рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы налогообложения предпринимательской деятельности

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения, сформулированная в начале восьмидесятых годов американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.

Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в пятидесятых годах XX века американским экономистом профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом, приверженцем идеи свободного рынка, основывалась на коммерческой теории денег. Он предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок, делается также ставка и на снижение налогов.

При этом налогам отводится не такая важная роль как в кейнсианской экономической концепции. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежные обращения. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

Глава 3. Принципы налогообложения на современном этапе

3.1 Принципы налогообложения на примере предпринимателей


Принципы налогообложения – это основополагающие, фундаментальные начала и идеи, положения и правила, определяющие сущность налоговой системы Российской Федерации. Данные принципы имеют общеобязательное значение, образуют своего рода несущую конструкцию становления и развития российской системы налогообложения и налогового правоприменения.

Важное место занимает вопрос о выделении принципов налогообложения предпринимателя. Следует отметить, что принципы налогообложения предпринимателя равнозначны общим (универсальным) принципам налогообложения, закрепленным в Налоговом кодексе РФ и единым на всей территории Российской Федерации, для всех налогоплательщиков. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации принципы налогообложения устанавливаются федеральным законодателем и не могут произвольно изменяться (или дополняться) законами субъектов Российской Федерации.

Принципы налогообложения предпринимателя выражают основную сущность норм предпринимательского права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений, и, они как правило, всегда закреплены в действующем законодательстве государства. При этом принципы налогообложения предпринимателя – это общеобязательные исходные нормативно- юридические положения для предпринимателей-налогоплательщиков, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования налогообложения предпринимателей и выступающие высшими критериями правомерности поведения участников регулируемых отношений[[1]]

Система принципов налогообложения предпринимателя в настоящее время включает в себя следующие виды принципов:

1. Принцип законности налогообложения предпринимателя – основан на требованиях ст. 57 Конституции РФ - предполагает установление системы и видов налогов и сборов для предпринимателей только в Налоговом кодексе РФ, введение региональных и местных налогов и сборов для предпринимателей, регулирование отдельных их элементов - законами субъектов Федерации, актами представительных органов муниципальной системы управления.

Главным содержанием названного принципа является разделение налоговых полномочий по уровням законодательных органов и по установлению налогов и сборов и контролем за их уплатой, который передан исполнительным органам налогового контроля, законотворческие полномочия которых ограничены правом издания внутриведомственных подзаконных актов, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ. Очень важную роль в укреплении данного принципа играют судебные решения (Постановления Высших судебных органов Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Конституционного суда РФ)[[2]]

2. Принцип федерализма налогообложения – вытекает из Конституционных положений о федеративном устройстве России, разграничении предметов ведения Федерации и ее субъектов, самостоятельности местного самоуправления. Подразумевает, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление принципов налогообложения и сборов (в т.ч. для предпринимателей), обеспечение единства налоговой политики и налоговой системы. Введен запрет на установление налогов и сборов (в т.ч. для предпринимателей), нарушающих единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах ее территории товаров (услуг) или финансовых средств, которые могут ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности предпринимателей. Проявлением принципа является также строгое разграничение налоговых полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, наличие трехуровневой системы налогов и обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня.[[3]]

3. Принцип всеобщности налогообложения предпринимателей – согласно данному принципу – каждый предприниматель–налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные для этой категории налогоплательщиков налоги и сборы. Исключения из этого правила допустимы только в пределах установленных нормами Налогового кодекса РФ и только по специальным, установленным законом основаниям. Неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности предпринимателем- налогоплательщиком признается при соответствующих условиях налоговым правонарушением и может повлечь за собой применение налоговых санкций.

4. Принцип равенства налогообложения предпринимателей или принцип равного налогового бремени – его суть заключается в установлении для предпринимателей – налогоплательщиков единых условий налогообложения независимо от форм собственности, национальных и политических особенностей субъектов, организационно-правовых форм предпринимательства, их местонахождения, социальных и других различий. Равенство в налогообложении предполагает, не пресловутую уравниловку предпринимателей, но, прежде всего, экономическую возможность, фактическую способность платить налоги на основе сравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. При установлении налогов, прежде всего, должны учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ).[[4]]

5. Принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов для предпринимателей – подразумевает под собой то, что налоговая система для предпринимателей должна быть эффективной, способствовать экономическому развитию и росту благосостояния предпринимателей в России. Недопустимо также двойное налогообложение, а налоговая нагрузка на них не должны быть чрезмерной, недопустимы налоги и сборы которые препятствуют развитию предпринимательства и хозяйственной инициативы и предприимчивости или приводят к ограничению конституционных прав и свобод человека и гражданина либо могут препятствовать их реализации.

6. Принцип определенности налогообложения предпринимателя - содержание этого принципа в том, что налоговая система государства должна быть стабильной и предсказуемой для предпринимателей, должен быть установлен особый порядок принятия и вступления в силу актов налогового законодательства, касающихся предпринимателей, введен запрет на придание им обратной силы, за исключением тех из них, которые улучшают положение налогоплательщиков (ст. 5 НК РФ), введены специальные критерии несоответствия нормативно-правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу РФ (ст. 6 НК РФ).

7. Важнейшими принципами налогообложения предпринимателя являются также принципы гласности, открытости и прозрачности налоговой и бюджетной систем государства, наличие механизмов общественного контроля за движением налоговых средств, поступивших от налогоплательщиков (предпринимателей) и ответственности за злоупотребления в этой сфере.

8. Принцип правоты налогоплательщика (предпринимателя) - служит важнейшей гарантией защиты прав и законных имущественных интересов налогоплательщиков (предпринимателей) от чрезмерных притязаний со стороны российского государства. Его содержание составляют: законодательное установление виновной ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений (ст. 49 Конституции РФ; ст. 108-110 НК РФ; ст. 10-12 КоАП РФ; ст.5, 14, 25, 26 УК РФ); возложения обязанности доказывания вины налогоплательщика и обстоятельств дела на государственные органы налогового контроля (ст.108 п.6 НК РФ, ст.194, 247, 259, 262 КоАП РФ); права налогоплательщика (предпринимателя) не свидетельствовать против себя самого (ст.51 Конституции РФ); обязанность толковать все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика или плательщика сборов (предпринимателя) (ст.3 п.7; ст.108 п. 6 НК РФ); безвозмездности процесса производства по делам о налоговых правонарушениях; права на судебную, административную защиту и самозащиту прав налогоплательщиков (предпринимателя) (ст. 21, 22 НК РФ).[[5]]

9. Принцип справедливости налогообложения предпринимателя – справедливость, есть некий идеал истинной и правильной налоговой системы для предпринимателя, к которому нужно стремиться. Справедливость, в реальной налоговой системе государства воплощается в конкретную совокупность основ, начал и правил налогообложения предпринимателя, которые соответствуют объективным потребностям общества в конкретный период его исторического развития. По словам одного из известных ученых-правоведов: "Налоги должны быть распределяемы между всеми налогоплательщиками (предпринимателями) в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, то есть его доходу. Кто и сколько может и должен платить налогов - вот основа справедливости".[[6]]

К принципам налогообложения предпринимателя относят также:

1. Принцип взимания налогов в публичных целях - налоги и сборы взимаются с предпринимателей с целью финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов гос/ власти и местного самоуправления).

2. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре - данный принцип закреплен и реализуется, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом, а в ряде государств – специальной процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч.3 ст. 104 Конституции РФ.

3. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики – это принцип является конституционным (ст.8 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ, ст.3 НК РФ). Не допускается установления налогов и сборов, нарушающего единое экономическое пространство России и, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.

4. Принцип единства системы налогов и сборов - необходим для равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги – с одной стороны, и соблюдением прав человека и гражданина, обеспечением единства экономического пространства– с другой. Поэтому закрепленный законом перечень региональных и местных налогов носит закрытый, исчерпывающий характер.

Таким образом, принципы налогообложения предпринимателей позволяют прогнозировать и формировать на научной основе развитие основных институтов и механизма правового регулирования данной сферы налогообложения Российской Федерации, а также ограничивают налоговый произвол государства в данной сфере налогообложения, создают основы справедливой системы налогообложения предпринимателей необходимые для сохранения и укрепления Российской Федерации; защиты прав и свобод предпринимателей; экономического роста, увеличения объемов производства и услуг; обеспечения справедливого распределения произведенного продукта и т.п.

3.2 Принципы и механизмы налогообложения предпринимательской деятельности в странах Запада

Принципы налогообложения в странах Запада выработались на практике в течение длительного времени и нашло свое отражение в основных концепциях и научных теориях, положенные в основу системы налогообложения США, Канады, Японии и государств Западной Европы. Налоговые реформы в этих странах осуществлялись, сообразуясь с теоретическими идеями, выдвигавшимися в этих концепциях.

В настоящее время преобладают две основные позиции по вопросу распределения налогового бремени. Первая исходит из общего принципа налогообложения полученных благ. Вторая основывается на принципе платежеспособности и входит к идее Адама Смита о том, что тяжесть налогов следует поставить в непосредственную зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния налогооблагаемого лица. Последний принцип применяется в США. Он гласит: если отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги, чем те, кто имеет более низкие доходы.

В соответствии с этими взглядами формировались различные налоговые концепции, менявшиеся в зависимости от содержания основной экономической доктрины, которая выполняла не только практическую, но и идеологическую функцию. Экономические концепции, трактовавшие общие принципы и цели налогообложения, определяли и специфику подходов к их правовой интерпретации. Важнейшими течениями современной экономической науки, имеющими практический вес на Западе, являются кейнсианство и неоклассицизм. Их столкновение, обострившееся в 80-90 годы и захватившее наше десятилетие, отразилось на финансовых концепциях, определились два основных направления в правовых налоговых теориях.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.