По соглашению о порядке
взаимодействия между Счетной палатой РФ и Министерством Российской Федерации по
налогам и сборам (преобразовано в Федеральную налоговую службу) от 10 июля 2001
года, стороны в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие и
координацию деятельности по следующим направлениям:
1. Счетная палата РФ
направляет ФНС материалы о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах,
выявленных в результате проведения контрольных мероприятий.
2. Стороны оказывают друг
другу взаимную правовую и экспертную помощь.
3. Организуется доступ
должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации к сведениям, составляющим
налоговую тайну, в порядке, установленном статьей 102 Налогового кодекса РФ и
оказание взаимной помощи по вопросам пользования ведомственными базами данных и
информационной безопасности.
4. Происходит обмен
аналитической и статистической информацией, а также иной информацией,
представляющей взаимный интерес.
Федеральная
антимонопольная служба
Между Министерством
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (преобразовано в Федеральную антимонопольную службу) и
Счетной палатой РФ заключен протокол о взаимодействии.[41] Согласно этому протоколу, ФАС России
сообщает в Счетную палату РФ о ставших известными фактах нарушений
использования средств федерального бюджета, средств бюджетов федеральных
внебюджетных фондов и федеральной собственности. В том числе о фактах их
неэффективного и нецелевого использования, нарушениях, допускаемых федеральными
органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления при проведении конкурсов в целях определения
лиц, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами
соответствующего бюджета. ФАС России информирует Счетную палату РФ, по ее
обращениям, о результатах проведенных мероприятий.
Счетная палата РФ, в свою
очередь, сообщает в ФАС России о ставших известными фактах нарушения
антимонопольного законодательства Российской Федерации; информирует ФАС России,
по его обращениям, о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной
палатой РФ. Счетная палата РФ и ФАС России организуют обмен информацией по
вопросам, представляющим взаимный интерес.
Агентство
по управлению федеральным имуществом
Согласно соглашению о
сотрудничестве между Счетной палатой РФ Федеральным агентством по управлению
федеральным имуществом, заключенному 11 июля 2005 года, стороны осуществляют и
развивают сотрудничество в сфере контроля за федеральной собственностью,
содействуя повышению эффективности управления, распоряжения и использования
федерального имущества, его сохранности. А также способствуют разработке и
внедрению новых методов и технологий контрольно-ревизионной, информационной,
научно-технической и иной деятельности.
Сотрудничество сторон
данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:
- взаимодействие по
вопросам проведения контрольных мероприятий,
- проведение
аналитических мероприятий по вопросам эффективности процессов приватизации,
управления и распоряжения федеральным имуществом, совершенствования контроля за
его использованием;
- обмен опытом и
координация работ по созданию и обеспечению функционирования информационных
систем и телекоммуникационных сетей, а также по формированию информационных
ресурсов в интересах эффективного решения поставленных задач;
- осуществление и
координация совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
инновационных программ и проектов;
- содействие в обучении
работников и подготовке научных кадров высшей квалификации.
Сотрудничество в рамках
Настоящего Соглашения может реализовываться в следующих основных формах:
- обмен информацией о
нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе
осуществления контроля за эффективностью использования и сохранностью
федеральной собственности поступлением в федеральный бюджет средств от
распоряжения и управления федеральным имуществом;
- предоставление
методических документов и статистических данных, а также иной информации,
представляющей взаимный интерес, для чего сторонами определяются состав,
структура и форматы данных, а также процедуры передачи информации в электронном
виде;
- оказание взаимной
помощи по вопросам доступа к базам данных сторон, в том числе касающихся оценки
и учета федерального имущества и доходов от его использования;
- проведение финансово-правовой
экспертизы по актуальным вопросам деятельности сторон;
- реализация договоров о
выполнении научно-исследовательских и иных работ, оказание образовательных и
консультационных услуг;
- координация
деятельности и оказание необходимой помощи по вопросам, возникающим в процессе
сотрудничества, включая проведение совместных мероприятий; при взаимном
согласии участие каждой из сторон в работе коллегиальных, совещательных,
научных и иных органов и структур другой стороны;
- проведение
научно-практических конференций и семинаров по проблемам финансового контроля и
эффективного использования федеральной собственности.
Министерство
иностранных дел
Среди двухсторонних
соглашений о взаимодействии с участием Счетной палаты РФ можно также назвать
Соглашение между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством
иностранных дел Российской Федерации. Согласно данному соглашению:
Стороны совместно
разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на широкое информирование
зарубежной общественности о функционировании системы государственного
финансового контроля в Российской Федерации, оказывают взаимную поддержку
интернет-сайтов и иных информационных ресурсов друг друга.
Счетная палата Российской
Федерации организует систематическое информирование МИДа России о своем участии
в мероприятиях в области международного сотрудничества в целях координации их
информационного обеспечения и поддержки дипломатическими и
международно-правовыми средствами.
Стороны проводят взаимные
консультации и совместные рабочие встречи по вопросам, входящим в их
компетенцию, в целях выработки предложений по проблемам, представляющим,
взаимный интерес, и формирования общей позиции, в том числе по вопросам
сотрудничества с Международной организацией высших органов финансового контроля
(ИНТОСАИ) и продвижения интересов Российской Федерации в рамках деятельности
этой организации, ее региональных организаций, постоянных рабочих групп и
комитетов.
Стороны обмениваются
информационно-справочными материалами о результатах своей деятельности, а
сотрудничество сторон может осуществляться также и в иных взаимосогласованных
формах.
Министерство
информационных технологий и связи Российской Федерации
На основании соглашения о
сотрудничестве между МИТиС РФ и Счетной палатой РФ стороны осуществляют обмен
технической документацией и научно-технической информацией, оказание помощи при
проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и при
реализации проектов в области информационных и коммуникационных технологий,
экспертизу проектных и технологических решений. А также стороны данного
соглашения осуществляют обмен данными между информационно-телекоммуникационной
системой Счетной палаты РФ и системой поддержки реализации приоритетных
национальных проектов в области информационных и коммуникационных технологий.
Счетная палата РФ во
взаимодействии с Мининформсвязи России осуществляет разработку и реализацию
программ и проектов в области ИКТ, реализуемых Счетной палатой с использованием
собственных ресурсов, оказывает консультации, разрабатывает рекомендации,
готовит предложения и проводит экспертизу проектов в области информационных и
коммуникационных технологий. Также Счетная палата РФ:
- привлекает специалистов
Мининформсвязи России с целью получения консультационной, экспертной и иной
поддержки при реализации указанных программ и проектов,
- принимает участие в
разработке методологии и внедрении аудита информационных технологий,
- участвует в изучении
уровня информатизации и учете государственных информационных ресурсов,
создаваемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
МВД, ФСБ, Генеральная
прокуратура РФ
Особо следует отметить
соглашения о сотрудничестве, заключенные между Счетной палатой РФ и министерством
внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Федеральной службой
безопасности РФ с другой. Суть этих соглашений сводится к:
- обмену представляющей
взаимный интерес информацией о событиях и фактах, связанных с незаконным
использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных
внебюджетных фондов,
- обмену опытом работы и
содействию в повышении квалификации кадров в том числе путем организации
стажировок,
- планирование и
осуществление скоординированных мероприятий, направленных на предупреждение,
пресечение и выявление правонарушений,
- обмен нормативными
правовыми актами, методическими рекомендациями, литературой по вопросам
предупреждения, пресечения и выявления правонарушений, связанных с незаконным
использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных
внебюджетных фондов.
Особенность соглашений с
данными «силовыми» ведомствами состоит в том, что последние наделены
полномочиями передавать материалы дел по фактам выявленных Счетной палатой РФ
нарушений непосредственно в суд. А тот уже в свою очередь вправе установить
виновных лиц и применить к ним предусмотренные законом санкции. В связи с этим,
важно подчеркнуть, что Счетная палата РФ не является карательным органом и не
обладает правом самостоятельно применять в отношении нарушителей санкции. Она
даже не может напрямую обратиться в суд по факту выявленных нарушений, и
вынуждена прибегать к помощи указанных «посредников».
Другие
органы финансового контроля
Что касается остальных
государственных органов финансового контроля, то в отсутствии соглашений о
совместной деятельности со Счетной палатой РФ и законодательного регулирования
их взаимоотношений, каждый из этих органов осуществляет контрольные полномочия
в пределах своей компетенции.
Так Правительство РФ
контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, представляет
Государственной Думе отчет о его исполнении. Кроме того, Правительство РФ
осуществляет единую политику в области государственных финансов, денег и
кредита, контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и
ведомств. Правительство РФ и Главное контрольное управление Президента РФ дают
поручения по проведению последующего государственного финансового контроля
Министерству финансов РФ.
Министерство финансов
Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и
налоговой политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой
сфере других федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам
Министерства финансов РФ в этой сфере относятся: разработка проекта
федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление
отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
осуществление внутриведомственного государственного финансового контроля.
Министерство финансов РФ осуществляет также внутренний контроль за
использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и
получателями бюджетных средств. Министерство финансов РФ может осуществлять
также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов. Оно организует финансовый контроль и проверки
юридических лиц - получателей гарантий Правительства Российской Федерации,
бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной
сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба страхового
надзора - контроль за соблюдением страхового законодательства. Федеральная
таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции
по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента
валютного контроля.[42]
Следует сказать, что
вышеперечисленные соглашения о совместной деятельности между Счетной палатой РФ
и государственными органами финансового контроля к сожалению являются скорее
исключением из общих правил. Хотя без подобных соглашений очень сложно
разграничить компетенцию и полномочия Счетной палаты РФ с другими органами
государственного финансового контроля. Так если проанализировать положения ФЗ «О
Счетной палате РФ» и Постановление Правительства РФ N 198, посвященное вопросам
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, то может сложиться
впечатление, что полномочия вышеупомянутой службы значительно шире, чем у
Счетной палаты РФ. Однако это противоречит статусам этих двух федеральных
контрольных органов.
К сожалению, большинство
контрольных органов предпочитает не координировать свою деятельность со Счетной
палатой РФ, а «тянуть одеяло на себя», как это до недавнего времени делало
Министерство финансов РФ. Их противостояние со Счетной палатой РФ привело к
тому, что эти две организации фактически конкурировали и вступали между собой в
ожесточенную полемику в сфере оценки правильности расходования бюджетных
средств.[43]
2.4 Организационно-правовые
основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного
финансового контроля
Для характеристики роли
Росфиннадзора в системе федеральных органов государственного финансового
контроля необходимо составить представление об истории возникновения Службы, о
ее правовом статусе, а также о взаимосвязи и взаимодействии ФС ФБН с другими
органами государственной власти. Стоит отдельно сказать о взаимодействии в
рамках системы органов финансового контроля, а также об отношениях с другими
органами государственной власти, которые, так или иначе, оказывают влияние на
деятельность Службы.
В первую очередь,
обратимся к вопросам создания Росфиннадзора. Служба была образована в ходе
административной реформы, проводимой на основании Указа Президента РФ от 9
марта 2004 года N 314.[44] ФС ФБН была создана на базе
Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля,
существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих
территориальных органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных
органов валютного контроля). Цели данной реорганизации состояли в разделении
нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций в системе
органов исполнительной власти, а также в сокращении численности работников этих
органов.
Действительно, отделение
органов, осуществляющих финансовый контроль, представляется прогрессивным шагом
в целях более эффективного осуществления контрольно-надзорных мероприятий.
Однако нельзя забывать, что ФС ФБН находится в ведении Министерства финансов
РФ, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности. В связи с
этим, нередко возникает вопрос о степени независимости Службы и
самостоятельности реализации ее функций. Некоторые авторы предполагают, что ФС
ФБН осуществляет внутриведомственный контроль по отношению к государственному
сектору экономики и организациям, получающим бюджетные средства.[45] С нашей точки зрения, такая позиция
представляется необоснованной, так как Росфиннадзор является федеральным
органом исполнительной власти, обладающим определенным кругом полномочий,
собственной организационной структурой, и осуществляет функции по контролю и
надзору за различными субъектами правоотношений, связанными с финансовой
деятельностью государства. Кроме того, согласно определению, данному в Лимской
декларации, органы внутреннего финансового контроля должны создаваться внутри
органа государственного власти и проверять лишь деятельность данного
государственного органа. Действительно, внутренний финансовый контроль
существует и внутри ФС ФБН, однако это представляется важным для любой
организации. Таким образом, нет оснований для того, чтобы говорить о внутреннем
финансовом контроле, когда речь идет о проведении контрольных мероприятий вне
рамок самого Росфиннадзора.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|