рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться:

- бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские билеты);

- казначейские билеты;

- разменные монеты.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.

Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами – рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.

Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.

В Банковском кодексе Республики Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) [4, с.157].

Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, устанавливает:

- порядок ведения кассовых операций и работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;

- правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

- порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет:

- основные принципы построения платежных систем и порядок их применения;

- правила банковских переводов;

- формы безналичных расчетов;

- стандарты платежных инструментов и т. д.

Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного курса (котировка валют) – определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Национальный банк Республики Беларусь активно использует валютный курс белорусского рубля при проведении денежно-кредитной политики. Этот инструмент денежно-кредитной политики отличается большой гибкостью и эффективностью. Так, можно заметить, что на протяжении 2010 г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивости курсов ведущих мировых валют.


Таблица 1 Динамика курса белорусского рубля в 2010 г.

Период

Средний официальный курс белорусского

рубля по отношению к:

российскому

доллару США

 евро

рублю

1

2

3

4

январь

 95,65

 2 856,00

 4 081,58

февраль

 96,17

 2 903,02

 3 980,75

январь – февраль

 95,91

 2 879,41

 4 030,85

март

 100,11

 2 961,29

 4 021,66

январь – март

 97,29

 2 906,45

 4 027,78

1

2

3

4

апрель

 101,68

 2 969,70

 3 986,20

январь – апрель

 98,37

 2 922,14

 4 017,35

май

 98,45

 2 987,79

 3 765,77

январь – май

 98,39

 2 935,15

 3 965,72

июнь

 96,65

 3 014,13

 3 683,24

апрель – июнь

 98,91

 2 990,48

 3 809,61

январь – июнь

 98,09

 2 948,17

 3 917,18

июль

 97,66

 2 998,18

 3 814,94

январь – июль

 98,03

 2 955,26

 3 902,41

август

 98,55

 2 990,23

 3 866,06

январь – август

 98,10

 2 959,61

 3 897,85

Денежно-кредитная политика в 2006 – 2010 годах направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования [14].

Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.

В соответствии с основными направлениями в 2010 году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках. Ставка рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. Так за последние 3 года она изменялась 13 раз (табл. 2).



Таблица 2 Ставка рефинансирования


Следующим важным инструментом проведения денежно-кредитной политики в Республики Беларусь является установление нормы обязательного резервирования. На основе анализа табл. 3 можно отметить, что в настоящее время данный показатель находится на относительно невысоком уровне по всем позициям, что обеспечивает рост предложения денег в национальной экономике Республики Беларусь и удовлетворение потребностей растущей экономики.

Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, соответствуют динамике макроэкономических показателей и обеспечивают дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

В 2010 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

В области международного сотрудничества продолжается реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств - участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.


Таблица 3 – Динамика нормы обязательных резервов


В целом в 2010 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Нацбанка.

В то же время достижение целей и решение задач развития банковского сектора, проведение эффективной денежно-кредитной политики в определенной степени зависят от создания соответствующих макроэкономических условий.

Успешное выполнение Программы развития банковского сектора на 2006-2010 гг. во многом будет зависеть от координации совместных действий Правительства и других органов государственного управления, Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных направлениях денежно-кредитной политики, иных государственных программах страны, а также в планах мероприятий по их реализации.

В настоящее время можно говорить о стабильном и поступательном движении белорусской банковской системы. За три квартала нынешнего года рублевые и инвалютные вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 3,5 триллиона Br, или на 26,7 процента. За сентябрь они возросли почти на 75,6 миллиарда Br (рублевые – на 104,5 млрд. Br, или на 1,5 процента, инвалютные – на 64,8 млн. долларов США, или на 1,9 процента).

На начало октября вклады населения превысили 16,8 триллиона Br. Депозиты в национальной валюте составили свыше 7,2 триллиона Br, а в иностранной – почти 3,5 миллиарда долларов США.

Принятые меры по стабилизации банковской сферы и валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы рыночного курсообразования, увеличили прозрачность операций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.

Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее – МВФ).

Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить снижение долларизации экономики, улучшение структуры денежной массы, увеличение золотовалютных резервов страны.

Как известно, в Беларуси гарантируется полная сохранность сбережений населения во всех банках (Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)", Закон Республики Беларусь с учетом изменений и дополнений от 14.07.2009 № 41-3 "О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц". Кроме этого, согласно действующему в республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами.

Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной сферы, авторы Концепции развития банковского сектора РБ на 2006-2010 гг. выделяют ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора.

Основными из них являются:

1) все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.

Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы. В сложившейся системе экономических отношений рост заимствования предприятиями денежных ресурсов в банках в 2 раза превышал рост их вкладов, что при относительно низком уровне доходов и сбережений населения обусловливает необходимость увеличения эмиссионного кредитования, которое сказывается на динамике цен и устойчивости национальной валюты;

2) сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

3) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

4) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;

5) ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;

6) недостаточная инновационная активность, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций [14].

Следует отметить, что перечисленные и иные проблемы и факторы, ограничивающие проведение денежно-кредитной политики, негативно влияли и на функционирование банков.

К числу других факторов, сдерживающих развитие банковского сектора, можно отнести:

- незначительную долю частного сектора в уставных фондах банков, что ограничивает их инвестиционную привлекательность, снижает уровень конкуренции и эффективность использования рыночных механизмов в организации деятельности банковской системы, уровень ее интеграционных возможностей;

- невысокую эффективность деятельности отдельных сегментов банковского бизнеса, связанную с реализацией крупными банками государственных программ, а также бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием операций с бюджетными средствами, в совокупности с недостаточным уровнем бюджетной компенсации банкам потерь от льготного кредитования и обслуживания;

- высокие риски кредитования, связанные с недостаточно устойчивым финансовым положением кредитополучателей некоторых секторов экономики, в рамках их финансирования в соответствии с рядом решений, принимаемых государственными органами управления;

- наличие у банков неоправданных рисков при выполнении ими посреднических (агентских) функций по обслуживанию внешних государственных займов и принятии в полном объеме обязательств по возврату этих займов иностранным кредиторам;

- недостаточную развитость корпоративного управления и владельческого надзора в отдельных банках, не учитывающую в полной мере необходимость динамичного и устойчивого развития банков и характеризующуюся отсутствием последовательной долгосрочной стратегии развития, эффективного внутреннего контроля, постоянной работы по упреждению проблемных ситуаций, что приводит к снижению показателей их безопасного и ликвидного функционирования, а также эффективности работы данных банков;

- низкую обеспеченность банковского сектора долгосрочными ресурсами, что в условиях высокой инвестиционной активности банков, и в первую очередь при реализации важнейших государственных программ, приводит к несбалансированности активов и пассивов банков по срокам погашения и, в свою очередь, к снижению устойчивости функционирования банковского сектора, ограничению реальных возможностей для трансформации денежных средств в долгосрочные кредиты экономике, а также к повышению спроса на эмиссионное рефинансирование Национальным банком;

- недостаточное развитие финансовых институтов долгосрочных накоплений;

- неразвитость рынка корпоративных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, что сдерживает как привлечение инвестиций в банковскую систему, так и обусловливает недостаточное развитие инструментов управления ликвидностью банков.

Таким образом, в настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла наиболее широкое распространение в Республике Беларусь.

Основными экономическими инструментами по воздействию на денежное предложение в Республике Беларусь являются:

- определение норм обязательных резервов;

- учетных ставок по кредитам;

- проведение операций на открытом рынке (купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения).

Важнейшими целями функционирования денежной системы Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Основными целями денежно-кредитной политики являются высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентной ставки, стабильность на финансовых рынках, стабильность валютного рынка.

Современная макроэкономическая теория включает в себя несколько конкурирующих между собой концепций, пытающихся объяснить механизм функционирования рыночной системы и дать рекомендации по управлению национальной экономикой в сфере денежно-кредитных отношений. Наиболее существенное влияние на становление и развитие современной макроэкономической теории и политики оказали два течения в экономической мысли: кейнсианство и монетаризм.

С 1930-х до 1970-х гг. господствовало кейнсианство. На протяжении уже более трех десятилетий монетаризм занимал ведущее место среди теорий, претендующих на роль альтернативы кейнсианству в объяснении основных макроэкономических процессов.

У монетаристов и кейнсианцев наблюдается сходство взглядов и мнений по многим вопросам: методологической основой обеих концепций является теория общего равновесного анализа, главное место в их исследованиях макроэкономических явлений отводится совокупному спросу, в обеих моделях деньги воздействуют на чистый национальный продукт (ЧНП) в одинаковом направлении – расширение денежного предложения увеличивает ЧНП и, наоборот, в качестве основных целей государственной политики кейнсианцы и монетаристы рассматривают борьбу с инфляцией и безработицей.

Принципиальные расхождения между представителями этих теорий можно проследить по следующему ряду позиций: оценка рыночной системы и отношение к государственному вмешательству в экономику, аналитическая основа, методы проведения денежно-кредитной политики в рамках общей экономической политики.

В настоящее время монетаристская концепция денежно-кредитного регулирования нашла наиболее широкое распространение в Республике Беларусь.

Основными экономическими инструментами по воздействию на денежное предложение в Республике Беларусь являются:

- определение норм обязательных резервов;

- учетных ставок по кредитам;

- проведение операций на открытом рынке (купля и продажа облигаций у коммерческих банков и населения).

Важнейшими целями регулирования денежно-кредитных отношений Республики Беларусь на современном этапе является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, регулирование денежного обращения, обеспечение прозрачного и эффективного механизма денежных отношений, которые обеспечат равные и оптимальные возможности для всех участников экономической жизни страны. С этой целью разрабатывается комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

2. Видяпин, С.И. Экономическая теория: учебное пособие. – СПб, 2005. – 713 с.

3. Витгерс, Г. Денежный рынок. - М. – Пг.: Книга, 2008. – 545 с.

4. Деньги, кредит, банки: Учеб./Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ, 2003. – 527 с.

5. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономик. – М,: Принт, 2007 – 607 с.

6. Макконел, К., Брю С. Экономикс. М., ЭкоМ, 2006. – 718 с.

7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. М.: Литера, 2006. – 540 с.

8. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория. М.: Принт, 2008. – 458 с.

9. Материалы Международного научного семинара "Экономический рост в условиях трансформации", 23 октября 2008 г. / [главный редактор В. В. Пятов]. - Витебск: ВГТУ, 2008. - 406 с.

10. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

11. Электронная страница Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/ – Дата доступа: 01.12.09 г.

12. Электронная страница финансовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smi2.ru/NotaBene/c97713 – Дата доступа: 03.12.09 г.

13. Меры денежной политики Электронная страница Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/standart_system/print.asp?file=policy.html – Дата доступа: 01.12.09 г.

14. Программа развития банковского сектора Республики Беларусь 2006-2010.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.