовой науки: Бюджет. Формы
взимания. Мест. финансы. Гос. кредит. - М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2008. - 622с.
34. Панкова Д.А., Головкова Е.А. Анализ хозяйственной
деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2004. -
409 с.
35. Пестравкин А.А. Бюджетирование: функции и факторы
формирования // Микроэкономика. - 2010. - № 5. - С.139-145.
36. Поляк М. Финансы бюджетной организации. Вузовский
учебник, 2005. - 363с.
37. Постышев В. Финансовое оздоровление по рыночным рецептам:
неплатежи предприятий // Экономика и жизнь. – 2007. - № 43. – с. 3.
38. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной
экономике // Финансы. - 2010. - № 6. - С.60-66.
39. Романский М.В. Бюджетная система Российской Федерации.
М.: Финансы, 2005. - 290 с.
40. Сенчагов В.К., Гельвановский М.И., Гловацкая Н.Г.
Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2010 год и прогноз
социально-экономического развития Российской Федерации. Авторский коллектив: и
др. Институт экономики РАН. М., 2010.-С.6.
41. Середа К. Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в
бюджетных организациях. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 448с.
42. Социальное положение и уровень жизни населения России,
2005. Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2005. – 328 с.
43. Тимофеева О.И. Новые финансовые технологии // Финансы. -
2008. - № 5. - С.20-23.
44. Токарев И. Н Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях..
М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005.- 504 с.
45. Фадейкина Н.В. Финансовый контроль в сфере
государственного сектора экономики. – Новосибирск.: Пресс, 2002. - 423с.
46. Хахонова Н.Н. Международные стандарты финансовой
отчетности: учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2002. - 208с.
47. Черемисина Т.П. Сила финансового рычага в современной
России // ЭКО. - 2008. - № 5. - С.27-41.
48. Чернец В.А., Чирикова А.Е. Финансовые аспекты
реформирования отраслей социальной сферы // Научные труды № 60. М.: ИЭПП, 2005.
49. Чернюк А.А. Бюджетная классификация и ее значение для
организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. М.:Дело, 2005.
– 429 с.
50. Шахова Г.Я., Боженко И.П. Государственные расходы и
социально-экономическое развитие // Финансы. 2005.-.№ 8,-С.62 - 69.
51. Шохин CO., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и
аудит. Теория и практика применения в России. М.: ИНФРА-М, 2006. – 392 с.
[1]
Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М 2002 – С. 284
[2]
Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996
г. – С. 187
[3]
Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций.
– М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – С.8
[4]
Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций.
– М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – С.24
[5]
Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М: ИД ФБК – ПРЕСС,
2008. – с. 101
[6]
Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, — СПб:
Питер, 2007. – с. 121
[7]
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007.
– С. 530
[8]
Экономика, организация и планирование в непроизводственной сфере. Под ред. Е.Н.
Жильцова. М.: Дело, 2005. – с. 51
[9] Леухин А.М. Финансовый менеджмент на бюджетных
организациях. М.: Финансы и статистика, 2006 - . 119
[10]
Вахрин П.И., Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях. –
М: ИКЦ «Маркетинг», 2007. – с. 204
[11]
Быкадоров В. Л, Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия:
Практ. пособие. М: ПРИОР, 2008. – с. 43
[12]
Ионова И.Ф., Н.Н.Селезнева Финансовый анализ. Управление финансами - М.: ЮНИТИ,
2003 – С. 268
[13]
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс. – Киев.: «Эльга», 1999. – С. 258
[14]
Тиникашвили Т.Ш. Роль финансовых потоков в воспроизводственном процессе.
Учебное пособие; Владикавказ: Издательство СОГУ, 2010. – с. 58
[15]
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс. – Киев.: «Эльга», 1999. – с.261
[16]
Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. – 10-е изд., - М.: Новое знание, 2004.
– С. 472
[17]
Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. – 10-е изд., - М.: Новое знание,
2004. – С. 451
[18]
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. – с. 59
[19]
Там же. с. 60
[20]
Быкадоров В. Л, Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия:
Практ. пособие. М: ПРИОР, 2008. – с. 72
[21]
Хахонова Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций.
– М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – С.184
[22]
Быкадоров В. Л, Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия:
Практ. пособие. М: ПРИОР, 2008. – с. 73
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|