Перечисленные факторы влияют на
прибыть не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому
для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость
объема реализуемой продукции и стоимость расходов и ресурсов, используемых в
производстве.
Во-вторых, прибыль обладает
стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно
является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов
предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется
полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия
после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной
для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического
и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним
из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в
виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для
финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения
выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных,
производственных, научно-технических и социальных программ.
В условиях рыночной экономики
значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует
товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной
потребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции этим
достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение
общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом,
указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул
для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают
ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Экономическая нестабильность,
монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как
чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов главным образом в
результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли
способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов
ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять
государство в ходе осуществления экономических реформ.
Рассматривая прибыль как
экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и
оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли,
оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели
прибыли. Емким информативным показателем является балансовая прибыль.
Балансовая прибыль — сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов
(убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией
продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих
натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.
Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании
бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей
баланса. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем,
что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе,
составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток)
от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от
реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;
финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый
доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают
в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Рассмотрим подробнее все составные части балансовой прибыли.
Прибыль (убыток) от реализации
продукции (работ, услуг) — это финансовый
результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может
осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных
законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду
деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению
работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции
(работ, услуг) в действующих ценах и расходами на ее производство и реализацию.
Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и
акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки
также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и
снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия,
экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход
государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных
средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость
валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.
Состав расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость, регулируется законодательно. Расходы, образующие
себестоимость, группируются по следующим элементам: материальные расходы,
расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных
фондов и прочие.
По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет
прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции,
определяемых на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он
включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не
реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного
периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в
конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал или год. Состав
остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от
избранного предприятием метода учета выручки — по поступлению денег на
расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные
документы по которой предъявлены покупателю.
Согласно нового Плана счетов, действующего с 1 января 2001 г., метод
учета выручки для большинства предприятий определен по моменту отгрузки.
Прибыль от выполнения работ и
оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли
от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями
выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.
Прибыль (убыток) от реализации
основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности
предприятия. Он отражается по статье "Прочие доходы и расходы".
К операционным и внереализационным относятся:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное
пользование (временное владение и пользование) активов организации — в
корреспонденции со счетами расчетов или денежных средств;
•
поступления, связанные с предоставлением
за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и
другие виды интеллектуальной собственности, — в корреспонденции со счетами
учета расчетов или денежных средств;
•
поступления, связанные с участием в
уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным
бумагам — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
•
прибыль, полученная организацией по
договору простого товарищества (в результате совместной деятельности) — в
корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с различными дебиторами и
кредиторами" (субсчет по причитающимся дивидендам и другим доходам);
•
поступления, связанные с продажей и прочим
списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в
российской валюте, продукции, товаров — в корреспонденции со счетами учета
расчетов или денежных средств;
•
поступления от операций с тарой — в
корреспонденции со счетами учета тары и расчетов;
•
проценты, полученные (подлежащие
получению) за предоставленные в пользование денежных средств организации, а
также проценты за использование кредитной организацией денежных средств,
находящихся на счете организации в этой кредитной организации, — в
корреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств.
Внереализационные:
•штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или
признанные к получению, — в корреспонденции со счетами учета расчетов или
денежных средств;
•
поступления, связанные с безвозмездным
пользованием активов, — в корреспонденции со счетом учета доходов будущих
периодов;
•
поступления в возмещение причиненных
организации убытков — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
•
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном
году, — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
•
суммы кредиторской задолженности, по
которым истек срок исковой давности, — в корреспонденции со счетами учета
кредиторской задолженности;
•
курсовые разницы — в корреспонденции со
счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.
•
прочие доходы, признанные операционными и
внереализационными.
Признанные доходы от обычных видов деятельности, операционные и
внереализационные, являются выручкой при наличии следующих условий.
1. Наличия у организации конкретного договора или подтвержденные
выполнением работ иным соответствующим образом.
2. Сумма выручки должна быть четко определена.
3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции
произойдет увеличение экономических выгод организации, т. е. получен в оплату
актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.
4. Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию
(товар) перешло от организации к получателю или работа принята заказчиком
(услуга оказана).
5. Расходы, которые произведены в связи с этой операцией, могут быть
определены.
В этом случае, если в отношении денежных средств и иных активов,
полученных организацией в оплату не исполнено хотя бы одно из указанных выше
условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская
задолженность, а не выручка.
Налоговая система
представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их
установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и
ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым
кодексом Республики Беларусь. Законодательство о налогах и сборах Республики
Беларусь состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним законов
о налогах и сборах; декретов, указов и распоряжений Президента Республики
Беларусь по налогообложению; постановлений Правительства Республики Беларусь по
налогообложению; нормативных правовых актов республиканских и местных органов
управления, регулирующих вопросы налогообложения.
Налоговый кодекс государства устанавливает систему
налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения;
отношения по исполнению налогового обязательства, по осуществлению налогового
контроля; регулирует отношения по установлению, введению, изменению,
прекращению действия налоговых платежей; определяет права и обязанности
плательщиков, налоговых органов; формы и методы налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования
актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Декреты и указы Президента Республики Беларусь по
налогообложению приравнены к законам государства. Постановления Правительства
Республики Беларусь призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов.
Они содержат механизм практической реализации налоговых отношений. Нормативные
правовые акты республиканских и местных органов управления по налогообложению
по своей сути являются инструкциями по расчету и взиманию налогов. Налоговая
система Республики Беларусь соответствует бюджетному устройству государства,
включает республиканские и местные налоговые платежи. Республиканскими
налоговые платежи признаются, если они установлены законодательными актами и
являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.
[9, с. 15]
Принципы организации налоговой системы Республики Беларусь:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2.Налоги
и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих
конституционных прав.
3.Не
допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство страны и единую налоговую политику.
4.При
установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты
законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен
платить.
5.Установление
налогов не должно ограничивать свободное перемещение в пределах республики
капитала, товаров, денежных средств.
6.Не
должно быть установления дополнительных налогов или увеличенных ставок налогов
в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы субъектов
хозяйствования, гражданства физического лица.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства
финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода;
противодействие спаду производства (в качестве «встроенных амортизаторов»);
создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация
социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная
(формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции - ослабление
дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем
производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического
прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя
факторами. Первый - полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом;
второй - минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется
как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом
и издержками взимания.
Раньше в СССР была фактически одноуровневая система
налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым
порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов
управления.
Налоговая система включает не только виды налоговых
платежей на республиканском и местном уровнях управления, но также охватывает:
порядок установления и ввода в действие налоговых платежей; налоговые органы
управления, их права и обязанности; права и обязанности налогоплательщиков;
ответственность участников налоговых отношений; защита прав и интересов
налогоплательщиков; налоговое законодательство.
Налоги, формирующие доходы Республиканского бюджета на 2008 год:
Страницы: 1, 2, 3
|