Правовые основы государственных расходов и государственного финансирования
Оглавление
Введение
Глава 1.
Юридическая характеристика государственных расходов
Глава 2.
Осуществление государственных расходов путем финансирования
Глава 3. Особенности бюджетной политики российского
государства в период перехода к рынку
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена теме правовые основы государственных расходов и
государственного финансирования. Задачами и целями написания, каковой являются:
во-первых, рассмотрение и исследование непосредственно общих положений правовых
основ государственных расходов, их юридическая характеристика, а также
раскрытие понятия государственного финансирования, через использование аналитического,
сравнительно-правового и иных доступных средств и методов.
Термин «государственные расходы» употребляется в литературе и правовых
актах в двояком значении. С одной стороны, этим термином обозначается
определенная группа экономических распределительных отношений, а с другой –
материальные носители этих отношений – различные отрасли расходов.
Перечень государственных расходов определяется Бюджетной классификацией
РФ, введенной в действие с 1 января 1995 года. В ней применен принципиально
новый подход в классификации расходов, который устанавливает не только
расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и
согласовывают эти расходы с выполнением программных задач государства и
степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.
Тема данной курсовой работы весьма актуальна, т.к. государственные
расходы неразрывно связаны с другой статьей бюджета – государственными доходами,
а так же объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов, при их несоответствии наступают негативные последствия -
бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка
средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование
внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика и
т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис. Также государственные
расходы непосредственно влияют на уровень экономического, политического
и социально-культурного развития страны.
Для написания данной работы наряду с законодательными актами Российской
Федерации (Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы, Распоряжение Правительства
РФ «О плане действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по
реализации основных направлений социально-экономического развития Российской
Федерации» и т.д.) была использована также учебная литература с изучением
вышеуказанного вопроса следующими авторами Химичева Н.И., Рассолова М.М.,
Манзина М.П., а также статьи из «Российской газеты» и извлечения из Собрания
законодательства разных лет. Используемые источники охватывают промежуток
времени в зависимости от года их издания с 1998 по 2007 годы.
Глава 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ
РАСХОДОВ
Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и
использует финансовые ресурсы.
Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами
экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие
его бесперебойное функционирование, является государственными расходами.[1]
Иными словами, государственные расходы – это затраты государства на
обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление,
социально-экономические и культурные потребности, представляющие в своей
совокупности определенную систему, классифицирующуюся
по разным основаниям.[2]
Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает
финансовую поддержку отраслям экономики и хозяйства, финансирует
социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону,
правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных
органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность
всех видов расходов государства составляет систему его расходов. Поскольку
расходы государства опосредствуют его функционирование, а основная часть их
покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного
бюджета (то есть единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства)
прямо зависит от политического и социально-экономического характера
деятельности государства.[3]
Расходы государственного бюджета являются объективной экономической
категорией и имеют двойственный характер. С одной стороны – это затраты
государства на финансирование различных отраслей хозяйства, с другой – это
доходы предприятий, учреждений и организаций, за счет которых они образуют
целевые денежные фонды, необходимые для их функционирования.
Воздействие на бюджетные расходы со стороны органов государственной
власти, органов государственного управления общей компетенции и
финансово-кредитной системы при помощи правовых средств осуществляется на
протяжении всего расходного цикла, то есть времени от возникновения объективно
обусловленной потребности в затратах денежных средств на конкретные мероприятия
до полного их удовлетворения. Циклы расходов различны: расходы на образование,
например, объективно необходимы постоянно, а расходы, связанные со
строительством учебных заведений, определяются с момента их проектирования до
сдачи объекта в эксплуатацию. Объем расходов, производимых в экономической
сфере и в сфере социально-культурных мероприятий, которые финансируются из
бюджета, определяется местом отрасли в системе управления государства либо
значимостью мероприятий.
С учетом этого все расходы государства, покрываемые бюджетными
средствами, подразделяются на две группы: повторяющиеся ежегодно (например, на
содержание функционирующих школ, ССУЗов, ВУЗов, больниц и т.д.) и новые,
вводимые в предстоящий бюджетный период (например, на предстоящее строительство
новых корпусов больниц, окончание строительства, начатого ранее и т.д.).[4]
Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только
как правоотношения. Они неотделимы от реальных фактических обстоятельств –
использования денежных средств на покрытие расходов, связанных с
функционированием то или иного органа государства.
Правоотношения в области расходов государства характеризуются неравенством
сторон. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный
полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных расходов,
применяет к органу, получающему бюджетные ассигнования, метод властного
воздействия. Государство в одностороннем порядке устанавливает виды расходов,
финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и строго
взыскивает за любые нарушения государственных предписаний. Однако финансовый
орган, как и все участники этого вида финансовых правоотношений, лишен права
оперативной самостоятельности: он не решает вопрос о целесообразности, размерах
и сроках расходования бюджетных средств. Все предрешено заранее органами
государственной власти и управления. Субъект отношений, нарушивший предписания
государства, неизбежно несет ответственность.[5]
Государство лимитирует расходы на содержание
всех органов государственного управления РФ. Президент и Правительство
РФ осуществляют правовое регулирование в этой сфере на уровне федерального
управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, в
системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление
определяется соответствующим законодательством.
Юридический механизм воздействия на государственные расходы представляет
собой практическое применение предписаний финансово-правовых норм,
устанавливающих порядок нормирования затрат государства на конкретные
мероприятия, определения их ежегодных объемов и отпуска бюджетных средств на их
покрытие, правовые формы, в которых облекаются при этом действия органов
государственной власти и государственного управления.[6]
Государственные расходы классифицируются по различным основаниям:
1) в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих
публичные расходы:
- государственные (федеральные и региональные);
- муниципальные;
2) в зависимости от источников получения расходных средств, а также
порядка их планирования и использования:
- централизованные расходы (осуществляются за счет средств бюджетов и
внебюджетных фондов);
- децентрализованные расходы (осуществляются за счет средств казенных
заводов, фабрик, организаций, принадлежащих государству);[7]
3) в зависимости от характера участия в общественном производстве
(экономические расходы):
- текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее
функционирование органов государственной власти, органов местного
самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций
на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в
капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской
Федерации;[8]
-
капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и
инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для
инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии
с утвержденной инвестиционной программой, а также средства, предоставляемые в
качестве бюджетных
кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на
проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные
с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных
образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в
соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской
Федерации;[9]
- создание резервов – средства резервных фондов
расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на
проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных
бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом
году.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3
процента утвержденных расходов федерального бюджета;[10]
4) в зависимости от функциональной направленности:
- на оборону;
- на охрану окружающей природной среды;
- на международную деятельность и прочие расходы.[11]
Для примера, расходы на содержание Вооруженных
Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание
центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и
материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных
объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные
расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и
здравоохранения.
расход финансирование бюджетный политика
Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПУТЕМ
ФИНАНСИРОВАНИЯ
Государственные расходы осуществляются различными способами: путем
предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и т.д., в том числе и путем
финансирования.
Финансирование государственных расходов – это урегулированное правовыми
нормами выделение (отпуск) государственных денежных средств на безвозмездной и
безвозвратной основе, в форме дотаций и субвенций. Но в случаях необходимости
получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих
принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут
получать денежные средства из бюджета на условиях возвратности и возмездности.[12]
Источниками финансирования государственных расходов, включая инвестиции
(долгосрочные вложения), выступают средства:
1)
государственных и муниципальных бюджетов;
2)
внебюджетных фондов;
3)
централизованные фонды министерств, ведомств.
4)
собственные финансовые средства предприятий.[13]
К основополагающим принципам финансирования государственных расходов
относят:
1) плановость;
2)соответствие планируемых расходов объему государственных или
муниципальных доходов;
3) целевое направление средств (выражается в
том, что расходы имеют предметно-целевое назначение – заработная плата,
стипендии и т. д.);
4) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и
интересам граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований;
5) безвозмездность и безвозвратность выделения средств;
6)соответствие финансируемых расходов экологическим,
санитарно-гигиеническим и другим нормам;
7) контроль использования государственных и муниципальных средств и
ответственность за правонарушения в этой области.[14]
Можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости
от субъектов, использующих средства:
1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих
организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения;
2) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих
на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве
оперативного управления, то есть сметно-бюджетное финансирование.[15] Оно
представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных
средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е. учреждениям,
действующим в отраслях непроизводственной сферы. Бюджетные учреждения получают
средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые
называются сметами.
Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и
поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование
бюджетных учреждений и организаций.
Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу
расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному
изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и
природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на
основе норм расходов, то есть единые типовые измерители сметных расходов по
однородным учреждениям.[16]
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование.
Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу:
составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового
года - с 1 января до 31 декабря. После утверждения бюджета в
смету могут вноситься необходимые поправки.
Страницы: 1, 2
|