Основными видами денег, находящихся в
обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться:
- бумажные знаки стоимости, то есть
кредитные деньги (банковские билеты);
- казначейские билеты;
- разменные монеты.
Эмиссионный механизм включает в себя
порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения
выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых
денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только
в результате проведения банками кредитных операций.
Исключительное право выпуска наличных
денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк
Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в
обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.
Безналичные деньги выпускаются
коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом
центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами – рефинансирует их в
целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.
Изъятие наличных денег происходит при
сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в
расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из
оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается
в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с
потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих
потребностей.
Принцип обеспеченности выпускаемых в
оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными
ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой
валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.
В Банковском кодексе Республики Беларусь
(2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение
Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они
обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной
стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады
(депозиты) [4, с.157].
Структура денежного оборота как элемента
денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного
денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в
законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного
оборота.
Национальный банк в соответствии с
законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения,
устанавливает:
- порядок ведения кассовых операций и
работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;
- правила хранения, инкассации и перевозки
денежной наличности и других ценностей;
- правила осуществления
эмиссионно-кассовых операций;
- порядок определения признаков
платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а
также их уничтожения.
В области безналичного денежного оборота
Национальный банк определяет:
- основные принципы построения платежных
систем и порядок их применения;
- правила банковских переводов;
- формы безналичных расчетов;
- стандарты платежных инструментов и т. д.
Важное значение в структуре денежного
оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей
массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение
наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается
доля купюр более высокого достоинства.
Порядок установления валютного курса
(котировка валют) – определение соотношения между денежными единицами
(валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы
одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для
котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос
и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Национальный банк
Республики Беларусь активно использует валютный курс белорусского рубля при
проведении денежно-кредитной политики. Этот инструмент денежно-кредитной
политики отличается большой гибкостью и эффективностью. Так, можно заметить,
что на протяжении 2010 г. валютный курс белорусского рубля подвергался
регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 1). Этого
требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях
мирового финансово-экономического кризиса и изменчивости курсов ведущих мировых
валют.
Таблица 1 Динамика курса белорусского
рубля в 2010 г.
Период
|
Средний
официальный курс белорусского
|
рубля по
отношению к:
|
российскому
|
доллару США
|
евро
|
рублю
|
1
|
2
|
3
|
4
|
январь
|
95,65
|
2 856,00
|
4 081,58
|
февраль
|
96,17
|
2 903,02
|
3 980,75
|
январь –
февраль
|
95,91
|
2 879,41
|
4 030,85
|
март
|
100,11
|
2 961,29
|
4 021,66
|
январь – март
|
97,29
|
2 906,45
|
4 027,78
|
1
|
2
|
3
|
4
|
апрель
|
101,68
|
2 969,70
|
3 986,20
|
январь – апрель
|
98,37
|
2 922,14
|
4 017,35
|
май
|
98,45
|
2 987,79
|
3 765,77
|
январь – май
|
98,39
|
2 935,15
|
3 965,72
|
июнь
|
96,65
|
3 014,13
|
3 683,24
|
апрель – июнь
|
98,91
|
2 990,48
|
3 809,61
|
январь – июнь
|
98,09
|
2 948,17
|
3 917,18
|
июль
|
97,66
|
2 998,18
|
3 814,94
|
январь – июль
|
98,03
|
2 955,26
|
3 902,41
|
август
|
98,55
|
2 990,23
|
3 866,06
|
январь – август
|
98,10
|
2 959,61
|
3 897,85
|
Денежно-кредитная политика в 2006 – 2010
годах направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов,
наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции,
относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия
обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных
доходов населения и субъектов хозяйствования [14].
Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010
году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики
страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном
соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики
Беларусь на 2010 год.
Этот документ разработан в увязке с
прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на
очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики,
перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного
сотрудничества в банковской сфере.
В соответствии с основными направлениями в
2010 году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса
белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и
российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального
значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год
устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу
предыдущего, 2009 года.
Следует отметить, что с учетом действующих
и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк
не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по
отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в
начале 2010 года.
В рамках дальнейшего укрепления финансовой
стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не
более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки
рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к
этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых
депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и
существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках. Ставка
рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной
политики Национального банка Республики Беларусь. Так за последние 3 года она
изменялась 13 раз (табл. 2).
Таблица 2 Ставка рефинансирования
Следующим важным инструментом проведения
денежно-кредитной политики в Республики Беларусь является установление нормы
обязательного резервирования. На основе анализа табл. 3 можно отметить, что в
настоящее время данный показатель находится на относительно невысоком уровне по
всем позициям, что обеспечивает рост предложения денег в национальной экономике
Республики Беларусь и удовлетворение потребностей растущей экономики.
Основные параметры развития банковского
сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению
кредитных ресурсов, соответствуют динамике макроэкономических показателей и
обеспечивают дальнейшее повышение роли банковской системы в
социально-экономическом развитии страны.
В 2010 году Национальный банк обеспечит
эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также
дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.
В области международного сотрудничества
продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики
Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с
международными финансовыми организациями.
Таблица 3 – Динамика нормы обязательных
резервов
В целом в 2010 году денежно-кредитная политика
будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних
дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости
населения, отметили в управлении информации Нацбанка.
В то же время достижение целей и решение
задач развития банковского сектора, проведение эффективной денежно-кредитной
политики в определенной степени зависят от создания соответствующих
макроэкономических условий.
Успешное выполнение Программы развития
банковского сектора на 2006-2010 гг. во многом будет зависеть от координации
совместных действий Правительства и других органов государственного управления,
Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых
в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных
направлениях денежно-кредитной политики, иных государственных программах
страны, а также в планах мероприятий по их реализации.
В настоящее время можно говорить о
стабильном и поступательном движении белорусской банковской системы. За три
квартала нынешнего года рублевые и инвалютные вклады населения в белорусских
банках увеличились более чем на 3,5 триллиона Br, или на 26,7 процента. За
сентябрь они возросли почти на 75,6 миллиарда Br (рублевые – на 104,5 млрд. Br,
или на 1,5 процента, инвалютные – на 64,8 млн. долларов США, или на 1,9
процента).
На начало октября вклады населения
превысили 16,8 триллиона Br. Депозиты в национальной валюте составили свыше 7,2
триллиона Br, а в иностранной – почти 3,5 миллиарда долларов США.
Принятые меры по стабилизации банковской
сферы и валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной
иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его
ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили
принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачность операций
нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.
Белорусский рубль стал полностью
конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении
Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ).
Среди других положительных результатов
проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации
экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных
резервов страны.
Как известно, в Беларуси гарантируется
полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента
Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности
денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские
вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и
дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских
вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в
республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных
средств в банковских вкладах не облагаются налогами.
Несмотря на динамичное развитие в
прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной сферы, авторы Концепции
развития банковского сектора РБ на 2006-2010 гг. выделяют ряд нерешенных
проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность
проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.
Основными из них являются:
1) все еще напряженное финансовое
состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики,
обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности
роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и
увеличение объемов кредитования.
Это негативно влияет на структуру активов
и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным
группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность
социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской
системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования
предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что
при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает
необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на
динамике цен и устойчивости национальной валюты;
2) сохраняющаяся в стране высокая
налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые
средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и
инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность
белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;
3) недостаточная эффективность
общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня,
характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных
фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих
конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю
добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости
производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном
итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных
производителей;
4) высокая материало- и энергоемкость
производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые
топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на
состоянии платежного баланса страны;
5) ограниченность инвестиционных ресурсов
для обновления основных фондов;
6) недостаточная инновационная активность,
отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том
числе путем привлечения иностранных инвестиций [14].
Следует отметить, что перечисленные и иные
проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики,
негативно влияли и на функционирование банков.
К числу других факторов, сдерживающих
развитие банковского сектора, можно отнести:
- незначительную долю частного сектора в
уставных фондах банков, что ограничивает их инвестиционную привлекательность,
снижает уровень конкуренции и эффективность использования рыночных механизмов в
организации деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных
возможностей;
- невысокую эффективность деятельности
отдельных сегментов банковского бизнеса, связанную с реализацией крупными
банками государственных программ, а также бесплатным расчетно-кассовым
обслуживанием операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным
уровнем бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и
обслуживания;
- высокие риски кредитования, связанные с
недостаточно устойчивым финансовым положением кредитополучателей некоторых
секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений,
принимаемых государственными органами управления;
- наличие у банков неоправданных рисков
при выполнении ими посреднических (агентских) функций по обслуживанию внешних
государственных займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих
займов иностранным кредиторам;
- недостаточную развитость корпоративного
управления и владельческого надзора в отдельных банках, не учитывающую в полной
мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и
характеризующуюся отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития,
эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных
ситуаций, что приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного
функционирования, а также эффективности работы данных банков;
- низкую обеспеченность банковского
сектора долгосрочными ресурсами, что в условиях высокой инвестиционной
активности банков, и в первую очередь при реализации важнейших государственных
программ, приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам
погашения и, в свою очередь, к снижению устойчивости функционирования банковского
сектора, ограничению реальных возможностей для трансформации денежных средств в
долгосрочные кредиты экономике, а также к повышению спроса на эмиссионное
рефинансирование Национальным банком;
- недостаточное развитие финансовых
институтов долгосрочных накоплений;
- неразвитость рынка корпоративных ценных
бумаг и производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение
инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие
инструментов управления ликвидностью банков.
Таким образом, в настоящее время
монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла наиболее
широкое распространение в Республике Беларусь.
Основными экономическими инструментами по
воздействию на денежное предложение в Республике Беларусь являются:
- определение норм обязательных резервов;
- учетных ставок по кредитам;
- проведение операций на открытом рынке
(купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения).
Важнейшими целями функционирования
денежной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и
обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного
обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений,
которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников
экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов
денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости
денежной системы.
На основании проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
Денежно-кредитная политика – это
совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита,
направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на
уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие
макроэкономические процессы. Основными целями
денежно-кредитной политики являются высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен,
стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность
валютного рынка.
Современная макроэкономическая теория
включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся
объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по
управлению национальной экономикой в сфере денежно-кредитных отношений.
Наиболее существенное влияние на становление и развитие современной
макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической мысли:
кейнсианство и монетаризм.
С 1930-х до 1970-х гг. господствовало
кейнсианство. На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимал
ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в
объяснении основных макроэкономических процессов.
У монетаристов и кейнсианцев наблюдается
сходство взглядов и мнений по многим вопросам: методологической основой обеих
концепций является теория общего равновесного анализа, главное место в их
исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу, в обеих
моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом
направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП и, наоборот, в
качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы
рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.
Принципиальные расхождения между
представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций: оценка
рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику,
аналитическая основа, методы проведения денежно-кредитной политики в рамках
общей экономической политики.
В настоящее время монетаристская концепция
денежно-кредитного регулирования нашла наиболее широкое распространение в
Республике Беларусь.
Основными экономическими инструментами по
воздействию на денежное предложение в Республике Беларусь являются:
- определение норм обязательных резервов;
- учетных ставок по кредитам;
- проведение операций на открытом рынке
(купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения).
Важнейшими целями регулирования
денежно-кредитных отношений Республики Беларусь на современном этапе является
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его
покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам,
регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного
механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные
возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью
разрабатывается комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и
использует его для поддержания устойчивости денежной системы.
1.
Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
2.
Видяпин, С.И. Экономическая теория: учебное пособие. – СПб, 2005. – 713 с.
3. Витгерс,
Г. Денежный рынок. - М. – Пг.: Книга, 2008. – 545 с.
4.
Деньги, кредит, банки: Учеб./Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ,
2003. – 527 с.
5. Мэнкью,
Н.Г. Принципы экономик. – М,: Принт, 2007 – 607 с.
6.
Макконел, К., Брю С. Экономикс. М., ЭкоМ, 2006. – 718 с.
7.
Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. М.: Литера, 2006. – 540 с.
8.
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория. М.: Принт, 2008. – 458 с.
9.
Материалы Международного научного семинара "Экономический рост в условиях
трансформации", 23 октября 2008 г. / [главный редактор В. В. Пятов]. -
Витебск: ВГТУ, 2008. - 406 с.
10.
Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов. – 3-е изд. – Минск:
БГЭУ, 2009. – 751 с.
11.
Электронная страница Банка России [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/ – Дата доступа: 01.12.09 г.
12.
Электронная страница финансовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smi2.ru/NotaBene/c97713 – Дата доступа: 03.12.09 г.
13. Меры
денежной политики Электронная страница Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/standart_system/print.asp?file=policy.html – Дата доступа: 01.12.09 г.
14.
Программа развития банковского сектора Республики Беларусь 2006-2010.
Страницы: 1, 2, 3
|