рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Повышение эффективности использования государственной собственности в РФ

Повышение эффективности использования государственной собственности в РФ

Содержание


Введение

Раздел 1. Теоретические аспекты управления и использования государственной собственности

1.1 Понятие, объект, субъект государственной собственности

1.2 Общие принципы управления государственной собственностью в РФ

1.3 Методы и принципы управления государственной собственностью

Раздел 2. Анализ эффективности использования государственной собственности в РФ

2.1 Исследование системы органов государственной власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ

2.2 Основные результаты использования государственной собственности в РФ

Раздел 3. Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

Современное состояние этого вопроса характеризуется явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач – оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

В данной работе на основе анализа известных отечественных и зарубежных разработок и исследований по рассматриваемой проблеме, а также результатов исследований, проведенных автором, рассмотрены некоторые варианты методологии управления федеральной собственностью, в которой определены сущность, цели и критерии эффективного управления; проведена классификация федеральной собственности по видам; изложены методы управления государственными унитарными предприятиями, федеральным недвижимым имуществом.

Работа имеет традиционную структуру: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Раздел 1. Теоретические аспекты управления и использования государственной собственности

 

1.1 Понятие, объект, субъект государственной собственности


Государственная собственность – совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит исключительно РФ.

Объект собственности – организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

Согласно законодательству РФ, к объектам федеральной государственной собственности в РФ относятся:

движимое имущество:

ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации;

денежные средства;

долги иностранных государств;

информация;

интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности;

недвижимое имущество:

земельные участки;

здания, сооружения, воздушные и морские суда, иное имущество, относимое к недвижимости.

Объекты собственности РФ могут принадлежать на праве:

собственности – РФ, юридическим и физическим лицам;

хозяйственного ведения – юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

оперативного управления – федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

Сведения о составе государственной собственности РФ содержатся в реестрах федеральной собственности. Реестр – информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учёта и данные о них. Учёт имущества включает в себя описание объекта учёта с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить его от других объектов.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», в реестре федеральной государственной собственности объектами учета, расположенными как на территории РФ, так и за рубежом, являются:

земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;

федеральное имущество, закреплённое на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставной (складочный капитал);

иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

Перечень объектов федеральной недвижимости включает в себя следующие данные:

наименование объекта недвижимости (производственный комплекс, объект соцкультбыта, незавершённое строительство, иное)

адрес/памятник истории или культуры (да или нет)

основание нахождения объекта у юридического лица

инвентарный номер объекта недвижимости / дата и номер паспорта БТИ

балансовая стоимость/ остаточная балансовая стоимость (эти данные приводятся в рублях и, кроме того, для объектов, находящихся за рубежом, дополнительно в скобках указываются данные в валюте страны местонахождения объекта)

общая площадь /этажность

кадастровый номер / площадь земельного участка (га)

обременение (обременение арендной платой в федеральный бюджет или залог)

возможность приватизации.

Субъектами управления собственностью в РФ являются РФ, субъекты РФ, федеральные органы исполнительной власти, иностранные государства, российские и иностранные юридические и физические лица. Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

Под управлением собственностью Российской Федерации (в самом широком смысле) может пониматься как 1) текущее управление федеральной собственностью, так и 2) стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства. Однако полагаем, что в последнем случае более приемлем термин «государственное регулирование отношений собственности». Данное направление управленческих воздействий федерального уровня власти не рассматривается в рамках нашей работы, поскольку оно является весьма широким по уровню рассматриваемых проблем


1.2 Общие принципы управления государственной собственностью в РФ


Государство регулирует рынок собственности в стране с помощью разнообразных управляющих воздействий: как экономических (налоговая политика, финансовая: инвестиционно-кредитная политика, тарифная, промышленная, социально-экономическая и другие политики), так и административных методов (законодательное, нормативное правовое обеспечение и др.).


Рис. 1.1. Экономические аспекты управления государственной собственностью.


Организация непосредственно управления государственной собственностью также представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности и распределение объектов между субъектами управления; осуществление непосредственно процесса управления.

Управление государственной собственностью реализуется с помощью системы федеральных и региональных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народно-хозяйственного эффекта. В этой связи необходимо отметить роль таких хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), как унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество (оно принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).


1.3 Методы и принципы управления государственной собственностью


Как один из методов управления государственной собственностью, будем также рассматривать и приватизацию. Возможность приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрена статьей 217 ГК РФ. Приватизация – передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством о приватизации. В принципе, законодательство РФ допускает и осуществление процедуры, обратной приватизации (это национализация или отчуждение/выкуп/изъятие частной собственности в соответствии с возникающими общественными потребностями).

К общим принципам управления государственной собственностью в РФ относят следующие.

Управление государственной собственностью необходимо осуществлять методом оценки его эффективности на основе критериев социальной и экономической эффективности. Критерий социальной эффективности управления государственной собственностью определяется соотношением общественных благ, получаемых обществом, и затрат на управление государственной собственностью. Экономическую эффективность управления государственной собственностью необходимо определять соотношением интегрального народнохозяйственного эффекта и затрат на управление государственной собственностью.

Управление государственной собственностью должно быть строго целевым. Такой подход предполагает выработку, постановку и оценку реализации поставленных целей перед субъектами управление государственной собственностью. Наличие системы четко поставленных целей необходимо для исключения неопределенности и безответственности в работе субъектов управление государственной собственностью на всех уровнях.

Управление государственной собственностью должно основываться на принципе прогрессивной мотивационной направленности этого процесса, который органически связан с двумя названными выше. Для реализации этого принципа важно разработать систему материальной заинтересованности в зависимости от полученных в процессе управления результатов.

Неразрывно связан с мотивационной направленностью процесса управления государственной собственностью принцип социальной и экономической ответственности субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования объектов.

Принцип комплексности и системности управления связан и реализуется в руководстве принципом разделения и кооперации труда всех субъектов управление государственной собственностью. Каждому субъекту управления необходимо четко определить его специфические функции и моменты кооперации с другими субъектами управления.

Одним из основных принципов управление государственной собственностью является принцип непрерывной эволюционной реорганизации. Этот принцип реализуется, прежде всего, в таких методах управления государственной собственностью, как приватизация и реприватизация, национализация и денационализация, а также в изменениях форм государственного предпринимательства, децентрализации управления, его демократизации и т.д.

В качестве основного выступает принцип многообразия форм и методов управление государственной собственностью: директивной и экономической, инновационной и стационарной, авторитарной и сочетающей единоначалие и коллегиальность и т.д. При этом в каждом конкретном случае выбираются оптимальные формы управления (прямое управление, аренда, траст, лизинг и т.д.)

В экономической литературе выделяют и такой принцип управления государственной собственностью, как равноправие всех форм собственности перед бюджетом. Это, безусловно, важный принцип управления всеми формами собственности, который необходимо реализовать в системе налогообложения, неналоговых платежей, взносов и т.д. в государственных бюджетах всех уровней.

Важнейшим принципом является обеспечение профессионализма управления государственной собственностью. Его реализация предполагает конкурсную систему при привлечении субъектов управления и систему их подготовки и повышения квалификации, исключение коррупции при приеме и оценке уровня квалификации менеджеров.

Разделение и обеспечение взаимосвязи функций управления государственной собственностью и управления непосредственно хозяйственной деятельностью с учетом изменения структуры собственности и новых форм управления в государственном секторе.

В процессе управления государственной собственностью необходимо обеспечить реализацию всех элементов системы управления:

определение способа достижения цели,

регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих,

контроль за объектами управления и деятельностью управляющих,

предоставление отчётности государственными органами и управляющими,

принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчётности,

ответственность за результаты управления,

постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определённого качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов.

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в государственной собственности, доли государства в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ в следующей последовательности:

оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

постановка целей и задач управления;

разработка механизма управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

осуществление контроля эффективности управления.

В настоящее время перед Российским государством особенно остро стоит проблема учёта федеральной собственности, увеличения доходов бюджета от использования федерального имущества, в т.ч. находящегося за пределами России. Одним из направлений решения этой проблемы является повышение эффективности управления федеральной собственностью. В первую очередь, это имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, федеральные пакеты акций акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды федерального имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении федеральных учреждений. На сегодняшний день процесс управления федеральной собственностью за рубежом испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы, пути решения которых более подробно будут освещены далее.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.