Средства ПФР находятся в
государственной собственности. Так как государство несёт полную ответственность
за своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.
В соответствии с
действующим законодательством ПФР финансирует:
- выплату в соответствии
с действующим на территории России законодательством, а так же
межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том
числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации к постоянному месту
жительства;
- оказание материальной помощи
в органы социальной защиты престарелыми и нетрудоспособными;
- оказание материальной
помощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;
- оказание материальной
помощи префектурам в решении социальных программ:
- создание базы данных по
учёту плательщиков страховых взносов;
- подготовка кадров и
повышение их квалификации,
Финансирование выплаты
следующих видов пенсий должно возмещаться ПФР средствами из Федерального
бюджета;
- пенсии военнослужащим,
- социальные пенсии;
- пособие женщинам из числа
военнослужащих, уволенных в связи с беременностью или рождением ребёнка:
- пособие для детей
военнослужащих срочной службы:
- пособие для детей в
возрасте от полутора до шести лет;
- пособие на детей
одиноким матерям,
- пособие на детей,
инфицированных вирусом иммунодефицита человека,
- компенсационные выплаты
в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- компенсационные выплаты
пенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О
компенсационных выплатах пенсионерам».
Глава 2 Анализ доходов
и расходов бюджета ПФР на пенсионное обеспечение в 2008-2010 годах. Плановый
проект бюджета ПФР на 2011-2012 годов
2.1 Анализ доходов
бюджета ПФР в 2008-2010 годах
Анализируя
бюджет ПФР за 2008-2010 года по статьям доходов, можно сделать вывод что, в
2008 году доходы бюджета ПФР составили 2 330 632 659,2 тыс. рублей, в 2009 году
3 217 490 760,8 тыс. рублей, а в 2010 году 4 680 038 904,1 тыс. рублей, в том
числе, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной
части трудовых пенсий в 2008 году составили 2 107 198 283,4 тыс. рублей, в
2009 году 2 858 117 968,4 тыс. рублей,2010 году составили 4 263 340 252,3 тыс.
рублей. Межбюджетные трансферты, получаемых из федерального бюджета в2008 году
составили 1 280 281 467,5 тыс. рублей, в 2009 году-1 679 083 877,4 тыс. рублей,
2010 - 2 530 047 432,4 тыс. рублей; получаемых из бюджетов субъектов Российской
Федерации в 2008 году составил 1 872 000,0 тыс. рублей, в 2009 году-2 753
027,0 тыс. рублей, 2010-4 451 818,4 тыс. рублей.
См.
приложение 1
2.2 Анализ расходов на
пенсионное обеспечение в 2008-2010
Анализируя бюджет ПФР за
2008-2010 года по статям расходов, можно сделать вывод что, в 2008 году расходы
бюджета ПФР составили 2 113 706 514,0 тыс. рублей, в 2009 году - 2 911 102
164,7 тыс. рублей, в 2010 году - 4 398 037 334,4 тыс. рублей.
По статье выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению расходы бюджета ПФР составили: в 2008 году-117 688 285,6 тыс. рублей или 6,3%, в 2009 году-146 417 947,6 тыс. рублей или 6,3%, в 2010 году-163 041 190,8тыс. рублей или 6,4% По статье выплата базовой части трудовой пенсии 2008-708 308 002,5 тыс. рублей, 2009-876 619 668,5 тыс. рублей, 2010-1 035 656 176,0тыс. рублей.
2.3
плановый проект бюджета ПФР 2011-2012
1)Прогнозируемый
общий объем доходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 5 264 012 750,4 тыс.
рублей, из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не связанной с
формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в
том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета
в сумме 2 145 896 214,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в
сумме 5 005 961,2 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 5 779 164 893,4 тыс.
рублей, из них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части, не связанной с
формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в
том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета
в сумме 2 355 113 910,2 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в
сумме 5 483 145,4 тыс. рублей;
2) общий
объем расходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 4 894 370 349,6 тыс. рублей,
из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в
сумме 85 000,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 5 360 297 548,0 тыс. рублей,
из них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в
сумме 81 000 тыс. рублей;
3) предельный
объем профицита бюджета Фонда на 2011 год в сумме 369 642 400,8 тыс. рублей в
части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части
трудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2012 год в сумме
418 867 345,4 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для
финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Глава 3
Совершенствование деятельности ПФР: программа государственного софинансирования
пенсии
Начиная с 1 января 2009
года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием
государства. В Российской Федерации действует Программа государственного
софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам
гражданин, другую часть – государство.
Программа действует в
соответствии с Федеральным законом от 30 апреля
2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть
трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В Программе могут
участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе
обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и
те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права
формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и
старше).
Чтобы получить право на
государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный
фонд Российской Федерации. Бланк заявления и инструкцию по заполнению можно
получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства.
Заявление можно подать
либо лично, обратившись в территориальное орган Пенсионного фонда по месту
жительства, либо через своего работодателя, либо через трансферагента (к ним
относятся организации, с которыми Пенсионный фонд заключил соглашение о
взаимном удостоверении подписей: банки, включая Сбербанк России,
негосударственные пенсионные фонды, Почта России и др.)
Если Вы решили подавать
заявление лично в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства,
для приемки заявления необходимо представить паспорт и страховое свидетельство
обязательного пенсионного страхования.
Также можно прислать
заявление по почте, но такое заявление должно быть заверено нотариусом или
должностными лицами консульских учреждений РФ в случаях, если гражданин
находится за пределами Российской Федерации. Вступить в Программу можно до 1
октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать Ваши
дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей
включительно в течение 10 лет с момента уплаты Вами первых взносов в рамках
Программы. Вы вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также
прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для Вас время.
29 марта 2010 года
Пенсионный фонд Российской Федерации запустил колл-центр по вопросам участия в
Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить
гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто
задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников
Программы.
Если Вы перечисляете на
накопительную часть своей пенсии 2 000 и более рублей в год, государство
удваивает эти деньги: на Ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена
такая же сумма в пределах 12 000 рублей в год.
Если
Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2 000 рублей в год, софинансирования
пенсии государством не осуществляется.
Пример:
Вы платите 2 000 рублей в
год - государство доплачивает еще 2 000 рублей.
Итого, на Ваш
индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год.
Если Вы платите 12 000
рублей в год - государство доплатит еще 12 000 рублей.
Итого, за год Ваш счет
пополнится на 24 000 рублей.
Вы можете вносить в фонд
своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этом
не превысит 12 000 рублей в год.
Пример:
Вы внесли 15 000 рублей в
год, государство - 12 000 рублей.
Итого, за год Ваш
индивидуальный счет в Пенсионном фонде пополнится на 27 000 рублей.
Нынешние пенсионеры могут
участвовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносы
на накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То есть
индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарно
пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно работающим
пенсионерам.
Особые условия для
участия в Программе государственного софинансирования пенсии созданы для
граждан, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (для женщин –
55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за начислением
ни одной из частей трудовой пенсии.
Для них объем
государственного софинансирования увеличивается в четыре раза, но не превышает
48 000 рублей в год. То есть, перечислив 12 000 рублей в год на накопительную
часть пенсии, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свой
индивидуальный пенсионный счет на 60 000 рублей в год.
Вы можете передать
средства накопительной части Вашей будущей пенсии, включая средства от
государственного софинансирования, в управление негосударственному пенсионному
фонду или управляющей компании.
Если Вы не сделаете
этого, Ваши пенсионные накопления будут находиться в доверительном управлении
государственной управляющей компании (в настоящее время – Внешэкономбанк). Если
же на момент вступления в программу софинансирования средства накопительной
части Вашей пенсии переведены Вами в управляющую компанию или негосударственный
пенсионный фонд, то Ваши дополнительные взносы и средства государственного
софинансирования будут поступать в выбранную Вами организацию управления Вашими
пенсионными накоплениями.
Из сумм, которые Вы
внесете на накопительную часть своей пенсии в рамках Программы
софинансирования, может быть произведен налоговый вычет, средства которого
можно использовать на определенные цели (образование, здравоохранение,
добровольное пенсионное страхование и т.д.).
Работодатель может стать
третьей стороной софинансирования накопительной части пенсии своих сотрудников.
Это дает ему ряд дополнительных преимуществ. В частности, работодатель
освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но
не более 12 000 руб. в год на одного работника. Помимо этого, суммы
софинансирования включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении
прибыли.
Средства, накопленные в
рамках Программы государственного софинансирования пенсии, наследуются
правопреемниками в случае смерти гражданина в том же порядке, который
предусмотрен для пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного
страхования. Выплаты производятся правопреемникам в том случае, если смерть
участника Программы наступит до момента оформления пенсии. Это условие
оговорено в законе.
Заключение
Различные формы заботы
общества о нетрудоспособных появились ещё в Древнем мире, но сначала они носили
характер отдельных мер. В настоящее время материальное обеспечение детей,
инвалидов и престарелых является главным направлением социальной политики
государства. В Российской Федерации право на получение пенсии устанавливается
конституционально. В соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ»
назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери
кормильца и за выслугу лет. Граждане РФ. Не имеющие права на трудовую пенсию
получают социальную пенсию.
Изначально в СССР выплата
пенсий осуществлялась в полном объёме за счёт средств федерального бюджета. Но
в дальнейшем в целях государственного управления финансами пенсионного
обеспечения был создан специальный орган – Пенсионный фонд Российской
Федерации. Его средства формируются за счёт страховых взносов работников и
работодателя, а также ассигнований из федерального бюджета. Кроме Пенсионного
фонда назначением и выплатой пенсий занимается Министерство социальной защиты.
Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные банки,
обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными переводами. Но в
процессе деятельности Пенсионного фонда выявились многие недостатки
существующей системы пенсионного обеспечения в РФ, в настоящее время
предпринимаются решительные попытки её реформирования.
Список использованной
литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации
от 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской
Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
2. Федеральный закон Российской
Федерации от 30 апреля 2008 г. № 56 ФС «О дополнительных страховых взносах на
накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формирования
пенсионных накоплений»
3. Бюджетное послание президента РФ
«О бюджетной политике на 2010 – 2012 гг.»
4. Федеральный закон от 25.11.2008г.
№ 214 ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.»
5. Федеральные
законы от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации», от 15 декабря
2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и от 24 февраля 2002
г. № 111-ФЗ«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации»
6. Федеральный
закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ ««Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования».
6.
Финансы:/ под
ред. А.М. Ковалевой – М: Финансы и статистика – 1999г.
7.Финансы «Денежное обращение
кредит» учебник для вузов // под ред. проф. Л.А. Дробозиной М: Финансы, ЮНИТИ,
1999г. – 479 с.
8. «Финансы. Денежное обращение.
Кредит.» конспект лекций. М.: «Издательство ПРИОР», 2000г.
9. Соловьёв А.К. проблемы развития
системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной
экономики // Вестник ПФР
10.модели системы обязательного
медицинского страхования // Финансы. – 2001.- № 3
10.
Бюджетная система
Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др..; под ред. М.В.
Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт. – 621с.
Страницы: 1, 2, 3
|