рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере Великобритании, Франции и Германии)

Правовые механизмы налогового регулирования в странах ЕС (на примере Великобритании, Франции и Германии)

Содержание


Введение

1. Основные теоретические понятия налогового права в странах ЕС

2. Особенности правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС

3. Анализ правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС на примере Великобритании, Франции и Германии

4. Использование Россией правового опыта налоговых отношений государств - членов Европейских Сообществ

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Одной из особенностей конца XX столетия стало динамичное развитие процессов интернационализации экономики, которое привело к качественно новому этапу - глобализации мирового хозяйства. В отличие от интернационализации, являвшейся в рамках предшествующих этапов развития мирового хозяйства постоянно действующим фактором обеспечения экономического роста стран, глобализация превращает мирохозяйственные связи в решающий фактор развития экономики. В будущем благополучие отдельных государств больше будет зависеть от степени их интегрированности в систему мирового хозяйства.

Составным компонентом процессов интернационализации и глобализации в мировом хозяйстве стало развитие международной экономической интеграции. В настоящее время наиболее развитым интеграционным объединением является Европейский Союз, основной предшественник которого - Европейского экономическое сообщество - было создано в 1957г. Задача, стоящая сегодня в ЕС на повестке дня - формирование и укрепление экономического, валютного и политического союза стран - участниц.

Важным звеном всего процесса экономической интеграции в рамках ЕС, особенно на современном этапе его развития, стало сближение налоговой политики и налоговых систем государств-членов Европейского союза. Само сближение налоговых систем государств, участвующих в интеграционном объединении, оказывает обратное стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие интеграционных процессов в других областях.

Под правовыми механизмами налоговой политики понимаются процессы регулирования, осуществляемые органами ЕС и странами-участницами Европейского Союза в области налогообложения с целью сближения национальных налоговых систем. В настоящей курсовой работе предпринята попытка проанализировать национальные налоговые системы стран ЕС, их особенности, возможности правовых механизмов, а также проблемы, с которыми сталкиваются государства Евросоюза в процессе конвергенции систем налогообложения.

Актуальность курсового исследования обусловлена важным значением и особой ролью правовых налоговых механизмов в рамках углубления европейской экономической интеграции, развития единого внутреннего рынка Евросоюза, завершения формирования в ЕС правового, экономического и валютного союза. Глубокие преобразования в ЕС, происходящие в наши дни, не могут не оказывать определенное воздействие на российскую экономику, интегрирующуюся в мировое хозяйство, так как именно страны ЕС являются в настоящее время и, очевидно, будут оставаться в ближайшей перспективе основными внешнеэкономическими партнерами Российской Федерации; российская экономика связана с экономикой стран Европейского Союза многообразными хозяйственными отношениями.

Кроме того, изучение налоговых систем западноевропейских стран, возникающих в процессе их развития и гармонизации, важно и актуально не только с точки зрения теоретического осмысления происходящего, но и с позиций извлечения уроков и использования сделанных на основе зарубежного опыта выводов в процессе реформирования российской налоговой системы. Известно, что налоговая реформа продолжает оставаться одной из наиболее острых насущных задач законотворческой политики законодательных органов России, особенно в условиях экономического кризиса в нашей стране.

Следует отметить и еще одно обстоятельство, свидетельствующее об актуальности курсового исследования. Если экономическое и политическое сотрудничество между постсоветскими странами в рамках структур интеграционного типа, созданных на территории бывшего СССР (союза между Россией и Белоруссией, Таможенного союза пяти стран с участием России, а также СНГ в целом), будет углубляться, то на более зрелых этапах экономической интеграции неизбежно встанет вопрос о сближении налоговых систем государств-участников данных объединений. В этом случае, с моей точки зрения, окажется в полной мере востребованным опыт осуществления правовых налоговых механизмов в странах Европейского союза, который может помочь избежать многих ошибок и снизить уровень потенциальных рисков процесса конвергенции налоговых систем.

При написании курсовой работы использовались исследования в области общей теории права и теории европейского права, представленные работами С.С. Алексеева, B.C. Нерсесянца, P.O. Халфиной, Б.Н. Топорнина, Л.М. Энтина, С.Ю. Кашкина. Финансово-правовые отношения в рамках курсового исследования анализировались на основе работ Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой, Н.А. Куфаковой, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Э.Д. Соколовой, Н.И. Химичевой.

Изучение налоговых систем стран-членов Европейского союза, проблем, возникающих при осуществлении правовых механизмов налогообложения в этих государствах, а также путей их решения представляет не только научный, но и значительный практический интерес. Западноевропейский опыт осуществления правовых налоговых механизмов может быть полезен в процессе реформировании отечественной налоговой системы, а уроки осуществления политики конвергенции налоговых систем в странах ЕС целесообразно учитывать при развитии интеграционных связей России и стран ближнего зарубежья.

 

1. Основные теоретические понятия налогового права в странах ЕС


Налоговое право в странах ЕС - особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения; сравнительно молодая научная дисциплина, выделившаяся от всей сферы налогового права в специальное направление исследований.

Фундамент налогового права в странах ЕС составляют его принципы: 1) Принцип суверенного равенства государств в международных налоговых отношениях;

2) Принцип сотрудничества, предусматривающий взаимодействие государств по налоговым вопросам на справедливой и взаимовыгодной основе. Такое взаимодействие включает возможность разрешения спорных проблем, касающихся двойного налогообложения и применения финансовых законов, а также обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов;

3) Принцип реципроцитета, означающий взаимное признание прав и корреспондирующих им обязанностей в налоговой сфере. Взаимное признание может быть отражено в договоре (договорный реципроцитет), подтверждено дипломатическими каналами, принятием соответствующих внутренних законов, а также оно может существовать фактически (фактический реципроцитет);

4) Принцип добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из норм международного налогового права;

5) Принцип налоговой недискриминации. Этот постулат включает три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, недискриминация в налоговой сфере означает предоставление резидентам другой страны такого же режима налогообложения, как и резидентам собственного государства, т.е. национального режима. Второй аспект основан на использовании режима наибольшего благоприятствования и заключается в том, что налогообложение резидентов другой стороны в данном государстве в отношении дохода, получаемого ими через постоянное представительство в этом государстве, не должно быть более обременительным, чем налогообложение находящихся в аналогичной ситуации резидентов третьих стран. В-третьих, каждая сторона сохраняет за собой право предоставления своим резидентам налоговых льгот без обязательного их распространения на резидентов другого государства.

Предмет налогового права в странах ЕС - налоговые отношения межгосударственного уровня стран-участниц ЕС. Анализ налоговых факторов в международных европейских отношениях приобретает большую актуальность с точки зрения реализации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности каждого государства, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление всех межгосударственных связей.

Решение европейских проблем налогообложения возможно с помощью нескольких методов. Государства могут попытаться урегулировать некоторые спорные вопросы, применяя свое внутреннее законодательство в пределах национальной территории. Если этого недостаточно, они вправе достигнуть взаимоприемлемых решений путем заключения соответствующих международных конвенций. Развитие международного экономического сотрудничества привело к появлению нового способа урегулирования: через гармонизацию, а иногда - и унификацию национальных законодательных режимов налогообложения Европейский Союз). Использование различных методов решения налоговых проблем предполагает одновременно и разнообразие источников права, на которых эти методы основываются. Таковыми являются «внутренний закон», международные договоры и соглашения, решения международных организаций, обычай, судебная практика, юридическая доктрина.

«Внутренний закон» - блок внутригосударственных нормативных актов, изданных компетентными органами государственной власти и обязательных к исполнению в пределах национальной территории; определяет критерии налогообложения физических и юридических лиц внутри государства в том, что касается дохода и прибыли, получаемых в другой стране, а также в отношении условий льготного налогообложения товаров, экспортируемых за границу.

Международные договоры и соглашения, регулирующие налоговые вопросы, могут быть многосторонними учредительные договоры международных организаций - Римский договор 1957 г. о создании ЕС, Договор о Евратоме; Венские конвенции 1961 и 1963 гг. о дипломатических и консульских сношениях; ГАТТ и др.) и двусторонними.

Большинство государств - членов ЕС при заключении двусторонних налоговых договоров ориентируются на Типовой договор ОЭСР, разработанный в рамках Европейской организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD). Наряду с ним существуют Типовой договор США и Типовой договор ООН, которые, как правило, используются при составлении двусторонних договоров между европейскими государствами и третьими странами. В конечном итоге выбор модели зависит от воли договаривающихся сторон.

Двусторонние соглашения подразделяются на две группы: собственно налоговые соглашения и прочие двусторонние соглашения и договоры, основной предмет которых не относится к фискальной политике (торговые договоры и соглашения; соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений; международные договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций со странами их базирования (соглашение Бельгии с НАТО и др.); соглашения о создании международных промышленных и коммерческих обществ).

Собственно налоговые соглашения могут быть специальными (соглашения о налоговом режиме отдельных компаний, об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам, лицензионных платежей, соглашения в области международных перевозок, соглашения об оказании административной помощи в налоговых вопросах, о налогах на наследство и о налогах по социальному страхованию) и общими, которые охватывают все вопросы, относящиеся к взаимоотношениям государств по линии прямых налогов (на доходы и капитал). Ядро общих соглашений составляют договоры об избежании двойного налогообложения. Россия имеет такие договоры с Францией, Италией (1985), Ирландией (1994), Грецией (1976), Норвегией (1980), Австрией, ФРГ (1981), Швецией (1993), Кипром (1982), Испанией, Великобританией (1985), Данией, Нидерландами (1986), Финляндией, Бельгией (1987), Польшей, Болгарией, Румынией (1993), Венгрией (1994), Белоруссией (1995).

На действии обычно-правовых норм основываются некоторые правила применения и толкования налоговых договоров и соглашений. При регулировании налоговых проблем внешнеторгового оборота используются типовые контракты, разрабатываемые наиболее влиятельными товарными ассоциациями. В них содержатся формулировки налоговых оговорок, приобретающие характер торгового обычая.

В выработке международной судебной практики по налоговым вопросам участвуют: внутригосударственные судебные органы; международные судебные органы (Постоянная палата Международного суда в Гааге и др.); 3арбитражные органы, которым поручена выработка проектов двусторонних конвенций.

Важную роль в становлении и правильном применении системы правовых норм, регулирующих косвенные налоги, в основном НДС, играют решения Суда ЕС, например, Marralai Case lll/75, [ 1976] ECR 657.

Налогообложение доходов физических лиц остается вне поля деятельности институтов ЕС, так как не является условием для создания единого европейского рынка.

Юридическая доктрина - научные труды и теории, в том числе - публичных и частных международных организаций - оказывает существенное влияние на представления о налоговой политике. Доктринальными исследованиями являются типовые модели налоговых соглашений, на основе которых вырабатываются нормы действующего права (типовые конвенции ОЭСР о налогообложении доходов и капитала, об оказании административной помощи в налоговых вопросах и по недвижимому имуществу, наследствам и дарениям).


2. Особенности правовых механизмов налогового регулирования в странах ЕС


Результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов. Поэтому особую значимость приобретают проблемы выбора конкретного механизма налогообложения для той или иной страны, так как ошибки при выборе могут привести к весьма печальным последствиям. Это в полной мере относится и к политике регулирования налоговых отношений в России.

По поводу выбора механизмов регулирования экономики и налогов не только в России, но и на Западе нет единого мнения. Тем более что эффективность использования тех или иных механизмов в различные периоды развития стран неодинакова.

Рассматривая вопросы регулирования налогообложения хозяйственной деятельности в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к опыту правового регулирования налоговых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, чтобы использовать его позитивные моменты в разработке налоговых норм.

Налоговое право ЕС является составной частью европейского, международного права. В контексте соотношения международного и национального права интерес представляет опыт правового регулирования налоговых отношений в ЕС и в странах - членах ЕС, где содержание налогового права, по мнению ряда зарубежных (Д. Лазок, Б. Терра, П. Ваттел и др.), а также отечественных исследователей - Л.М. Энтина, Г.П. Толстопятенко, определяется особенностью европейского права как права sui generis и представляет собой совокупность интеграционного налогового права и налогового права, оптимальную с точки зрения общеевропейских и национальных интересов.

При этом в основу налогового законодательства ЕС в большей или меньшей степени заложены принципы демократизма, правового плюрализма, верховенства права ЕС, пропорциональности и принцип субсидиарности. Общие правовые принципы, применяемые к регулированию налоговых отношений, закреплены рядом статей Договора о ЕС.

Для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС по вопросам, не урегулированным налоговым законодательством государств-членов, предназначены регламенты - правовые акты общего и прямого действия. В частности, путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога. Например, Регламент Совета N 1111/77 от 17 мая 1977 года о введении налога на изоглюкозу, Регламент Совета № 1079/77 от 17 мая 1977 года о налоге на молоко и молочные продукты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.