рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Практика инвестирования инновационного машиностроительного кластера

Важным принципом формирования системы управления является сбалансированность материальных и финансовых ресурсов инновационного процесса на всех стадиях кругооборота авансированного капитала. Сбалансированность предполагает согласование потоков материальных и финансовых ресурсов во времени как по вертикали, так и по горизонтали.

Инвестиционная сфера должна быть сориентирована на инновационную сферу с точки зрения воспроизводства, распределения и контроля. Эффективность инновационной деятельности определяется многими параметрами инвестиционной деятельности (размерами и своевременностью инвестиций, а также организацией и условиями процесса инвестирования). Эти параметры влияют на скорость перелива инвестиций в различные сферы инновационной деятельности в зависимости от сложившейся на инновационном рынке деловой конъюнктуры.

Инвестиции должны охватывать разнообразные направления инновационного процесса в комплексе, поэтому РМК необходимо иметь различные альтернативные источники финансирования своей деятельности. Принцип альтернативности источников финансирования является одним из выражений принципа гибкости инвестиционного процесса. Кроме этого, гибкость предполагает разнообразие условий финансирования.

Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в инновационной деятельности кластера, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов и моделей, которые соответствовали бы содержанию системы управления кластером в целом.

Принцип тотальных затрат предполагает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей цепи управления инновационной деятельности.

Принцип глобальной оптимизации предполагает согласование локальных целей функционирования с деятельностью для достижения глобального оптимума всего кластера.

Принцип координации и интеграции предполагает достижение согласованного, интегрального участия всех элементов кластера в управлении материальными, информационными и финансовыми потоками при реализации целевой функции инновационной деятельности.

При анализе, синтезе и оптимизации процессов в системе управления инновационной деятельностью могут широко использоваться различные модели: математические, экономико-математические, имитационные и другие. Принцип комплексности предполагает разработку необходимого комплекса мер, обеспечивающих процесс управления инновационной деятельностью кластера: технических, экономических, организационных, правовых, кадровых. Принцип TQM – всеобщего управления качеством предполагает обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента РМК.

Потенциал кластеризации представляет собой наличие конкурентных преимуществ отрасли, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории региона, возможность объединения этих преимуществ и их использования для повышения инновационной активности в отрасли, ее конкурентоспособности. Формирование кластера возможно при условии наличия в регионе научно-исследовательского центра, подготовки специалистов по прогрессивным направлениям развития науки и производства. В качестве таких центров, на наш взгляд, должны выступать ведущие университеты региона или национальные исследовательские университеты. Ведущие университеты – это вузы, которые одинаково эффективно ведут образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Такие университеты должны не только генерировать знания, но и обеспечивать эффективное внедрение технологий в экономику, проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, иметь высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей школы, развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. На 2009 г. каждому национальному исследовательскому университету выделяется по 200 млн. руб., а с 2010 по 2013 гг. – ежегодно по 400 млн. руб. эти средства университеты могут использовать на закупку оборудования для оснащения научно-исследовательских лабораторий современным оборудованием, подготовку кадров, создания новых образовательных программ и на гранты для молодых ученых [28]. Оборудовав лаборатории, университеты смогут участвовать в федеральной целевой программе «Исследования и разработки» и других программах с гораздо большим потенциалом. В связи с тем, что бюджетные средства этим университетам будут выделяться только первые пять лет, а дальше они могут зарабатывать сами через различные программы, актуальным является и объединение их с предприятиями. На наш взгляд, здесь возникает обоюдовыгодная заинтересованность: с одной стороны университеты обеспечивают формировании интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности, которая принесет прибыль путем воплощения в конкретные инновационные технологи, продукту, услуги, необходимые производству, а с другой стороны, предприятия смогут через их внедрение обеспечивать повышение своей конкурентоспособности. Кроме того, предложение инноваций будет опережать, или хотя бы соответствовать потребностям рынка, спросу на них, а не наоборот. Еще один не мало важный фактор - это подготовка высококвалифицированных специалистов, также в соответствии с потребностями экономики, конкретных предприятий, а не на перенасыщение рынка одними специалистами и отсутствием других (как это сложилось по некоторым специальностям в настоящее время, тем более не секрет, что на перспективные специальности, конкурс, проходной балл ниже, а, следовательно, поступают не самые лучшие абитуриенты).
























3. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА


Инновационная деятельность РМК представляет собой целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию, производству и коммерциализации инноваций. Она направлена на использование результатов научных исследований и разработок, их коммерциализацию, т.е. эффективную реализацию на внутреннем и внешнем рынках. Инновационная деятельность состоит из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые формируют инновацию и включает в себя изучение рынка с целью определения потребностей в инновациях, инновационный процесс, а также деятельность, связанную с распространением инновации.

Результативность способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и научной обоснованностью ее.

Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер впервые выделил пять типов нововведений:

- использование новой техники или новых технологий производства и/или сбыта;

- внедрение новой продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и управления предприятием;

- появление новых рынков сбыта.

В соответствии с системой классификации инноваций, в основе которой лежит их влиянии на поведение социальной группы, предложенной Т. Робертсоном, новые продукты делятся на:

- непрерывные - модификация существующих продуктов, а не совершенно новое изделие;

- динамически непрерывные - создание нового продукта или вариация уже существующего, который не изменяет устоявшиеся схемы поведения потребителей при покупке и использовании товаров;

- прерывные - абсолютно новые товары, которые в корне меняют («прерывают») модели поведения покупателей.

Кроме того, существует классификация инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия. Так, например, Бездудный Ф.Ф, Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. с этих позиций выделяют научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные, экономические и торговые инновации; Краюшкин О.В. – технологические, производственные, экономические, инновации [12]; Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. – технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления; Хучек М. - технические, технологические; организационные и экономические; общественные (внепроизводственные).

Завлин П.В., Казанцев А.К., Миндели Л.Э., на наш взгляд, предлагают наиболее полную классификацию инноваций:

- по степени радикальности: базовые (отраслеформирующие, проникающие в другие отрасли, основные); улучшающие (связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов); псевдоинновации (рационализирующие);

- по направленности воздействия на процесс производства: расширяющие (нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли рынка имеющихся базисных инноваций); рационализирующие (по сути близки к улучшающим); замещающие (предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций);

- по этапам жизненного цикла продукции: инновации на ранней стадии (от возникновения идей до ее технической проработки); на средней стадии (от технической до коммерческой проработки идей); на заключительной стадии (до массового производства);

- по отношению к разработке: инновации разработанные силами данного предприятия; инновации, разработанные внешними силами;

- масштабам распространения: для создания новой отрасли и для применения во всех отраслях;

- по роли в процессе производства: основные (продуктовые и технологические) и дополняющие (продуктовые и технологические);

- по месту в системе: на входе, на выходе, в структуре;

- по месту в производственном цикле: сырьевые, обеспечивающие, продуктовые;

- по новизне для рынка: мировые, в стране, в регионе, на данном предприятии;

- по охвату ожидаемой доли рынка: локальные, системные, стратегические;

- по потенциалу и степени новизны: радикальные, комбинированные, совершенствующие;

- по степени интенсивности инноваций: «бум», равномерные, слабые, массовые;

- по темпу осуществления: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные, циклические;

- по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие;

- по преемственности: заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретроведения;

- по характеру удовлетворяемых потребностей: новые потребности, существующие потребности;

- по степени новизны: на основе научного открытия, на основе нового способа применения давно открытым явлениям;

- по времени выхода на рынок: инновации-лидеры, инновации-последователи;

- по причинам возникновения: стратегические, реактивные;

- по сфере приложения: научно-технические, социально-культурные;

- по предмету: продуктовые (новые продукты, новые материалы), рынки (новые сферы применения, новые рынки), процессы производства, управления и администрирования.

Фатхутдинов Р.А. классифицирует инновации по следующим признакам:

- уровень новизны: радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) и ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и т.д.);

- стадия жизненного цикла товара, на которых внедряется инновация или разрабатываются инновации, внедряемые на стадии: стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производств (включая тактический маркетинг), сервисного обслуживания, осуществляемого изготовителем или специализированной организацией;

- масштаб новизны: инновации новые в мировом масштабе (открытия, патенты, изобретения), новые в стране, новые в отрасли, новые для фирмы;

- отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация: в сфере науки, в сфере образования, в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.), в материальном производстве (промышленность строительств и т.д.);

- сфера применения: для внутреннего применения, для накопления на фирме, в основном для продажи;

- частота применения: разовые, повторяющиеся (диффузия);

- форма: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т.п.;

- вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации: научно-технический, социальный, экологический, экономический (коммерческий), интегральный;

- подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация: подсистема научного сопровождения, целевая подсистема, обеспечивающая подсистема, управляемая подсистема, управляющая подсистема.

Недостатком последних классификаций является признание инновациями различные по новизне товары и технологии, т.е. они могут быть новыми для отдельного предприятия и т.д. Однако, на наш взгляд, инновациями являются только те результаты, которые ранее не использовались и имеют новизну по всем параметрам.

Пригожин А.И. выделяет девять классификационных признаков:

- по типу новшеств: материально-технические (техника, технология, материалы), социальные, экономические, организационно-управленческие, правовые, педагогические;

- по инновационному потенциалу: радикальные (базовые), комбинаторные (использование различных сочетаний), модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

- по принципу отношения к своему предшественнику: замещающие (вместо устаревшего), отменяющие (исключают выполнение операций), возвратные (к предшественнику), открывающие (новые, аналогов нет);

- по объему применения: точечные, системные (технологические, организационные и т.п.), стратегические (принципы управления производством);

- по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки, новые виды монотонного труда, вредные условия и т.п.;

- по эффективности (целям): эффективность производства, эффективность управления, улучшение условий труда и т.д.;

- по особенностям механизма своего осуществления: единичные (на один объект), диффузные (на многие объекты), завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные;

- по особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, межорганизационые;

- по источнику инициативы: прямой социальный заказ, в результате изобретения.

Хучек М. предлагает классифицировать инновации с точки зрения:

- оригинальности характера изменений: оригинальные (творческие), неоригинальные (подражающие);

- степени сложности: несвязанные (мелкие усовершенствования), связанные (коллективный результат);

- отрасли хозяйства: материализованные (твердые), нематериализованные (мягкие, управленческие);

- степени новизны: новинки в мировом масштабе, новинки в стране или отрасли, новинки на предприятия;

- социально-психологических условий внедрения: рефлекторно осознаваемые, внедрение без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые;

- по сфере применения: технические, технологические; организационные и экономические; общественные (внепроизводственные).

Горшков В.В. и Кретова Е.А. выделяют всего два классификационных признака: структурная характеристика инноваций (инновации на «входе» предприятия и инновации на «выходе»); целевые изменения (технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления).

Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И. предлагают классифицировать инновации по причине возникновения на реактивные и стратегические; с точки зрения предмета и сферы приложения – на продуктовые, рыночные и инновации-процессы; по характеру удовлетворяемых потребностей - ориентированные на существующие потребности, ориентированные на формирование новых потребностей [Цит. по 274]. На наш взгляд, последние две классификации ограничены и не дают представления о широте и возможностях инновационных процессов и инновационной деятельности. Кроме того, классификация инноваций на продуктовые, рыночные и инновации процессы не совсем обосновано, т.к. для любого предприятия, фирмы, общества большинство инноваций является прямо или опосредованно рыночным, дающим тот или иной эффект (прибыль, убыток, улучшение условий, экология и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.