рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Особенности регулирования финансового рынка

Главное назначение финансовых рынков состоит в обеспечении эффективного распределения накоплений между конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т. п.

Основными институтами денежного рынка являются Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и кредитные организации (коммерческие банки, включая филиалы и представительства иностранных банков, специализированные кредитные организации).

ЦБ РФ, как и центральные банки, во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке, прежде всего, регламентируется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[1,ст.1]

Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором, а заемщику устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику и даже более широкие экономические мероприятия.

Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка (так, фондовые биржи в ряде стран являются государственными учреждениями). Ведь от состояния фондового рынка в значительной мере зависит устойчивое функционирование национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку и его составляющим организационной завершенности, стандартизации операций и жёсткого контроля. Этими вопросами в странах с рыночной экономии занимаются такие специальные учреждения, как Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам в США или Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в России.

К особенностям российского финансового рынка относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка ценных бумаг государство не только исходит из потребностей экономики и доступности инвестиций, но и ориентируется на учет потребностей населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности финансовых пирамид, обманувших вкладчиков. Для решения этих вопросов был разработан Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".[3,ст.18]

В ходе финансового кризиса в России выявилась необходимость формирования такой структуры финансовых инструментов, которая обеспечивает переориентацию финансовых потоков на обслуживание потребностей конечных заемщиков, повышение эффективности притока свободных ресурсов и их вложение в проданные экономические проекты. В условиях, когда снижение конкурентоспособности государственных ценных бумаг создает реальные возможности для развития других финансовых инструментов, формируются предпосылки для выхода на российский Финансовый рынок корпоративных эмитентов.

Именно развитие реального сектора экономики, переход производителей к преимущественному использованию денежных форм расчетов должны стать прелюдией к эффективному расширению операций финансово-кредитных институтов с реальным сектором и последующему оживлению работы финансового рынка. Для сохранения конкурентоспособности российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время требуется осуществить ряд преобразований. Конечным результатом этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой сделки осуществляются на биржевых площадках путем частичного предварительного депонирования с гарантией их исполнения, расчеты по ценным бумагам выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты - на основе развитой системы клиринга. Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета и создание центрального депозитария.[18, с. 56]

В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами, облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг и проведены корпоративные действия.

Кроме того, Федеральной службе по финансовым рынкам, осуществляющей в настоящее время регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке, должен быть придан статус коллегиального органа, что потребует внесения изменения в указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Принятие нормативных правовых актов указанного органа должно осуществляться на основании решения коллегиального органа, осуществляющего регулирование финансового рынка. Предполагается, что члены коллегиального органа будут иметь статус государственных служащих и назначаться Правительством Российской Федерации на определенный срок и работать на постоянной основе. При этом должна быть предусмотрена возможность привлечения к работе указанного коллегиального органа представителей профессиональных организаций финансового рынка.[30, www.fcsm.ru.]

Одновременно следует рассмотреть вопрос о создании органом, осуществляющим регулирование финансового рынка, национального совета по финансовому рынку (коллегии) и возложить на него определение основных вопросов, имеющих большое значение для развития финансового рынка. В состав национального совета по финансовому рынку могут входить представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.[29, www.cbr.ru.]


2.2 Рынок ценных бумаг в России и его перспективы развития


Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1.                       Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

2.                       Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);

б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.

Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

3.                       Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

1.                       концентрация и централизация капиталов;

2.                       интернационализация и глобализация рынка;

3.                       повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

4.                       компьютеризация рынка ценных бумаг;

5.                       нововведения на рынке;

6.                       секьюритизация;

7.                       взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.[31, www.finansy.ru.]

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством. [24, с. 17-21]

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

·                   новые инструменты данного рынка;

·                   новые системы торговли ценными бумагами;

·                   новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей. Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями. Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов. [28, www.finansy.ru.]Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.


2.3 Перспективы российского финансового рынка


В конкурентной экономике финансовый рынок является центром принятия наиболее эффективных инвестиционных решений, обеспечивающих межотраслевой перелив капитала, и единственным инструментом сохранения и приумножения национальных сбережений.

Крупнейшие российские компании не рассматривают национальный финансовый рынок как основной источник привлечения инвестиционных ресурсов, а многие средние компании не получили к нему доступ. По-прежнему, основным источником инвестиций российских компаний остаются либо собственные средства, либо займы и размещения ценных бумаг на зарубежных финансовых рынках.[32,#"#">www.fcsm.ru.]

Внедрение цивилизованных правил поведения на рынке ценных бумаг:

·                          повышение эффективности системы требований по раскрытию информации;

·                          решение проблемы инсайдерской информации и инсайдерской торговли, предотвращение манипулирования рынком;

·                          защита прав акционеров на рынке слияний и поглощений и при реорганизации;

·                          совершенствование корпоративного законодательства.

Эффективность привлечения ресурсов на финансовых рынках зависит от уровня транзакционных издержек инвесторов и компаний, обращающихся к возможностям привлечения ресурсов на финансовом рынке.

В настоящее время существует ряд достаточно очевидных решений, которые могли бы существенно снизить эти издержки. В части налогообложения объем привлекаемых на рынках ценных бумаг инвестиций сдерживается отсутствием унификации налогообложения доходов от финансовых инструментов различного типа. В этой связи следует унифицировать налоговую ставку, установив единую ставку налога на процентный доход по государственным и корпоративным облигациям.[28, www.finansy.ru.]

В области корпоративного законодательства пришло время ликвидировать излишние, неоправданные с точки зрения защиты интересов инвесторов, ограничения на выпуск ценных бумаг акционерными обществами. Предлагается пересмотреть ограничения для акционерных обществ при определении максимально возможного объема эмиссии, а именно, отменить требование о том, что номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.

Избыточные транзакционные издержки реципиентов инвестиций возникают при их взаимодействии с профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Предлагается комплекс мер по снижению уровня затрат эмитентов корпоративных облигаций, связанных с их размещением.

Привлечение инвестиций на финансовом рынке связано с более высокой информационной прозрачностью, которая может способствовать также возникновению интереса к предприятию-реципиенту со стороны недобросовестных корпоративных агрессоров. Увеличение объема ценных бумаг, обращающихся на рынке, может способствовать повышению эффективности технологий недобросовестных корпоративных захватов. Поэтому составной частью политики по привлечению потенциальных реципиентов инвестиций на финансовый рынок должны стать меры, направленные на развитие технологий защиты от недобросовестных корпоративных захватов, в том числе совершенствование законодательства.


Заключение


Финансовая деятельность предприятия неразрывна, связана с функционированием финансового рынка, развитием его видов и сегментов, состоянием его конъюнктуры. В наиболее общем виде финансовый рынок представляет собой рынок, на котором объектом покупки – продажи выступает разнообразные финансовые инструменты и финансовые услуги.

Процесс развития финансового рынка характеризуется постоянным переливом финансовых ресурсов из одних его видов и сегментов на другие. Наличие широко разветвленной системы различных видов и сегментов финансовых рынков создает необходимые предпосылки для подготовки и реализации альтернативных управленческих решений в процессе финансового менеджмента.

Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка.

В конкурентной экономике финансовый рынок является центром принятия наиболее эффективных инвестиционных решений, обеспечивающих межотраслевой перелив капитала, и единственным инструментом сохранения и приумножения национальных сбережений.

Крупнейшие российские компании не рассматривают национальный финансовый рынок как основной источник привлечения инвестиционных ресурсов, а многие средние компании не получили к нему доступ. По-прежнему, основным источником инвестиций российских компаний остаются либо собственные средства, либо займы и размещения ценных бумаг на зарубежных финансовых рынках. Соответственно, отечественный финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, находится под сильным влиянием спекулятивно настроенных фондов и не привлекателен для консервативных долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля свободно обращающихся ликвидных акций крупных российских компаний.

Российский финансовый рынок продолжает оставаться противоречивым: несмотря на определенное движение, вперед, рынок не отражает состояние экономики, не обеспечивает ее финансирование, так как идут продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице.

Таким образом, можно подчеркнуть, что без развития институтов финансового рынка в России невозможно создание эффективной рыночной экономики. В то же время следует четко представлять, что прежняя политика развития этих институтов, зачастую игнорировавшая интересы субъектов реального сектора экономики и населения, неизбежно ведет к краху, как самих институтов, так, и финансовой системы в целом.


Список использованной литературы


1.            Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002).

2.            Федеральный закон от 27.07. 2006 № 138-ФЗ "О рынке ценных бумаг "(принят ГД РФ 04.06. 1998).

3.            Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 9, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 27 декабря 2005 г., 13 марта, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 26 апреля, 6 декабря 2007 г., 28 апреля, 19 июля 2009 г.)(принят Г Д 12 февраля 1999 года)(одобрен Советом Федерации 18 февраля 1999 года).

4.            Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

5.            Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А Галанов – М.: Инфра-М.2007.-379с.

6.            Бурсученко Э.И. Финансовый рынок: учебник / Э.И. Бурсученко – М: НОРМА-М, 2006.-354с.

7.            Блиошаевой Г.Н. Деньги, кредит, банки: учебник/под ред.Г.Н. Блиошаевой М.: Юрайтт- Издат. 2006.-620с.

8.            Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие.2-изд., перераб. и доп./под ред. Е.Ф. Жукова.-М: М.Юнити-Дана,2007.-463с.

9.            Ивасенко А.Г. Рынок ценных бумаг. А.Г Ивасенко. – М.: Кнорус. 2007.-536с.

10.       Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник/ Н.П. Кондраков. −М.:ИНФРА-М,2007.−592 с.

11.       Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки.:учебник /колл.авт.;под ред.засл.деят.науки РФ, д–ра экон.наук,проф.О.И Лаврушина.-3-е изд.,перераб.и доп. - М.: КНОРУС, 2006.- 560 с.

12.       Солонская Л.А. Ценные бумаги: Учебное пособие. Л.А. Солонская - СПб.: СЗТУ, 2009. - 168 с.

13.       Челноков В.А. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие/ В.А. Н.Г Челноков.-2-е изд. перераб. и доп.-М.Юнити-Дана,2007.-447с.

14.       Щеголева Н.Г. Валютный рынок и валютные операции : учебник . Н.Г. Щеголева. -МФПА, 2005, 157с.

15.       Архипова А.И. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: Проспект, 2006.-402с.

16.       Архипов А.Ю. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие А.Ю. Архипов[и др.] – Ростов Н/Д: Феникс,2005,-353с.

17.       Вахрин П.И., Финансы: учебник/Под ред.П.И Вахрин., А.С. Нешитой. – М.: Проспект, 2007.-369с.

18.                Владимирова М.П Деньги, кредит, банки . учебник. 2-е изд.., М.П Владимирова , А.И Козлов.- 2006.- 288с.

19.                Галанова В.А. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие.2-изд.,перераб.и доп./под ред.В.А. Галановой, И.Басовой.-М.:Финансы и статистика 2006.-448с.

20.       Романовский М.В. Финансы:учебник.2-изд.,перераб.и доп./под ред. М.В. Романовского , О.В Врублевской.М.: Юрайтт- Издат.,2006.-466с.

21.                Лялин В.А.,. Рынок ценных бумаг: учебник В.А Лялин, П.В Воробьев. – М.: Проспект. 2007.-279с.

22.                Тулайнов Н.В Деньги, кредит, банки: учеб. - метод. пособие/ Н.В Тулайнов-Орел:ОРАГС,2008 – 80с.

23.       Райзберг Б.А.Современный экономический словарь. Б.А. Райзберг Л.Ш. Лозовский, Е.Б Стародубцева. М.: КНОРУС 2007.698с.

24.                Благодатин А.А. Финансовый словарь А.А Благодатин., Л.Ш Лазовский., Б.А Рейзберг М.: НОРМА-М, 2008.64с.

25.                Ананьев Д.Н Банковский сектор России: итоги и перспективы развития/ Д.Н Ананьев//Деньги и кредит -2009.-№3-с.3-8.

26.                Ленская Т.Ю. Взаимодействие банка со СМИ/ Т.Ю Ленская//Деньги и кредит.2006.-№8.-с.7-12.

27.       Мовсесян А.Г. Современные тенденции развития мировых финансовых рынков // Банковское дело. – 2006, №6,17-21 с.

28.       Моисеев С.А. Оптимальная структура банковского рынка: сколько рынков нужно России?/С.А. Моисеев//Вопросы экономики.-2006.-16-19 с.

29.                НосенковВ.Н.О роли банков в формировании инвестиционных ресурсов регионов/В.Н. Носенков, Д.А.Усов //Деньги и кредит.2006.- №8.-с.7-12.

30.                Меликьян Г.Г Развитие банковской системы России и инвестиций:достижения и проблемы/ Г.Г Меликьян //Деньги и кредит.2006.- №1.-с.3-8.

31.           Рубцов Б. Финансовый рынок // Мир. Эк. и мировые отношения. – 2008, №8, 35-46 с.

32.         Финансы.: [электронный ресурс].- режим доступа: www.finansy.ru

33.         Центральный банк РФ.: [электронный ресурс].- режим доступа: www.cbr.ru

34.         Федеральная служба по финансовым рынкам России.: [электронный ресурс].- режим доступа: www.fcsm.ru

35.         Экономика и финансы.: [электронный ресурс].- режим доступа: www.finansy.ru

36.         Финансовая экономика .Российский финансовый рынок сущность и структура.: [электронный ресурс].- режим доступа: http://ekofin.info/


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.