Органы финансового контроля, их задачи и функции
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 24 с., 1 рис., 12 источников.
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ, КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объектом
исследования -
контрольная деятельность в Республике Беларусь.
Цель
работы: изучение
финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.
Методы
исследования:
системного анализа, качественного экономического анализа, сравнительного
анализа.
Исследования
и разработки:
раскрыта организация финансового контроля, состав органов финансового контроля
в Республике Беларусь; раскрыты задачи и функции комитета государственного
контроля; рассмотрена координация контрольной деятельности в Республике
Беларусь.
Элементы
научной новизны:
рекомендации по совершенствованию социального страхования в Республике
Беларусь.
Область
возможного практического применения: субъекты хозяйствования Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что
приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические и методологические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Организация финансового контроля.
Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь
1.1 Виды, формы, методы осуществления
финансового контроля
1.2 Функции органов, осуществляющих
общегосударственный контроль
1.3 Права, обязанности,
ответственность работников, осуществляющих контроль
2 Комитет государственного контроля -
высший орган финансового контроля, его задачи и функции
3 Координация контрольной
деятельности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей
функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая
контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами
экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной
деятельности, а также контроль за исполнительной властью.
Любому
государству для выполнения возложенных на него функций необходимы финансовые ресурсы,
которые формируются за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и
других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством
и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи
в установленных размерах и в определенные сроки, т.е. между плательщиками
налогов и государством, в лице государственных налоговых органов,
устанавливаются налоговые отношения.
Однако
возникают ситуации, когда данные налоговые отношения нарушаются в связи с рядом
объективных и субъективных причин. Нарушения могут проявляться в виде
несвоевременной уплаты или уклонения от уплаты налогов, неправильного
исчисления налогов, сознательного искажения отчетных данных предприятия. В
итоге это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет
налогов и других приравненных к ним платежей.
В связи
с этим возникает необходимость осуществления налоговыми органами контрольной
деятельности.
Актуальной
проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе
является обеспечение эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его
совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности работы контрольных
органов зависит возможность государства выполнять свои функции.
Объектом
исследования в курсовой работе является контрольная деятельность.
Цель
настоящей работы - изучение финансового контроля и его координация в Республике
Беларусь.
На
основе этого можно определить задачи данной работы:
1) раскрыть
организацию финансового контроля, состав органов финансового контроля в
Республике Беларусь;
2) раскрыть
задачи и функции комитета государственного контроля;
3) рассмотреть
координацию контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Для
написания данной работы использовались нормативные и законодательные акты
Республики Беларусь, журнальные статьи и учебные издания как белорусских, так и
зарубежных авторов.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1
Виды, формы, методы осуществления финансового контроля
Финансовый
контроль как специализированный вид управленческой деятельности и особая
отрасль экономических знаний располагает разнообразными методическими приемами,
разработанными этой дисциплиной или основанными на достижениях смежных областей
(бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета) [5, с.
23].
Системность
контроля достигается комбинированным использованием его различных видов:
логического и математического, документального и фактического.
Деление
контроля на документальный и фактический носит в известной мер условный
характер, ибо в основе этого разграничения лежат различные источники данных.
Так,
источниками информации для документального контроля служат: первичные
документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и
оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская,
технологическая и другая документация.
Фактический
контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по
данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и
т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных
операций.
К
основным способам документального контроля можно отнести:
- формальную
и арифметическую проверку документов;
- юридическую
оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
- логический
контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных
операций;
- сплошное
и выборочное наблюдение;
- встречную
проверку документов;
- способ
обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных
затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья
и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени
контроля имеются в наличии;
- оценку
законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции
счетов бухгалтерского учета;
- балансовые
увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в
финансово-бухгалтерской документации.
Приемы
фактического контроля могут быть подразделены на три группы:
- инвентаризация;
- экспертная
оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества
выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода
готовой продукции;
- визуальное
наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений,
производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима [10, с.
31].
Среди
форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий
контроль.
Предшествуя
проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит
предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и
исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой
деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые
заявки.
Текущий
контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых
операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и
бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль
позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить
потери и убытки.
Последующий
контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности
проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным
изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период,
позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Финансовый
контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и
способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда
факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов,
осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения
контрольных правоотношений и др. используются следующие методы финансового
контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации,
состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок,
отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и др.
по
ведомственной принадлежности *ведомственные
ревизуемых органов *внутри
ведомственные
*внутрихозяйственные
по полноте охвата *полные
*частичные
*комплексные
*тематические
по глубине проведения *сквозные
*локальные
по степени охвата данных *сплошные
*выборочные
*комбинированные
по характеру материала *документальные
*фактические
по отношению к плану *плановые
*внеплановые
по очередности исследования *первичные
одних и тех же документов *дополнительные
*повторные
Рисунок
- Классификация ревизий
Основной
метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное
обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций,
учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [5,
с. 27].
По
объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные
(сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми
(предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми
(назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан,
требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими
контролирующими органами).
Ревизия
основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской
и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и
товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим
юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Немаловажное
место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности,
которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля
достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.
Выделяют
три основных этапа счетной проверки:
- проверка
согласованности показателей различных форм отчетности;
- сличение
отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверка
обоснованности учетных записей по данным первичных документов.
Результаты
счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки
имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование
государственного имущества.
В
зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают
следующие его виды:
1. Государственный
финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь
государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.
-
общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации
и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного
производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и
экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет
Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация и
Государственная контрольно-ревизионная служба, местные государственные
администрации, Государственный таможенный комитет и др.;
- ведомственный
финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным
предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделами
министерств и ведомств. В последние годы в связи с ликвидацией большого
количества министерств, появлением предприятий новых форм собственности
масштабы ведомственного финансового контроля значительно сократились.
2. Общественный
финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения,
профсоюзные организации).
3. Аудит
- новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль,
основанный на коммерческих основах [10, с. 36].
1.2 Функции
органов, осуществляющих общегосударственный контроль
Основными
функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль, являются:
1) проводить
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности;
2)
производить проверки денежных и иных документов, относящихся к проверяемой
деятельности субъектов хозяйствования; получать от субъектов хозяйствования и
их должностных лиц необходимые сведения, а также объяснения по проверяемым
вопросам;
3) при
наличии предписания на проведение ревизии (проверки) и предъявлении служебного
удостоверения свободно входить и с участием представителей субъектов
хозяйствования производить обследование служебных и производственных помещений;
4)
производить личный досмотр нарушителей законодательства, а также досмотр
находящихся при них вещей, документов и транспортных средств;
5)
изымать документы, свидетельствующие о нарушении субъектами хозяйствования норм
законодательства либо являющиеся объектами таких нарушений;
6)
опечатывать кассы, помещения, места хранения документов, товарно-материальных
ценностей и денежных средств, за исключением касс и хранилищ учреждений банков,
назначать их инвентаризацию;
7)
приостанавливать производство и реализацию товаров, работ или оказание услуг,
если дальнейшее продолжение указанной деятельности причиняет либо может
причинить вред жизни, здоровью либо имуществу граждан;
8) для
определения качества товаров производить в установленном порядке отбор
образцов;
9)
проводить контрольные покупки и оформление заказов на платные услуги для
проверки правильности расчетов с покупателями;
10)
приостанавливать в исключительных случаях отдельные операции по счетам
субъектов хозяйствования. Каждый факт такой приостановки должен быть основан на
достоверных данных о нарушениях законодательства;
11)
требовать от руководителей и других должностных лиц субъектов хозяйствования
устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать соблюдение
таких требований;
12) в
случаях выявления при проведении ревизий и проверок фактов, дающих основание
предполагать совершение преступлений, передавать материалы в правоохранительные
органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством;
13)
рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административные взыскания;
14)
применять экономические санкции [5, с. 29].
1.3 Права,
обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль
В
законе Республики Беларусь №3373-XII от 08.11.1994 г. оговариваются права, обязанности
и ответственность работников, осуществляющих контроль.
Аудитор
- физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование
и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также
отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к
аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Страницы: 1, 2
|