рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Порядок урегулирования налоговых споров

Порядок урегулирования налоговых споров

Содержание

Ведение

1. Налог на доходы физических лиц

2. Защита прав налогоплательщика

3. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров    

Заключение

Список литературы



Введение


В условиях интенсивного развития рыночных отношений активно происходило становление и развитие налогового законодательства, без которого невозможно становление цивилизованного государства с развитыми рыночными отношениями.

В настоящее время налогоплательщики активно пытаются отстаивать в судебных органах свои интересы и нарушенные права. При этом арбитражные суды нередко удовлетворяют их требования о признании незаконными решений налоговиков[1].

Налоговые споры являются, без всякого преувеличения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел. Статистика свидетельствует об устойчивом ежегодном росте количества дел по налоговым спорам, которые в настоящее время составляют почти 50% всех дел, рассматриваемых арбитражными судами РФ.

Анализ судебной практики позволяет разграничить современные налоговые споры на три основные категории:

1) споры по вопросам права;

2) споры по вопросам факта;

3) процедурные споры.

Цель работы рассмотреть налоговые споры по налогам на доходы физических лиц.

Задачи работы определить понятие налога на доходы физических лиц, рассмотреть вопросы защиты прав налогоплательщика физического лица и досудебный порядок урегулирования споров.



1. Налог на доходы физических лиц


В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать. Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.

В советские времена этот налог действовал по следующим принципам: платили все и со всех доходов; налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год; ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов. Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку. Новый этап в истории рассматриваемого налога начался в связи с переходом России на рыночные отношения.

Налог на доходы физических лиц – федеральный налог по Налоговому кодексу РФ (глава 23). Налог на доходы физических лиц взимается с 1 января 2001 г., до этого взимался подоходный налог с физических лиц на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"[2].

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации[3].

Понятие "физическое лицо" как другое название понятия "гражданин" введено Гражданским кодексом РФ. К "физическим лицам" в терминах Налогового кодекса РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Налоговыми резидентами РФ являются физические лица вне зависимости от принадлежности к гражданству. Любой гражданин РФ или иностранный гражданин, а так же лица без гражданства, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. Технически вопрос об определении времени нахождения физических лиц на территории РФ может быть разрешен по соответствующим отметкам в заграничном паспорте. Так, в письме Минфина РФ от 6 июля 2000 г. N 04-04-06 было разъяснено, что при определении срока нахождения (отсутствия) физического лица на территории РФ отсчет такого периода необходимо производить с даты, следующей за датой таможенного штемпеля при пересечении границы. Иными словами, исчисление срока пребывания осуществляется со дня следующего за днем прибытия по день отъезда включительно[4].

Налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода с последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации по итогам отчетного налогового периода, признаются:

- граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ;

- иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации;

- иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Для этого они должны быть зарегистрированы в установленном порядке по месту проживания на территории РФ и состоять на 1 января 2001 года в трудовых отношениях с какими-либо организациями. Такими организациями могут быть филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в РФ свыше 183 дней.

Если иностранное физическое лицо, временно пребывающее на территории РФ, в течение календарного года прекращает трудовые отношения с налоговым агентом и выезжает за пределы Российской Федерации до истечения 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13%, а 30%). Аналогичная ситуация может возникнуть и с российским гражданином, который выехал за границу в служебную командировку, на отдых или лечение и пробыл там более 183 дней по совокупности в течение календарного года, либо выехал на постоянное место жительства за границу до истечения 183 дней пребывания в России в календарном году.

Течение срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Течение срока нахождения физического лица за пределами территории РФ начинается со следующего дня после его отъезда за пределы РФ.

Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Для граждан РФ таким документом является загранпаспорт гражданина РФ образца 1997 года или загранпаспорт гражданина СССР образца до 1997 г., служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства - их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве. При этом иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, могут въезжать на территорию РФ и выезжать с территории РФ при наличии российской визы. Если отметки пропускного пункта в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания гражданина на территории РФ.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:

- на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в текущем календарном году;

- на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина;

- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства за пределы российской Федерации.

Объектом обложения налогом на доход являются:

1) для физических лиц - налоговых резидентов РФ - доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ;

2) для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, доход, полученный только от источников в РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода. При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:

а) доходы, полученные в денежной форме;

б) доходы, полученные в натуральной форме;

в) доходы, полученные в виде материальной выгоды;

г) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату фактического получения доходов[5].


2. Защита прав налогоплательщика


Действующее налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику два способа защиты его прав:

- в досудебном (административном) порядке;

- путем обращения в судебные органы.

Выбор того или иного способа защиты принадлежит налогоплательщику. Он вправе использовать процедуру оспаривания решения налоговой инспекции "по подчиненности", вплоть до Госналогслужбы России. Однако налогоплательщик может и отказаться от первого способа - обжалования действий должностных лиц налоговой инспекции в вышестоящую налоговую инспекцию, и сразу обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой инспекции.

При этом на любой стадии административного обжалования налогоплательщик имеет право отказаться от данного способа защиты и обратиться в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции, непосредственно принявшей решение о взыскании денежных средств.

Административный способ включает в себя обжалование:

- в прокуратуру. Хотя НК РФ и не указал прокуратуру как орган, правомочный рассматривать жалобы налогоплательщиков, но никто не отменял полномочий органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности;

- в вышестоящий налоговый орган. Могут быть обжалованы акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Подача жалобы в прокуратуру или вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Необходимо отметить, что если должностное лицо налогового органа имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или действия не соответствуют законодательству Российской Федерации, то оно вправе полностью или частично приостановить их исполнение. Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

При защите своих прав в судебном порядке (на основании ст.22 АПК, ст.3 ГК РФ и ст.138 НК РФ) налогоплательщик вправе обратиться в суд со следующими требованиями:

- о признании недействительным акта налогового органа;

- об обжаловании действий или бездействия должностных лиц налоговых органов, нарушающих права налогоплательщика либо создающих угрозу такого нарушения;

- о признании неподлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимки и пени;

- о возврате из бюджета необоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимки и пени;

- о возмещении причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды);

- о признании недействительным нормативного акта.

Споры по вопросам налогообложения являются одной из острых проблем во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. Они находят выражение в различных формах: с одной стороны, жалобы (обращения) налогоплательщиков на действия должностных лиц налоговых органов в порядке досудебного разбирательства, иски налогоплательщиков в защиту своих прав в судебном рассмотрении, а с другой - иски налоговых органов к налогоплательщикам, допустившим налоговые нарушения.

В 1997 г. налоговыми органами, включая центральный аппарат Госналогслужбы России, в порядке досудебного урегулирования споров рассмотрено 16,6 тыс. жалоб налогоплательщиков на решения государственных налоговых инспекций различных уровней. Из них по 5,3 тыс. приняты решения в пользу налогоплательщиков с возвратом им 1,4 трлн.руб., или 7% оспариваемой суммы.

В том же году арбитражными судами и судами общей юрисдикции рассмотрено свыше 6 тыс. исковых заявлений налогоплательщиков к налоговым органам, из которых удовлетворено 3,4 тыс., или почти две трети, с возвратом им 3,5 трлн.руб.

Следует отметить, что наметилась тенденция увеличения количества исков, рассматриваемых судебными органами. В 1997 г. по сравнению с 1996-м они выросли в 1,3 раза. Это связано с ослаблением работы налоговых инспекций всех уровней по осуществлению контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, а также с неправомерным применением мер ответственности за их несвоевременную уплату. В нарушениях соблюдения налогового законодательства повинны как отдельные налоговые инспекции, так и сами налогоплательщики. Зачастую неправильно определяется объект налогообложения, ошибочно применяются ставки налога, должностными лицами налоговых органов нарушается порядок проверок, составления актов и принятия по ним решений, вследствие чего судами признаются недействительными факты совершения налогоплательщиком нарушений

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями государственных налоговых инспекций и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

Гражданское законодательство может быть применено только при условии, что это предусмотрено законодательством.

Ответчиками в судах по таким искам в соответствии со ст.125 ГК РФ, ст.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются государственные налоговые инспекции, которые приняли решение, признанное судом незаконным и поэтому недействительным.

В последние годы налогоплательщики все более активно используют свое право, предъявляя в судебные органы иски о возмещении убытков (включая упущенную выгоду), причиненных налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их должностными лицами возложенных на них обязанностей.

Так, в 1997 г. арбитражными судами рассмотрено 197 исков налогоплательщиков о возмещении убытков с налоговых органов (в 1,5 раза больше, чем в 1996 г.), из которых удовлетворен 51 иск с возмещением убытков в сумме 5,2 млрд.руб. с налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы добровольно возместили 11,4 млрд.руб. по 151 претензии налогоплательщиков о возмещении убытков[6].

Анализ причин налоговых споров и конфликтов позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве они связаны либо с нечеткой формулировкой самого закона, который можно трактовать произвольно, расширяя перечень неправомерных действий, либо в различном понимании самого закона.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.