Преобразования финансовой системы России
Преобразование финансовой системы России План.
I. Введение ……………………………………………………………2
II. Главная часть
1. СССР до реформ ……………………………………………..3 2. Перестройка в СССР - этапы реформирования советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4 3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6 4. Процесс реформирования нормативной базы финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8 1) Конституция Россиской Федерации; 2) Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы; 3) Законы Российской Федерации, повлиявшие на процесс реформирования финансовой системы 5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее соответствие рыночным отношениям….……..……16
III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22 Список литературы ……………………………………………25 Введение Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так
были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты
заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных
лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ
причин печальной неудачи реформ и реформаторов. Сегодня становиться ясным,
что реформы эти проводились непоследовательно и не были доведены до конца.
Именно ограниченность реформ (а не их избыток, как думают некоторые)
привела к нынешней экономической и политической ситуации в России. Не
спорю, были и достижения, я не собираюсь их замалчивать”. Тоже самое по сути сказано и многими другими экономистами и
политологами страны. Так в статье директора Института кризисных
исследований В.Чкуасели, напечатанной в газете “Известия” за 06.04.2000 г.
сказано следующее: “Причиной кризиса стало десятилетие “дикого”
реформирования России, наложившееся на семь десятилетий ее тоталитарного
прошлого. Еще полвека назад предостерегали посткоммунистическую Россиию от
попыток излечить “каторгу” с помощью “анархии”. К сожалению мы не вняли
этим мудрым словам. Преступность, коррупция, законодательная неразбериха
суть проявления возникшего при этом хаоса.” Исходя из мнений подавляющего большинства экономистов, политологов,
политиков и простых людей, что реформы в очередной раз не состоялись,
хотелось бы проанализировать основные этапы реформ, процессы принятия
решений и законы, принятые в это время, повлиявшие на процесс становления
финансовой системы. При написании реферата я, столкнулся с тем, что материал по данной
теме разрознен по различным книгам. Книги, в которой было бы подробно
изложены процессы становления финансовой системы после распада СССР, я
не нашел. А тот материал, который удалось найти в книгах, авторами освящен
или с оглядкой на власть или же наоброт – подчеркнуто ужасающе. Список книг и статей, которыми я пользовался при написании реферата,
приведен в конце и не хотелось бы его еще раз приводить здесь. В то же
время, хотелось бы привести ряд книг и фамилии их авторов, старавшихся
отразить эту проблему объективно и полно. Первый среди них, это Борис Феддоров и его книга «10 безумных лет».
Легко читается и содержит объективные сведения очевидца, непосредственно
проводившие эти реформы и знавшего их достоинства и недостатки. Так же достойно внимания книга Тимошина Т.М. «Экономическая история
России», выпущенная в 1998 году. В ней исследована экономическая история
России, этапы становления народного хозяйства страны вплоть до наших дней.
Хотелось бы, чтобы эта книга была переиздана с учетом фактов, имевших место
после ее выхода в свет. Главная часть 1.СССР до реформ В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран
М.С.Горбачев, с приходом которого начался новый и последний этап в истории
СССР, получивший название «перестройка». Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить
распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводить
осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике,
поскольку глубокий кризис уже успел охватить все ее основные звенья. Что же собой представляло государство именовавшееся Союз Советских
Социалистически Республик. Согласно последней Коституции СССР, принятой в 1977 году, СССР
являлось социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую
основу которого составляли Советы депутатов трудящихся. Экономическую
основу СССР составляла социалистическая система хозяйствования и
социалистическая собственность на орудия и средства производства. Надо всем этим (обществом и государством) довлела «руководящая роль
Коммунистической партии Советского Союза», без которой не решался
практически ни один важный вопрос. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной
власти СССР являлся Совет Министров СССР, которому подчинялись министерства
(общесоюзные и союзно-республиканские), Государственные комитеты,
Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», а также Центральное
статистическое управление и Госбанк СССР. Коммунистическая система управления несмотря на ряд достоинств
(развитие военной промышленности, создание армии, строительство грандиозных
строек-БАМ, мобилизация ресурсов для достижения победы в Великой
Отечественной войне), имеет свои огромные дефекты. Оно порождало
безинициативность, бесхозяйственность, застой в производительности труда,
что не позволяло догнать передовые развитые страны в экономическом (и
вообще в деловом) отношении. Коммунистическое государство выполняло функции, общие ему с
государствами иного типа (поддержание общественного порядка, внешняя
политика, оборона страны, денежная система и др.), так и такой
специфической, присущей только ему - обеспечение жизнедеятельности общества
как органического целого. Здесь государство присвоило себе все те функции,
какие в западных странах выполняют частные предприятия, банки и всякого
рода негосударственные механизмы самоорганизации. Планирование деятельности всех частей общественного организма есть
чисто коммунистическое средство сохранения единства общества. Выполнение
плана являлось основным показателем деятельности предприятий. Если в капиталистическом обществе доминирует экономический подход к
производственной деятельности людей, то в коммунистическом – социальный. В коммунистических странах деньги не являются конвертируемыми и имеют
постоянную тенденцию к инфляции. В СССР золота и драгоценностей не меньше,
чем в западных странах, а рубль все равно не являлся конвертируемым. Дело в
закономерностях самого коммунизма. Механизм цен в коммунистическом и капиталистическом обществе
принципиально различны. Во втором это суть законы экономические, в первом –
внеэкономические (тут имеет место политика, а не экономика). Теперь проследим путь тех преобразований, которые начались после
вступления СССР на путь реформ. 2.Перестройка в СССР Хотя, как говорилось выше, эпоха «перестройки» формально началась в
1985 году, однако экономическая перестройка началась с июня 1987 года,
когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому
руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены
исключительно широкиешие полномочия, в частности, право самостоятельного
выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с
иностранными партнерами и др. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу
распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать
зарплату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было
заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в
перспективе научно-технического потенциала. К тому же вместе со свободой не
появилась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные
предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся
спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую
дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов. В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось
открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной
деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован
большой сектор «теневой экономики». Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных
отношений. В соответствии с Закона об аренде (1989г.) трудовой коллектив
мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем
приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам. В 1989-1991 годах широкое распространение получили новые формы
производственных объединений – концерны, корпорации, которые создавались
путем объединения предприятий. В 1990 году было принято постановление «О концепции перехода к
регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым
предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и
разгосударствление собственности, создание акционерных обществ,
реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли
оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного
предпринимательства и др. Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого в
то время было ошибкой. Одной такой разрушительной ошибкой была ликвидация инструмента
централизованного распределения материальных ресурсов – Госснаба – без
предварительного создания адекватного интсрумента рыночного распределения.
Сотни товарно-сырьевых и фондовых бирж, которые в то время возникали
повсюду, как грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их создатели
слепо копировали западную модель биржевых институтов, да и ориентировались
в основном на спекулятивный сектор экономики. Производство оказалось
оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных
хозяйственных диспропорций. К 1990 году неудачи в реформировании страны испугали руководство СССР
и оно попыталось изменить направленность реформ, переломить негативную для
них ситуацию. Это привело к попытки консервативной стабилизации положения
в стране, вылившейся в попытку государственного переворота. Для реализации этих целей 19 августа 1991 года был создан
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), выступивший с
популистской и практически невыполнимой программой выхода страны из
кризиса. 21 августа путч провалился, а вместе с ним рухнули все надежды М.
Горбачева на подписание нового Союзного договора, целью которого была
реформация Советского Союза на иных принципах. Именно с этого начался
фактический распад СССР как единого государства. 8 декабря 1990 года было подписано «Беловежское соглашение» о
денонсации Союзного договора 1922 года. Советского Союза не стало, а на его
месте появилось 15 независимых государств. 3.Реформы в России после распада СССР Перед Россией встал вопрос по какому пути идти дальше. У руководства
страной было два варианта дальнейших действий. Первый предусматривал вначале стабилизировать экономическую обстановку
при помощи традиционных советских методов: ужесточение снабженческо-
сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема,
расширения карточного распределения потребительских товаров. И только после
приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению
институциональных реформ (“Программа 500 дней”). Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных
реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на
стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, ограничение
банками и государством размеров кридита в целях сдерживания инфляции. Президент Ельцин избрал второй вариант. В январе 1992 года были
отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся
централизованная система распределения ресурсов, осуществлена либерализация
цен на энергоносители. В это период времени в стране шла острая борьба между двумя ярко
выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных
варианта экономического развития. Линия размежевания проходила по вопросу о
роли инфляции и путях ее преодоления. Летом реформы замедлились. Противоречия между Президентом и
Парламентом вылились во взятие силой Белого дома, где заседал парламент. 12 декабря 1993 года прошли выборы в новый парламент и была принята
новая Конституция Российской Федерации. Многие либеральные шаги исполниельной власти, осуществлявшиеся до
принятия новой Конституции с трудом, после ее принятия нашли свое
воплощение в жизнь: Россия приступила к следущему этапу реформ. Одной из самых болезненных проблем 1991-1993 годов был распад рублевой
зоны. Распад СССР повлек за собой образование 15 центральных банков на
территории бывшего СССР, каждый из которых мог учитывать денежную массу,
выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только
Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в
Российской Федерации), кредиты это тоже деньги. Банки стремились перегнать
друг друга в выпуске кредитов, что вело к нестабильности денежной системы.
Распад рублевой зоны стал неизбежен. Возрождение отечественной биржевой торговли, начало которой было
положено в период правления Петра I, началось в конце 1990 начале 1991
годов. Первой (ноябрь 1990г.) была создана Московская международная
фондовая биржа, в феврале 1991 года появилась Ленинградская фондовая биржа. С марта 1992 года в России действует Закон “О товарной бирже и
биржевой торговле”. Последующий бурный рост товарных бирж, занимавшихся
продажей самых разнообразных товаров, стал одним из ранних проявлений
экономической реформы в России. Доходность сделок на них складывалась в основном за счет
искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким,
контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным
ценам. Либерализация цен в 1992 году привела к кризису товарных бирж.
Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою
направленность и превратились в настоящие фондовые биржы. Если в 1992 году
биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% от общего
оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%. Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого
института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от
государственной собстенности к частной был одним из кардинальных. Закон о
предприятиях и предпринимательской деятельности был принят в 1990 году. В
соответствии с ним разрешалось учреждать различные формы индивидуальной
трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества,
товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Процесс приватизации в России проходил в два этапа. Певый их них –
этап ваучерной приватизации (1992-1994). В 1993 году стали создаваться
чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые правительство считало как
опору при формировании будущего финансового рынка. К 1995 году весь
негосударственный сектор производил 70% ВВП Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его
особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась
основная борьба за реальную собственность. Государство расчитывало
пополнить свой бюджет за счет продажи акций а полученные средства направить
на инвестиционные цели. Но схема эта не сработала, как не сработали и
многие решения выполненые в этот период времени. 4.Процесс реформирования нормативной базы финансовой системы России после 1991 года Становлению новой финансовой системы в Российской Федерации
способствовали в значительной степени следующие оснопологающие документы,
принятые в основном после событий 1993 года.
Страницы: 1, 2, 3
|