рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности исчисления и взимания НДС в строительстве

Особенности исчисления и взимания НДС в строительстве

Введение


В начале 90-х годов в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества. Особенное внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям. Одним из первых обязательных платежей, введенных в практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость (далее НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

ü    ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

ü    обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;

ü    систематизация доходов.

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. Практика применения НДС показала, что в российском законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо ликвидировать. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Таким образом, проблематика курсовой работы связана со сложностью и неоднозначностью трактования действующего законодательства по НДС.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей исчисления и взимания НДС в строительстве.

В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:

- рассмотрение экономического содержания налога, его место и роль в налоговой системе РФ;

- исследование особенностей применения НДС в строительстве;

- изучение современных проблем, связанных с применением НДС в строительстве и возможные пути их решения.

1. Экономическое содержание НДС и его значение в налоговой системе государства


Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее удачным видом косвенных налогов, получившим распространение во всем мире. К моменту его введения в России он действовал в 21 из 24 стран – членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Идея создания конструкции (механизма) налога на добавленную стоимость принадлежит французскому экономисту М. Лоре, представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты [11].

Сегодня НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета. С 2001 года 100 % поступлений по налогу зачислялось в федеральный бюджет, а удельный вес НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2004 — 2009 годах колеблется на уровне 40 — 30 % [11].

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров.

Оценка места и роли НДС неоднозначна, поскольку практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю «фискальность», неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки [11].

Также, нельзя отрицать регулирующее влияние этого налога на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от налога на доходы физических лиц, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов граждан более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

2. Особенности исчисления и взимания НДС в строительстве

2.1 Выполнение СМР собственными силами и смешанным способом


Сегодня многие организации занимаются строительством в собственных интересах. Строительно-монтажные работы (СМР) для собственного потребления можно осуществлять двумя способами: хозяйственным (строительство осуществляется исключительно собственными силами организации для собственных нужд) и подрядным (для строительства привлекается сторонняя фирма, с которой заключается договор строительного подряда).

В соответствии с нормами гл. 21 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Практика показывает, что порядок исчисления налога по данному объекту налогообложения вызывает много вопросов у налогоплательщиков. Поэтому рассмотрим особенности этого объекта налогообложения, а также порядок исчисления суммы налога, уплаты его в бюджет и применения вычетов.

Сложность при определении данного объекта налогообложения для плательщика НДС состоит в том, что налоговое законодательство не раскрывает, что понимается под строительно-монтажными работами для собственного потребления. Поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться к иным отраслям законодательства, раскрывающим данное понятие. В частности, строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления (хозяйственным способом), посвящен п. 22 Постановления Росстата от 14.01.2008 N 2 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации".

Под строительно-монтажными работами, выполненными для собственного потребления, понимаются работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и т.п.) [18].

Для целей НДС строительно-монтажные работы следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых:

а) создаются новые объекты основных средств, в том числе объекты недвижимого имущества (здания, сооружения и т.п.);

б) изменяется первоначальная стоимость объектов основных средств, находящихся в эксплуатации, в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.

В тех случаях, когда строительные или монтажные работы не носят капитальный характер, а, например, связаны с текущим ремонтом, объект налогообложения по НДС не возникает [8].

Таким образом, для возникновения такого объекта налогообложения по

НДС, как выполнение СМР для собственного потребления, необходимо

одновременное выполнение следующих условий:

- строительно-монтажные работы выполняются субъектом для собственных нужд непосредственно своими силами.

- строительно-монтажные работы носят капитальный характер, результатом их является либо создание нового объекта основных средств, включая объекты недвижимости, либо увеличение первоначальной стоимости существующего объекта.

В целях налогообложения, местом реализации СМР признается территория Российской Федерации. Если строительно-монтажные работы выполняются за пределами территории РФ, то такие работы НДС на территории РФ не облагаются [2].

Порядок исчисления налога, установленный гл. 21 НК РФ, предусматривает, что для определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщику следует определить:

- налоговую базу по СМР, с которой налог подлежит исчислению;

- момент определения налоговой базы;

- ставку налога, по которой исчисляется налог.

В п. 2 ст. 159 НК РФ указано, что при выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации. Иначе говоря, налог надлежит исчислять исходя из стоимости всех СМР, произведенных в ходе строительства.

Рассмотрим на примере порядок исчисления НДС по объекту, построенному для собственного потребления в 2009 году без привлечения подрядных организаций:

Организация "Альт плюс" осуществляет деятельность по производству технического картона и ежеквартально уплачивает НДС.

В январе организация начала строительство склада для хранения картона. В июне строительство склада было завершено и склад был введен в эксплуатацию. В этом же месяце организация подала документы на государственную регистрацию права собственности на построенный объект и получила свидетельство о праве собственности. Начислять амортизацию по объекту недвижимости организация начала в июле.

Таблица 1.Расходы на строительство склада

Наименование  расхода

Период осуществления расходов

Всего за период с 01.01.2009  по  30.06.2009

I квартал

II квартал

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Стоимость материалов,  списанных на  строительство склада

354 000

236 000

177 000

295 000

318 600

165 200

1 545 800

в том числе НДС

54 000

36 000

27 000

45 000

48 600

25 200

235 800

Заработная плата  работников (по нарядам строительства) и инженерно-  технических работников (ИТР), а также начисленные ЕСН и страховые  взносы

150 000

200 000

170 000

165 000

175 000

150 000

1 010 000

Амортизация  основных  средств, которые  использовались при строительстве склада

9 000

8 000

7 000

6 000

5 000

4 000

39 000

Всего расходов  без НДС

459 000

408 000

327 000

421 000

450 000

294 000

2 359 000

Итого "входной" НДС

54 000

36 000

27 000

45 000

48 600

25 200

235 800


Решение:

Фактические затраты на строительство склада составили 2 359 000 руб.

На стоимость работ организация начисляет НДС в следующем порядке:

- 31 марта - на стоимость работ, исчисленную исходя из фактических расходов на их выполнение в I квартале ((459 000 руб. + 408 000 руб. + 327 000 руб.) x 18% = 214 920 руб.);

- 30 июня - на стоимость работ, исчисленную исходя из фактических расходов на их выполнение во II квартале ((421 000 руб. + 450 000 руб. + 294 000 руб.) x 18% = 209 700 руб.) [19].

В силу неоднозначной трактовки п. 2 ст. 159 НК РФ вопрос определения налоговой базы по строительству, осуществляемому смешанным способом (т.е. когда организация выполняет одну часть СМР собственными силами, а другую силами подрядной строительной организации), долгое время был предметом споров между контролирующими органами и организациями, строящими объекты в своих интересах. Так, Минфин России в Письме от 16.01.2006 N 03-04-15/01 настаивал на том, что в налоговую базу необходимо включать не только стоимость СМР, выполненных собственными силами, но и работы, выполненные подрядными организациями.

Нужно сказать, что во многих случаях суды соглашались с тем, что при ведении строительства смешанным способом у заказчика строительства стоимость работ подрядчика должна исключаться из налоговой базы по СМР, ведь в данном случае речь идет не о выполнении СМР, а о приобретении работ у подрядной организации.

Прекратил споры по данному вопросу ВАС РФ, который в своем Решении от 06.03.2007 N 15182/06 признал недействующим положение Письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-04-15/01 в части включения в налоговую базу по СМР стоимости работ, выполненных подрядными организациями. Следовательно, у организаций, строящих объекты для собственных нужд смешанным способом, вопросов в отношении того, следует ли включать в налоговую базу работы, выполненные силами подрядных организаций, больше возникать не должно.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.