Ростовская-на-Дону городская
Дума установила на территории города Ростова-на-Дону налог на имущество физических
лиц с 1 января 2006 года, установив налоговые ставки в зависимости от суммарной
инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений в следующих размерах:[19]
Стоимость
имущества: до 300 тыс. руб. включительно-0,1 %; свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс.
руб.-0,3 %;свыше 500 тыс. руб.: жилые дома (домовладения), квартиры, дачи (садовые
домики), гаражи-500 руб. + 1% с суммы, превышающей 500 тыс. руб.; иные строения,
помещения и сооружения-2,0 %.
В соответствии с Федеральным
законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»
с 1 января 2006 года вновь избранным представительным органам муниципальных районов
и городских округов предоставлено право вводить у себя на территориях единый
налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Областной закон от 28.11.2002 № 279-ЗС «О
едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» с 01.01.2006
г. признан утратившим силу.
Посредством правовых актов,
принятых представительными органами муниципальных районов и городских округов, определяются:
1) виды предпринимательской
деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного
Налоговым кодексом РФ;
2) значения корректирующего
коэффициента базовой доходности К2.
Остальные элементы
налога установлены Налоговым кодексом РФ, с учетом изменений, внесенных в главу
26.3 Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 101-ФЗ:
В перечень видов деятельности,
подлежащих налогообложению единым налогом, добавляются:
·
услуги общественного
питания без залов обслуживания (хот-дог, куры-гриль, шаурма). Физпоказатель – торговое
место.
·
реклама, размещенная
на транспортных средствах. Физпоказатель – площадь рекламной поверхности в кв.м.
·
гостиничные услуги.
Физпоказатель – площадь спальных помещений в кв. м
·
услуги по сдаче в
аренду стационарных торговых мест без залов обслуживания (ларьки, павильоны, киоски).
Физпоказатель – торговое место.
Все муниципальные образования Ростовской области
ввели систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности.
Взаимоотношения между областным бюджетом и
местными бюджетами сформированы на основе вступившего в силу с 1 января 2006 года
нового долгосрочного Областного закона от 22.10.2005г. № 380-ЗС «О межбюджетных
отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской
области» с учетом Основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской
области на 2007 год, утвержденных постановлением Администрации области от 1.08.2006г.
№ 300.
Основные усилия Администрации области в сфере
организации межбюджетных отношений на 2007 год будут направлены на сбалансированность
местных бюджетов, развитие муниципальных образований, проведение органами местного
самоуправления эффективной бюджетной политики.
Действующие в 2006 году подходы
к оказанию финансовой поддержки муниципальных образований показали свою эффективность
на практике и будут сохранены в 2007 году. В их числе:
– использование комбинированной
схемы выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов, предусматривающей
предоставление муниципальным образованиям, наряду с дотациями на эту цель, значительных
средств из областного Фонда муниципального развития на капстроительство, капремонт,
приобретение оборудования и областного Фонда софинансирования социальных расходов;
– выделение дотации для выравнивания
уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов из областного
Фонда их финансовой поддержки и замещение части таких дотаций дополнительными нормативами
отчислений от налога на доходы физических лиц в пределах установленной Бюджетным
кодексом Российской Федерации нормы – 10 процентов от оценки поступлений по этому
налогу в консолидированный бюджет области;
– распределение этих дотаций,
в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основе
оценки потенциала собственных доходов муниципальных районов и городских округов
с корректировкой на индекс бюджетных расходов;
– исполнение государственного
полномочия по выравниванию бюджетов поселений муниципальными районами за счет субвенций
из областного Фонда компенсаций;
– планирование финансовой
помощи в виде дотации для обеспечения сбалансированности местных бюджетов и бюджетных
кредитов для ликвидации возможных кассовых разрывов местных бюджетов;
– использование закрепленной
Бюджетным кодексом Российской Федерации возможности направления на оказание финансовой
помощи нуждающимся в ней местным бюджетам, дополнительно к областным средствам,
части доходов переобеспеченных муниципальных образований.
Перечень делегируемых органам
местного самоуправления отдельных государственных полномочий не претерпит существенных
изменений. Предусматривается передача органам местного самоуправления только 2-х
новых полномочий: по предоставлению материальной и иной помощи для погребения и
по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Общий объем межбюджетных трансфертов,
выделяемых из областного бюджета местным бюджетам в порядке регулирования межбюджетных
отношений, составит 24 869,0 млн. рублей или 112,6 процентов от бюджета 2006 года.
В результате, как и в предшествующие
годы, более 60 процентов консолидированного бюджета области будет осваиваться через
местные бюджеты. Такая концентрация в них финансовых ресурсов стимулирует уровень
деловой активности на территориях муниципальных образований и повышает бюджетную
ответственность местных администраций.
Оценка объёма местных бюджетов
на 2007 год показала опережение темпа роста налогового и неналогового потенциала
местных бюджетов по сравнению с темпом роста их текущих расходов. Так, при оценке
роста текущих расходов муниципальных районов и городских округов - на 12 процентов,
рост их налогового и неналогового потенциала оценивается по дотационным районам
и городским округам – на 32 процента; при оценке роста текущих расходов поселений
– 11 процентов, рост их налогового и неналогового потенциала оценивается в 35 процентов.[20]
Таким образом,
налоговые отношения в Ростовской области представляют собой одну из самых массовых
форм взаимодействия субъектов общественного производства и нематериальной сферы
с публичными субъектами, представленными на территории региона двумя уровнями власти:
органами власти субъекта Федерации (в лице законодательной и исполнительной власти
региона) и органами местного самоуправления, по поводу отчуждения части собственности
первых в пользу последних, воплощающих в своем лице интересы территории. Финансовая
значимость для регионов, массовость охвата, определенная институционально-структурная
заданность налоговых отношений не оставляют сомнений в важности и одновременно определенной
специфичности содержания и методов управления указанными отношениями на мезоуровне.
Выделение
налоговых отношений в качестве самостоятельного объекта управления в системе задач
регионального саморазвития возможно лишь при наличии соответствующей законодательной
основы.
В качестве
критериев отнесения налогов и сборов к региональным были приняты следующие:
1) законодательные полномочия соответствующего
публичного субъекта по вводу в действие налога или сбора;
2) обязательность их уплаты на территории
субъекта Федерации.
В качестве
критериев отнесения налогов к местным были приняты следующие:
1.
полномочия соответствующего
публичного субъекта по вводу в действие налога или сбора;
2.
обязательность их
уплаты на территории муниципальных образований.
Бюджетный
кодекс закрепляет права законодательных (представительных) органов субъектов Федерации
в области детализации объектов бюджетной классификации РФ, определяет их доходы,
включая налоговые, полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов
РФ по формированию доходов региональных бюджетов.
Концепция,
состоящая в распределении части налогов по уровням бюджетной системы в качестве
собственных доходных источников с одновременным использованием разделенной ставки
по некоторым налогам или закреплением долей налоговых поступлений на постоянной
или временной основе за бюджетами разных уровней, имеет достаточно широкое распространение
в мировой практике.[21] Многоуровневое строение бюджетной
системы предполагает аналогичную структуру финансовых потоков, в частности закрепление
за каждым бюджетным уровнем «своих» налогов и сборов, а при их недостаточности дополнительное
вертикальное перераспределение доходов: налогов, дотаций, бюджетных ссуд.
Беря во внимание
принцип самостоятельности бюджетов и учитывая, как отмечает Т.Ф. Юткина, главенство
конституционных прав субъектов РФ, определяющих характер их отношений с федеральной
властью при разграничении налогов по звеньям бюджетной системы, а также определенные
нормотворческие полномочия региональной власти в области налогообложения, следует
признать, что в России созданы институциональные предпосылки к выделению и рассмотрению
регионального налогообложения не только в качестве самостоятельного объекта управления
и области юридической практики, но и самостоятельной сферы правовой науки.[22]
В Ростовской
области налоговое управление в нормативно-правовом аспекте обеспечивается комплексными
актами, регламентирующими совокупность налоговых отношений и решающими отдельные
вопросы технологии налогового производства (конкретные размеры налоговых ставок,
льготы по налогам, целевые налоги). К отличительным признакам региональных налоговых
отношений следует отнести:
1) ограниченный пространственный характер.
Они возникают и реализуются главным образом в границах территорий субъектов Федерации;
2) комплексный характер. Они определяют различные
сферы жизнедеятельности региона (политическую, экономическую, социальную и др.);
3) их участником выступает субъект Федерации
(прежде всего в лице его представительных и исполнительных органов власти).
Следовательно,
в Ростовской области сложилась своя система налогового законодательства и существование
нормативно-правовой основы регионального налогообложения и управления им можно считать
свершившимся фактом.
Отталкиваясь
от общего определения налогообложения, под региональным налогообложением следует
понимать определенную совокупность финансовых и организационно-правовых отношений,
складывающихся на территории субъекта Федерации в связи с перераспределением преимущественно
денежных форм стоимости и выражающих безэквивалентное, принудительно-властное изъятие
доходов корпоративных и индивидуальных собственников (налогоплательщиков) в пользование
субъектов РФ.
Заключение
Можно с уверенностью утверждать,
что качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства,
постепенное обособление налоговых отношений и усиления специфики налогово-правового
метода регулирования привело к тому, что институт налогового права стал на современном
этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль
финансового права.
Институциональную
поддержку региональное налогообложение получило в связи с закреплением Конституции
Российской Федерации финансовой автономии бюджетов разных уровней, декларацией в
ней соответствующей обновленной федеративной концепции государственного устройства
РФ. С вводом в действие с 1.01.1992 г. закона РФ «Об основах налоговой системы Российской
Федерации», согласно которому часть налогов была закреплена в качестве собственных
источников за субфедеральными бюджетами, нормативно-правовая основа получила дальнейшее
развитие и конкретизацию. Обрели право на жизнь такие терминологические конструкции
как налоги субъектов Федерации или региональные налоги, региональная налоговая система,
региональное налогообложение и др. В Налоговом кодексе РФ (первая часть), введенном
в действие с 1.01.1999 г., термин «региональный налог» получил нормативно-правовое
подтверждение. Налоги и сборы субъектов РФ в п.3 ст. 12 НК РФ обозначены как региональные
налоги, что положило конец терминологической неопределенности, которая имела место
в литературе до принятия кодекса. В соответствии с НК РФ, к региональным относятся
те налоги и сборы, которые устанавливаются в соответствии с кодексом, вводятся в
действие законами субъектов Российской Федерации и являются обязательными к уплате
на территории субъектов Федерации.
В НК РФ (первая
часть), глава 1, ст. 1, п. 4 определено право на существование нормативно-правового
пространства субъектов РФ в сфере налоговых отношений: «Законодательство субъектов
российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых
актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами
власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом».
В настоящий
момент региональное налогообложение все более приобретает роль главного связующего
и перераспределительного канала в системе рыночных отношений, поскольку от эффективности
его функционирования во многом зависит финансовая обеспеченность саморазвития региона.
Именно на региональный и местный уровни территориальной организации все больше будет
переноситься центр тяжести реформ, прежде всего связанных с многократным повышением
надежности систем жизнеобеспечения населения, качественным и количественным развитием
производственного и социального комплексов, рациональным использованием природных
ресурсов, охраной окружающей среды и т.п. В этой связи следует подчеркнуть, что
выбор средств, направляемых на ускорение регионального развития, определен рядом
факторов: типом государственного устройства страны, рыночно-институциональным статусом
региона, уровнем его социально-экономического развития. Возможности количественного
и качественного воздействия налогообложения на региональное хозяйство определяются
тем, что пропорции мобилизуемых (а затем распределяемых и используемых) ресурсов,
принципы обложения, формы движения финансовых ресурсов могут менять параметры экономического
развития региона, стимулировать или замедлять развитие экономических субъектов,
обеспечивая реализацию приоритетных задач субъекта Федерации.
1.
Конституция РФ от
12 декабря 1993г. // Российская газета. 1993. 13 декабря.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|