В зависимости от ставок налоги
делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. К пропорциональным
относятся налоги, ставка которых не меняется от уровня налогооблагаемой базы
(НДФЛ, НДС). К прогрессивным относятся налоги, ставка которых увеличивается с
ростом налогооблагаемой базы. К регрессивным относятся налоги, ставка которых
уменьшается с ростом налогооблагаемой базы (ЕСН).
В зависимости от характера
использования налоги делятся на общего назначения (без привязки к конкретным
мероприятиям) и целевые (используются по целевому назначению).
В зависимости от субъекта налоги
делятся на налоги с физических лиц, налоги с юридических лиц и универсальные.
«К неналоговым относятся доходы от
использования имущества, находящего в государственной и муниципальной
собственности; от продажи или другого возмездного отчуждения имущества,
находящегося в государственной и муниципальной собственности; от платных услуг,
оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления,
бюджетными учреждениями; полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; в виде
финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней
бюджетной системы; другие неналоговые доходы».
В доходах бюджетов учитываются
средства, получаемые в виде арендной либо другой платы за сдачу во временное
владение и пользование имущества, находящегося в государственной, региональной
или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по
остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства,
получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной, региональной
или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных ссуд, в том числе
средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения; плата за
пользование предоставленными бюджетными средствами; доходы в виде прибыли,
приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим
РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; другие доходы от использования
имущества, находящегося в государственной, региональной и муниципальной
собственности. «Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и
муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты».
В
доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления: «безвозмездные
поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от
государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от
негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
прочие безвозмездные поступления».
Доходы бюджетов делятся на
собственные и регулирующие. Собственные доходы закреплены на постоянной основе
за соответствующими бюджетами действующим законодательством. Регулирующие
доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от
собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с
установленными на определенный срок нормативами отчислений.
«Межбюджетные
трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы
Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и
субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств не
относится к собственным доходам соответствующего бюджета.
С
2008г. дотации – это межбюджетные трансферты, предоставленные на безвозмездной
и безвозвратной основе без установления направлений или условий их
использования. Дотации выплачиваются из фонда Финансовой поддержки субъектов РФ
или муниципальных образований.
С
2008г. субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящих
бюджетов в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих
при выполнении полномочий, переданных органам власти соответствующего уровня в
установленном порядке. Субвенции выплачиваются из Фонда компенсации.
С
2008г. субсидии – это межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящих в
нижестоящие бюджеты в целях софинансирования расходных обязательств. Субсидии
выплачиваются из Фонда софинансирования расходов.
«Администратор
доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган
местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления
государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации,
бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством
Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о
возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по
ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Единый
для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей
доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
ГЛАВА 2. Распределение доходных
полномочий между уровнями бюджетной системы РФ
2.1 Доходы Федерального бюджета РФ
Доходы
федерального бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством
об иных обязательных платежах.
«Органы
Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов
Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему
Российской Федерации».
Федеральный
бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.
Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый
Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет
является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через
него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны и реализации социальной политики на территории
всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о
прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов;
бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической
политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного
самоуправления в России.
Структуру
доходов федерального бюджета за 2005 – 2007гг. можно представить в виде
таблицы.
Таблица 1. «Состав и структура доходов федерального бюджета
за 2005 – 2007гг.»
виды доходов
|
2005г.
|
2006г.
|
2007г.
|
млрд. руб.
|
% к итогу
|
млрд. руб.
|
% к итогу
|
млрд. руб.
|
% к итогу
|
1. Налоговые доходы всего, в т.ч.:
|
2232,6
|
67,1
|
31,8
|
63,0
|
4263,2
|
61,2
|
НДС
|
1120,7
|
33,7
|
1656,0
|
32,8
|
2092,0
|
30,0
|
акцизы
|
84,8
|
2,5
|
110,2
|
2,2
|
126,7
|
1,8
|
налог на прибыль организаций
|
259,0
|
7,8
|
334,8
|
6,6
|
580,4
|
8,3
|
ЕСН
|
266,5
|
8,1
|
302,1
|
6,0
|
368,8
|
5,3
|
налоги на пользование природными ресурсами
|
483,0
|
14,5
|
753,3
|
14,9
|
1069,0
|
15,4
|
прочие налоги
|
18,6
|
0,5
|
23,0
|
0,5
|
26,3
|
0,4
|
2. Неналоговые доходы, в т.ч.:
|
1093,4
|
32,9
|
1866,7
|
37,0
|
2701,6
|
38,8
|
таможенные пошлины
|
868,0
|
26,1
|
1662,9
|
33,0
|
2394,2
|
|
3. Итого доходов
|
3326,0
|
100,0
|
5046,1
|
100,0
|
6964,8
|
100,0
|
Из таблицы 1 видно, что большую часть
доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы, но при этом имеют
тенденцию к снижению:
Диаграмма 1. «Доля налоговых доходов»
Т.к. налоговая группа налогов в РФ
составляет большую часть федерального бюджета (более 50%), то рассмотрим ее
состав подробнее на примере Федерального бюджета РФ на 2007 год.
Каждый налог содержит следующие
элементы: субъект налога (налогоплательщик), объект налога, налогооблагаемая
база, налоговая ставка, налоговый период.
Налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с Налоговым
кодексом РФ с 1992 года. Субъектом являются организации, индустриальные предприятия,
лица, перемещающие товар через границу. Объектом являются операции, основная из
которых – по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.
Налогооблагаемая база – стоимость товаров и услуг с учетом акцизов. Основная
ставка 18% (0% – при реализации товаров за пределы таможенной территории; 10% –
на некоторые виды продовольственных и детских товаров по перечню, приведенному
в Налоговом кодексе РФ и лекарственные средства). НДС полностью поступает в
федеральный бюджет РФ и составляет около 30% федерального бюджета.
Акцизы взимаются в соответствии с Налоговым
кодексом РФ с 1992 года. Субъектом являются организации, индустриальные
предприятия, лица, перемещающие товар через границу. Акцизами облагаются
определенные группы товаров, которые называются подакцизными: спирт этиловый,
спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция,
легковые автомобили, автомобильные горюче-смазочные материалы и бензин.
Объектом являются операции по реализации подакцизных товаров. Налогооблагаемая база
определяется отдельно по каждому виду товаров двумя способами: объем
реализованных товаров в натуральном выражении, стоимость реализованных товаров
без НДС. При начислении акцизов применяются ставки трех видов:
– твердые устанавливаются в
абсолютной сумев рублях на физический объем проданного товара (почти все ставки
твердые);
– адвалорные устанавливаются в %
стоимости товаров;
– комбинированные.
В федеральный бюджет поступают 100%
акцизов на табачную продукцию и автомобили; 40% акцизов на бензин; 50% акцизов
на спирт и спиртосодержащую продукцию.
Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с Налоговым
кодексом РФ с 1992 года. Субъектом являются российские организации, иностранные
организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Объектом
является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговая ставка 24%. В
федеральный бюджет зачисляется 6,5%
Самым большим из прямых налогов
является единый социальный налог. Субъектом ЕСН признаются лица,
производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные
предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы,
занимающиеся частной практикой. Объектом налогообложения признаются выплаты и
иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты
и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные
выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг,
имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника,
в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах,
оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. При начислении
ЕСН учитываются льготы перечисленные в Налоговом кодексе РФ. Сумма налога
исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и
каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Структуру налоговых доходов
федерального бюджета можно представить на диаграмме согласно таблице 1:
Диаграмма 2. «Налоговые доходы
федерального бюджета»
Неналоговые доходы федерального
бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного Кодекса
РФ, в том числе за счет:
«доходов от использования имущества,
находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за
исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества
федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных),
доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – по нормативу
100 процентов;
доходов от продажи имущества (кроме
акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности
Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных
учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных
предприятий, в том числе казенных, – по нормативу 100 процентов;
части прибыли унитарных предприятий,
созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством Российской
Федерации;
сборов за выдачу лицензий на
осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением
сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса),
– по нормативу 100 процентов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|