План финансового оздоровления при использовании нововведений в кризисном предприятии
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Сибирский государственный университет
ИЭУиП
Кафедра управления производством
Реферат
На тему: План финансового оздоровления
при использовании нововведений в кризисном предприятии
Выполнил:
студентка
6
курса заочного отделения
гр.
АКУ, № зач. книжки: 021595
Манжулей
Екатерина Владимировна
Проверил:
д.э.н. профессор
Крюков
Александр Филиппович
Красноярск, 2008
Введение
Актуальность
проблемы финансового оздоровления в условиях неплатежеспособности предприятий
обусловлена несколькими причинами, главными из которых являются переход России
к рыночной экономической системе, кризисное состояние предприятий, повышение
финансовых рисков предприятий в условиях рыночной экономики, развитие
конкурентной борьбы между компаниями и группами компаний в различных сегментах
рынка, борьба за передел собственности и ряд глубоких финансово – экономических
кризисов, постигших российскую экономику за последние десять лет. На
сегодняшний день наиболее остро стоит проблема возникновения финансовой
неустойчивости предприятий основными причинами, которой являются:
-не
выгодное и неустойчивое положение предприятия на торговом рынке;
-производство,
выпуск, продажу дорогой, не пользующейся спросом продукции;
-высокая
степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
-наличие
неплатежеспособности дебиторов;
-не
эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п. [4]
Выходом
из кризисного состояния предприятия может быть разработка мероприятий, в
частности плана финансового оздоровления предприятия. Предметом исследования
является структура плана финансового оздоровления кризисного предприятия. Значимость
данной работы состоит в том, что содержащийся в ней анализ состава и структуры
плана по финансовому оздоровлению предприятия может быть использован для любого
предприятия любой формы собственности и вида деятельности в сфере
антикризисного управления предприятием.
1.
Программа финансового оздоровления проблемных
предприятий: пути и возможности субъектов предприятия
В
контексте происходящих преобразований Правительства РФ, реформирования
Федеральной службы по банкротству, Министерства по налогам и сборам и других
ведомств, становится очевидным, что проблематика внесудебного государственного
регулирования процессов финансового оздоровления предприятий остается
неохваченной. А между тем доля убыточных предприятий в стране не уменьшается и
политика предотвращения, недопущения банкротств, приоритетности превентивных
мер, поддержки и оздоровления, востребованных на рынке промышленных предприятий,
приобретает сегодня особое первостепенное значение. Решающую роль в этом
направлении могут и должны сыграть субъекты Федерации, как никто другой знающие
глубину, сущность и специфику проблем предприятий, расположенных на их
территориях. [3, С. 21]
1.1
Анализ тенденций развития антикризисного регулирования в РФ
С
введением в действие закона РФ №127-ФЗ от 26.10.02 г. «О несостоятельности
(банкротстве)», на фоне совершенствования судебных процедур банкротства,
законодателями оказались упразднены внесудебные механизмы государственного
регулирования процессов финансового оздоровления и профилактики банкротств. В
рамках работы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству (ФСФО РФ) комплекс превентивных мер объединял в себе практически
все проблемные блоки предприятий, независимо от их формы собственности,
отраслевой принадлежности, уровня финансовой устойчивости и иных характеристик.
[2]
При
этом проводимая в настоящее время реформа Правительства РФ, с комплексной
перестройкой системы всех министерств и ведомств на федеральном уровне,
предусматривает упразднение в числе иных и ФСФО РФ. Спектр функций ФСФО,
передаваемых вновь создаваемым ведомствам, до конца не урегулирован. В
результате сегодня на законодательном уровне полностью утрачен комплекс
превентивных мер при работе с кризисными предприятиями, наработанный за период
с 1994 по 2002 г. ФСФО РФ и включавший в себя: систему межведомственных
балансовых комиссий по работе с предприятиями-недоимщиками в фискальную
систему; систему финансового мониторинга крупных, экономически и социально
значимых предприятий; систему мониторинга платежеспособности государственных
предприятий и акционерных обществ с долей государства более 25 %; систему
оказания государственной финансовой поддержки неплатежеспособным
государственным предприятиям и акционерным обществам с долей государства более
25 % на возвратной и безвозвратной основе; систему управления
неплатежеспособными государственными предприятиями по договору подряда с антикризисными
управляющими; механизмы смены собственности через обязательную приватизацию и
внесение изменений в планы приватизации предприятий-должников, продажу
нереализованных пакетов акций и предприятий на торгах с обязательными условиями
погашения фискальной задолженности и инвестирования в кризисный бизнес для его
реабилитации и др. [1, С. 165]
Благодаря
функционированию указанного выше спектра внесудебных процедур, в специальном
ежеквартальном мониторинге находились также предприятия ВПК, спиртовой и ликероводочной
промышленности, гостиничного бизнеса, иные. Внесудебные механизмы работы с
кризисными предприятиями, охватывая подавляющую их часть, позволяли
своевременно выявлять кризисные объекты и применять к ним более щадящие
механизмы, давали реально ощутимый фискальный эффект, усиливая
платежно-расчетную дисциплину предприятий-должников и пополняя бюджеты всех
уровней, способствовали реструктуризации бизнеса предприятий (избавлению от
излишних и непрофильных активов, частичному перепрофилированию) и поиску
эффективных собственников, сохранению производств и, как следствие, обеспечению
занятости населения и сохранению налогоплательщиков. Действенность работы с
кризисными предприятиями, безусловно, обеспечивалась регулярностью
взаимодействия ФСФО РФ как профильного ведомства с органами государственной
исполнительной власти – МНС, МАП, ФСНП, ССП МЮ, УБЭП МВД, прокуратурой,
ПФ, ФСС, ФОМС, ГФСЗ населения, РФФИ, администрациями субъектов Федерации в лице
промышленно-экономических, имущественных, финансовых и иных комитетов. Сегодня
фактическое состояние реального сектора экономики подтверждает
преждевременность ослабления государственных регуляторов и отмены указанных
инструментов оздоровления. В частности, по данным Госкомстата России, доля
убыточных предприятий продолжает превышать 40 % в их общем количестве.
Администрации субъектов Федерации стали отмечать недопоступление средств от
предприятий в фискальную систему. [3, С. 23]
Таким
образом, эффективность ранее действовавших внесудебных методов работы с
кризисными предприятиями на базе ФСФО РФ обуславливает сегодня целесообразность
компенсации их отсутствия на федеральном уровне созданием в рамках
законодательства субъектов Федерации комплексных систем финансового
оздоровления проблемных предприятий в целях скорейшей реабилитации и развития
промышленного сектора экономики. Важным обстоятельством является то, что это не
приведет к дублированию функций действующих профильных федеральных ведомств, а
явится дополнением и расширением антикризисного регулирования. [2]
1.2
Общая концепция программы финансового оздоровления проблемных предприятий
Под
финансовым оздоровлением проблемных предприятий понимается трансформация
предприятий и изменение принципов их действия, направленные на улучшение
управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности
выпускаемой продукции, производительности труда, снижение издержек
производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности,
посредством применения мер государственной поддержки, разработки и реализации
планов финансового оздоровления, механизмов привлечения к кризисным
предприятиям инвестиционных ресурсов, антикризисных компаний и инфраструктуры
сопровождения реабилитационных процедур (страховые, лизинговые,
субконтрактинговые, иные компании). [5]
Основной
целью создания и приведения в действие системы финансового оздоровления
является необходимость приведения производственно-технологической структуры
промышленности в соответствие рыночному платежеспособному спросу при условии
достижения прибыльной работы предприятий. Система оздоровления проблемных
предприятий должна решать следующие задачи:
-осуществлять
мониторинг промышленных предприятий в целях диагностики их текущего
финансово-экономического и производственно-технического состояния;
-
обеспечивать контроль уровня состоятельности хозяйствующих субъектов в
регионах;
-
выявлять кризисные предприятия и относить их к категории проблемных в
соответствии с установленной системой критериев;
-
разрабатывать комплексные планы и отдельные мероприятия по финансовому
оздоровлению проблемных предприятий;
-
осуществлять контроль реализации реабилитационных мероприятий;
-
привлекать инвесторов и необходимые бизнес-структуры к кризисным предприятиям
для проведения эффективных антикризисных мероприятий;
-
обеспечивать взаимодействие и координацию исполнительных органов власти в
рамках работы по финансовому оздоровлению и предотвращению банкротств;
-
обеспечивать усиление платежно-расчетной дисциплины кризисных предприятий с
фискальной системой и наполняемость бюджета;
-
обеспечивать решение кадровой проблемы на кризисных предприятиях;
-
ограждать правовую и административную системы от рисков умышленного развала
предприятий и насаждения субъектам РФ споров и тяжб;
-
создавать такие механизмы, которые будут представлять и надежно защищать
интересы всех участников процессов финансового оздоровления. [3, С. 16]
В
настоящее время структура производительных сил такова, что уже нельзя просто
продать имущество крупной несостоятельной компании и распределить вырученные
средства среди кредиторов. Сохранение целостности технологического комплекса
должника выгодно не только кредиторам, но, и в первую очередь, всей
экономической системе и государству. Первопричиной развития реабилитационных
процедур в правовом поле несостоятельности развитых стран явились финансовые
затруднения крупных промышленных субъектов, поскольку специфика их
имущественных комплексов, производимых товаров (услуг) делала невозможным
применение механизмов конкурсного производства с распродажей активов для
урегулирования взаимоотношений с многочисленными кредиторами. Простое
разделение и продажа имущества крупных компаний, например судо-,
машиностроительных и т.д., позволяли выручить средств гораздо меньше стоимости
работоспособного бизнеса. Кроме того, обеспечение бесперебойного
функционирования крупных предприятий (транспортное сообщение, связь, газо-,
нефтедобыча, переработка и т.д.) жизненно необходимо для поддержания и развития
экономики любого региона и государства. Исходя из этого, в правовом регулировании
несостоятельности начали появляться и развиваться реабилитационные тенденции,
направленные на оздоровление и сохранение действующих предприятий, с поиском
внесудебных путей разрешения их финансовых проблем и оптимальной трансформации
бизнеса. [там же, С. 16]
Существует
презумпция, согласно которой действующее предприятие стоит гораздо дороже, чем
суммы, полученные при возможной распродаже его по частям. В интересах всех
заинтересованных в скорейшем удовлетворении требований лиц (кредиторов, собственников,
управляющих, государственных органов, наемных работников) необходимо иметь
механизм, объединяющий их в единое сообщество, для того, чтобы компенсировать
их противоречивые интересы для общей выгоды. Сбалансированное распределение
потерь между всеми участниками производства, в том числе и в связи с
трансформацией (реформированием) предприятий, является определяющим элементом
современных систем регулирования процессов финансового оздоровления. При этом
определяющим также является качество сбалансированности, поскольку, ослабляя
кредиторов поддержкой неплатежеспособных должников, можно дестабилизировать
экономическую систему. В большинстве случаев предприятие становится
неплатежеспособным в результате системных просчетов его собственников или
менеджмента, поэтому перед принятием решения о поддержке должника, необходимо
провести тщательный анализ его бизнеса. Может оказаться, что гораздо
эффективнее оперативно удовлетворить требования кредиторов, чем финансировать
безнадежное предприятие, сохраняя устаревшую производственную базу и в то же
время, ухудшая финансовое положение кредиторов. При разработке стратегии
действий в отношении неплатежеспособного должника необходимо смоделировать все
возможные сценарии и просчитать последствия. [там же, С. 16]
Таким
образом, программа внесудебного оздоровления проблемных предприятий должна
представлять собой действенные механизмы повышения эффективности деятельности
предприятий и роста отдачи от них (рост доходности, объемов производства,
поступлений в бюджет, ВРП, численности работающих), защиты предприятий и
предотвращения их банкротств посредством систематического экономического
мониторинга, выявления проблемных предприятий в рамках выработанных критериев,
разработки планов финансового оздоровления и путей их внедрения, привлечения
инвестиционных ресурсов, контроля реализации реабилитационных мероприятий и
последующего уровня состоятельности объектов.
1.3
Механизм функционирования системы оздоровления проблемных предприятий
На
современном этапе структурной перестройки экономики субъектов РФ происходит
смена элементов технологического базиса, что является очень дорогостоящим
процессом и требует не только значительных капитальных и финансовых вложений,
но и государственного регулирования.
Приоритетным
принципом функционирования системы финансового оздоровления является
поддержание конкурентоспособных производств и вывод с рынка невостребованных
предприятий, производящих неконкурентоспособную продукцию (работы, услуги). Для
эффективности функционирования системы финансового оздоровления необходима
консолидация информационных потоков и создание банков данных, обеспечивающих
взаимодействие и обмен информацией между государственными органами и
предприятиями, управляющими компаниями и антикризисными управляющими, аудиторскими,
консалтинговыми компаниями, экспертами, оценщиками, инвесторами,
предприятиями-объектами оздоровления. Все это представляется целесообразным
объединить при администрациях субъектов РФ посредством создания Центров
промышленно-экономического мониторинга (ЦПЭМ). В рамках ЦПЭМ могут быть
обеспечены формирование и систематическая поддержка широкого спектра банков
данных по предприятиям:
-
бухгалтерской и статистической отчетности;
-
финансово-экономической аналитики их бизнеса;
-
состава имущественных комплексов;
-
характеристики инвестиционной привлекательности и рыночного позиционирования;
-
состояния расчетов с фискальной системой;
-
кадрового потенциала;
-
состояния технико-технологического уровня производства и других. [3, С. 17]
Система
внесудебного оздоровления промышленных предприятий должна иметь формализованный
и отлаженный механизм функционирования, в рамках которого могут быть взяты под
контроль предприятия как отдельных отраслей промышленности, находящиеся в
наиболее кризисном состоянии и требующие комплексного оздоровления, вне
зависимости от масштаба производства – объекты ВПК, машиностроения,
приборостроения, легкой, электронной промышленности и др., так и отдельных
регионов. Достижение целей системы финансового оздоровления может быть обеспечено
посредством реализации действенных механизмов работы с кризисными
предприятиями, направленных: с одной стороны – на аккумулирование
потенциала, внутренних ресурсов и резервов самих предприятий, оптимизация
бизнес-процессов; с другой – на развитие системы государственного
регулирования и поддержки процессов финансового оздоровления. Оба эти
направления, как правило, совмещаются на этапе разработки и реализации планов
финансового оздоровления. [1, С. 171]
Страницы: 1, 2, 3
|