Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие разграничения
между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение
нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами,
принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:
·
Положение "О правилах организации наличного денежного обращения
на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 г. № 14-П; [2]
·
Инструкция по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России
от 16 ноября 1995 г. № 31;
·
Положение "О порядке ведения кассовых операций в кредитных
организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. № 56.
Центральным по своей значимости является Положение № 14-П, которое
обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми
центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного
банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России.
В данный нормативный документ заложены четыре базовых метода регулирования наличного
денежного обращения в РФ:
ü
прогнозирование;
ü
лимитирование;
ü
системное банковское контролирование;
ü
ответственность за невыполнение лимитов.
В соответствии с Положением № 14-П организациям, предприятиям,
учреждениям независимо от организационно-правовой формы предписано хранить свободные
денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения
банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. [2, гл.2 п.2.1, 2.2].
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими
учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя
из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их
в кассы в дни работы учреждений банков.
Положением № 14-П определено, что в кассах предприятий могут
храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их
учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка
наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям
независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу
и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для этого предприятие представляет в
учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, "Расчет
на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование
наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". [2, гл.2 п.2.5] Лимиты
остатка наличных денег в кассе, установленные учреждением банка, письменно сообщаются
каждому предприятию. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в
установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов
кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором
банковского счета.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные
деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить
в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на
заработную плату, выплаты социального характера и стипендии и, как правило, не свыше
трех рабочих дней.
На коммерческие банки Положением № 14-П кроме установления лимитов
кассы своим клиентам возлагаются и следующие обязанности:
ü
обеспечения своевременной выдачи клиентам наличных денег для их нужд;
ü
проверка соблюдения предприятиями определенного Банком России порядка
ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
ü
проверка соблюдения предприятиями лимитов расчетами наличными деньгами;
ü
ежегодное прогнозирование кассовых оборотов наличных денег.
Как правило, выдача наличных денег банками своей клиентуре производится
за счет текущих поступлений денежной наличности в их операционные кассы. Однако
для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со
счетов своих клиентов - предприятий и граждан территориальные учреждения Банка России
или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной
организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в
операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых
операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25
марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюдением. При недостаточности
текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых
предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в
установленном порядке из оборотных касс учреждений Банка России. [18] Установление
же лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляется
в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях
Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.
В целях максимального привлечения наличных денег в кассы банков
за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий Положением
№ 14-П учреждениям банков предписывается не реже одного раза в два года проверять
соблюдение их клиентами определенного Банком России порядка ведения кассовых операций
и работы с денежной наличностью.
Материалы проверок оформляются справкой, составленной в соответствующей
форме. При необходимости копии справок направляются в налоговые органы Российской
Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности
за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. К предприятиям, не соблюдающим
порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры
ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской
Федерации.
Со своей стороны в соответствии с Положением № 14-П территориальные
учреждения Банка России осуществляют контроль за работой коммерческих банков по
организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения
кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные
учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных
организациях.
В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного
обращения применяются меры, предусмотренные ст.75 Федерального закона "О Центральном
банке.".
В целом, существующую систему нормативного регулирования наличного
денежного обращения, созданную усилиями ЦБ РФ, можно охарактеризовать как четкую
и строго регламентированную. Но нельзя не отметить и некоторые весьма существенные
недостатки, например, передачу функций контроля и надзора за кассовой дисциплиной
на предприятиях-клиентах коммерческим банкам. Это положение неадекватно как минимум
по двум причинам. Во-первых, банку невыгодно проводить реальные проверки своих клиентов,
так как это может привести к конфликту с клиентом и в дальнейшем к его потере, что
ведет к сокращению прибыли. Во-вторых, проведение проверок по соблюдению кассовой
дисциплины требует дополнительных трудовых затрат, а следовательно, ведет к дополнительным
финансовым расходам, которые не имеют реальной отдачи, кроме как быть такому банку
в группе "положительных" банков с точки зрения ГУ ЦБ РФ или не быть [16].
Таким образом, несмотря на предпринимаемые Банком России меры
по сокращению и упорядочению наличного денежного обращения, доля наличных денег
в рублевой денежной массе продолжает оставаться существенно высокой по сравнению
с уровнем промышленно развитых стран. В связи с этим необходимо отметить следующее.
На самом деле причины столь высокого уровня наличных рублей в общей денежной массе
заключаются не в том, что плохо регулируется наличное денежное обращение и низовой
контроль за кассовой дисциплиной предприятий возложен на коммерческие банки, которые
не заинтересованы в его осуществлении, а в том, что нет экономической базы для его
сокращения - высокое налогообложение, инфляция, неплатежи, системный кризис банков
и государственных финансов и т.д.
При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как
средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются
своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.
Безналичный оборот преобладает во всех странах и обслуживается чеками, кредитными
карточками, платежными поручениями, электронными средствами платежа, векселями,
сертификатами и т.п.
Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах, которые
представляют собой платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального
обращения письменных документов и электронных средств.
Принципы организации безналичных расчетов.
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.
Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым
требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен
ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность
и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия
посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных
актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов
тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.
Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России. Среди трех его основных
задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления
расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование
организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.
Общий порядок осуществления расчетов на территории России регулируется Гражданским
кодексом [1, ст.861-885], а также Положением Центрального банка РФ "О безналичных
расчетах в Российской Федерации"
В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются.
Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов согласно
утвержденным стандартам. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных
дней, не считая дня их выписки.
Второй принцип организации расчетов - осуществление их преимущественно
по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая
предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и
гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного
обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный
двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой
договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются
действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией
Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное
осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного
выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать
поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие
ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения
долговых обязательств.
Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж;
реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого
векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание
средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного
требования, переводного векселя).
Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики,
неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных
обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий
день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день
срока даны в первой части ГК РФ [1, ст. 190-195].
Значение принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство
товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки,
предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут
к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.
Важнейший (шестой) принцип организации безналичных расчетов - контроль
всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных
положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий
и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая
покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления
производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих
обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить
нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами. Выступая кредитором,
т.е. поставщиком своей продукции, предприятий в целях увеличения своей выручки проводит
кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением
внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.
С изложенным принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой
принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.
Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части
расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения
убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств, как своих,
так и контрагентов, а если оно наступило со стороны последних - практически полностью
возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности
для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства,
значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение
денежных обязательств.
В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений,
за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов,
как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты
по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении
расчетов. В ГК РФ [1, ч.1, ст.395] значительно усилена ответственность за неисполнение
денежного обязательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|