рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

Понятие, экономическая сущность и виды косвенных налогов

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Налог: понятие, сущность и содержание

1.1 Экономическая сущность налогов

1.2 Классификация налогов

ГЛАВА 2 Косвенные налоги и их роль в налоговой системе Республике Беларусь

2.1 Налог на добавленную стоимость

2.2 Акцизы

2.3 Сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

ГЛАВА 3 Совершенствование системы косвенных налогов в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


Налоги — один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики — могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в экономике, политике, социальной сфере.

Современная налоговая система – результат длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием, как экономики, так и государства. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия.

Особенно остро проблема создания и функционирования рациональной налоговой системы стоит перед Республикой Беларусь.

Налоговая система, учитывая особенности экономического и политического положения республики, призвана способствовать решению важнейших задач: замедлению темпов инфляции; прекращению экономического спада, достижению устойчивого быстрого роста производства; сокращению дефицита государственного бюджета; приватизации государственной собственности; развитию предпринимательства, малого бизнеса, фермерства; рациональному использованию производственных ресурсов, являющихся общенациональным достоянием; привлечению иностранного капитала в отечественную экономику и скорейшему вовлечению республики в равноправные мирохозяйственные связи; финансовому обеспечению всех сфер деятельности государства, в том числе и тех, которые ранее относились к ведению союзного бюджета; обеспечению народного хозяйства топливно-сырьевыми ресурсами, коренной структурной перестройке народного хозяйства в направлении увеличения доли наукоемких отраслей, снижения ресурсоемкости производства, повышения самообеспечения республики, увеличения экспортоориентированных производств; направлению огромных средств на ликвидацию или смягчение последствий катастрофы на ЧАЭС; перепрофилированию предприятий оборонного комплекса на выпуск продукции гражданского назначения, и прежде всего товаров народного потребления; созданию дополнительных рабочих мест с учетом высвобождения рабочей силы по мере развития рыночных отношений, а также сокращения армии.

Учитывая вышесказанное, хочется отметить, что исследование налоговой системы – это важная и актуальная работа. При этом необходимо отметить, что наиболее значимой частью налоговой системы Республики Беларусь в плане поступления дохода являются косвенные налоги, акцент на исследование которых, наряду с классификацией налогов, и будет сделан в данной работе.

Объектом данной работы выступает налоговая система государства в условиях рыночной экономики, а ее предметом – косвенные налоги в Республике Беларусь на современном этапе и перспективы их применения.

Целью работ является исследование современного состояния и перспектив применения косвенных налогов в налоговой системе Республики Беларусь.

Задачами работы являются:

1. Выяснить понятие, сущность и содержание налога как экономической и правовой категории.

2. Рассмотреть классификацию налогов.

3. Охарактеризовать косвенные налоги в их роль в налоговой системе Республике Беларусь.

4. Затронуть проблемы совершенствования системы косвенных налогов в Республике Беларусь.

Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, особенно нормы Налогового кодекса Республики Беларусь и совокупности Законов Республики Беларусь, устанавливающих правовые основы взимания косвенных налогов. По мере возможности изложение выполнялось на основе анализа норм первоисточников.

Учитывая огромный объем работ по цели исследования поставленной проблемы, будет разумным использовать существующие наработки, представленные в трудах Н.Е. Заяц, С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, И.А. Маньковского и других.

Основными методами исследования были выбраны общенаучные методы анализа и синтеза. С учетом этого в работе предоставлены наиболее характерные и существенные признаки рассматриваемых вопросов.

Структурно изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников.



ГЛАВА 1. Налог: понятие, сущность и содержание


1.1 Экономическая сущность налогов


Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог – это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством [20].

Налог как юридическая категория – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.

Данное комплексное определение наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права [7, c.79].

Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь (далее – НК) [10] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (ст.6 НК).

Современное определение понятию «налог»: Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивида к государству, осуществляемое на основе принуждения со стороны власти, нацеленное на формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд [1, c.19-20].

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы [9].

Согласно Конституции республики Беларусь [6], граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [ст.56 Конституции РБ].

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

·  Целевые признаки;

·  Организационные;

·  Системные.

Целевыми признаками являются:

1.           Поддерживаемые органы управления;

2.           Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);

3.           Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются:

1.     Объект налога – это то, что облагается налогом (доход, имущество и т.п.);

2.     Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.);

3.     База налога – сумма, с которой взимается налог;

4.     Ставка (шкала ставок) налога – размер налога на единицу обложения;

5.     Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог.

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

1.     Доля налога в бюджетных поступлениях;

2.     Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;

3.     Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

4.     Степень собираемости налога;

5.     Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);

6.     Расходы на сбор налога [2].

Основные признаки понятия "налог":

-        Императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения;

-        Смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется бюджетный фонд. Этот признак позволяет отличить налоги от сборов (целевые сборы).

-        Безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен. По этому признаку пошлины отличаются от налогов [1, с. 20].

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

§        объект налогообложения;

§        налоговая база;

§        налоговый период;

§        налоговая ставка (ставки);

§        порядок исчисления;

§        порядок и сроки уплаты (ст. 6 НК).

Структура налога

Каждый налог содержит следующие элементы:

Ø  Субъект налога (налогоплательщик) – это юридическое или физическое, которое по закону государства обязано платить налог.

Ø  Носитель налога – это юридическое или физическое лицо, которое, в конечном счете, несет издержки и ущерб по уплате налога.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой-либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путем надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.

Ø  Сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых, в конечном счете, ложится его бремя [9, с.21].

Ø  Объект налога – это предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество и др.). Часто название налога вытекает из объекта (подоходный, поземельный налог и др.).

Ø  Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (налог на прибыль) объект и источник налога совпадают [5, с.47].

Ø  Масштаб налогообложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.

Ø  Единица обложения – единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному – гектар, акр и т.д.).

Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берется как принцип, единица обложения берется как мера [1, с.52].

Ø  Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты. Различают:

·        Твердые ставки устанавливаются в сумме на единицу объекта.

·        Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества.

·        Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает: простой (ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога); сложной (объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень).

·        Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

Ø  Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта [21, с.23].

Ø  Налоговый порог – расчетная величина налогового оклада к доходам.

Ø  Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, отсрочка в уплате налогов и др. [5, с.48].

Способы взимания налогов:

В налогообложении действуют три способа взимания налогов (см. приложение А).

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра. Кадастр – это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом – численность рабочих, количество станков и т.д.

Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, подомовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

Второй способ – административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.