рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Преобразования финансовой системы России

Преобразования финансовой системы России

Преобразование финансовой системы России

План.


I. Введение ……………………………………………………………2
II. Главная часть

1. СССР до реформ ……………………………………………..3

2. Перестройка в СССР - этапы реформирования советской экономики в 1985-1991 гг. ………………………4

3. Реформы в России после распада СССР ...…………………6

4. Процесс реформирования нормативной базы финансовой системы России после 1991 года. ……………..…8

1) Конституция Россиской Федерации;

2) Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы;

3) Законы Российской Федерации, повлиявшие на процесс реформирования финансовой системы

5. Финансовая системы Российской Федерации в настоящее время, ее соответствие рыночным отношениям….……..……16
III. Заключение. Проблемы и направления реформ. ………….……22

Список литературы ……………………………………………25

Введение

Итоги реформ, проводившиеся в нашей стране с 1985 по 2000 годы, так были охарактеризованы Б.Федоровым, занимавшим в тот период времени посты заместителем главы Правительства Российской Федерации, Министра финансов РФ и Министр государственной налоговой инспекции РФ. В его книге “10 безумных лет” дается следующая характеристика реформ: “Лейтмотив книги – анализ причин печальной неудачи реформ и реформаторов. Сегодня становиться ясным, что реформы эти проводились непоследовательно и не были доведены до конца.
Именно ограниченность реформ (а не их избыток, как думают некоторые) привела к нынешней экономической и политической ситуации в России. Не спорю, были и достижения, я не собираюсь их замалчивать”.

Тоже самое по сути сказано и многими другими экономистами и политологами страны. Так в статье директора Института кризисных исследований В.Чкуасели, напечатанной в газете “Известия” за 06.04.2000 г. сказано следующее: “Причиной кризиса стало десятилетие “дикого” реформирования России, наложившееся на семь десятилетий ее тоталитарного прошлого. Еще полвека назад предостерегали посткоммунистическую Россиию от попыток излечить “каторгу” с помощью “анархии”. К сожалению мы не вняли этим мудрым словам. Преступность, коррупция, законодательная неразбериха суть проявления возникшего при этом хаоса.”

Исходя из мнений подавляющего большинства экономистов, политологов, политиков и простых людей, что реформы в очередной раз не состоялись, хотелось бы проанализировать основные этапы реформ, процессы принятия решений и законы, принятые в это время, повлиявшие на процесс становления финансовой системы.

При написании реферата я, столкнулся с тем, что материал по данной теме разрознен по различным книгам. Книги, в которой было бы подробно изложены процессы становления финансовой системы после распада СССР, я не нашел. А тот материал, который удалось найти в книгах, авторами освящен или с оглядкой на власть или же наоброт – подчеркнуто ужасающе.

Список книг и статей, которыми я пользовался при написании реферата, приведен в конце и не хотелось бы его еще раз приводить здесь. В то же время, хотелось бы привести ряд книг и фамилии их авторов, старавшихся отразить эту проблему объективно и полно.

Первый среди них, это Борис Феддоров и его книга «10 безумных лет».
Легко читается и содержит объективные сведения очевидца, непосредственно проводившие эти реформы и знавшего их достоинства и недостатки.

Так же достойно внимания книга Тимошина Т.М. «Экономическая история
России», выпущенная в 1998 году. В ней исследована экономическая история
России, этапы становления народного хозяйства страны вплоть до наших дней.
Хотелось бы, чтобы эта книга была переиздана с учетом фактов, имевших место после ее выхода в свет.

Главная часть

1.СССР до реформ

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран
М.С.Горбачев, с приходом которого начался новый и последний этап в истории
СССР, получивший название «перестройка».

Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма». Для этого стали проводить осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис уже успел охватить все ее основные звенья.

Что же собой представляло государство именовавшееся Союз Советских
Социалистически Республик.

Согласно последней Коституции СССР, принятой в 1977 году, СССР являлось социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляли Советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Надо всем этим (обществом и государством) довлела «руководящая роль
Коммунистической партии Советского Союза», без которой не решался практически ни один важный вопрос.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совет Министров СССР, которому подчинялись министерства
(общесоюзные и союзно-республиканские), Государственные комитеты,
Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», а также Центральное статистическое управление и Госбанк СССР.

Коммунистическая система управления несмотря на ряд достоинств
(развитие военной промышленности, создание армии, строительство грандиозных строек-БАМ, мобилизация ресурсов для достижения победы в Великой
Отечественной войне), имеет свои огромные дефекты. Оно порождало безинициативность, бесхозяйственность, застой в производительности труда, что не позволяло догнать передовые развитые страны в экономическом (и вообще в деловом) отношении.

Коммунистическое государство выполняло функции, общие ему с государствами иного типа (поддержание общественного порядка, внешняя политика, оборона страны, денежная система и др.), так и такой специфической, присущей только ему - обеспечение жизнедеятельности общества как органического целого. Здесь государство присвоило себе все те функции, какие в западных странах выполняют частные предприятия, банки и всякого рода негосударственные механизмы самоорганизации.

Планирование деятельности всех частей общественного организма есть чисто коммунистическое средство сохранения единства общества. Выполнение плана являлось основным показателем деятельности предприятий.

Если в капиталистическом обществе доминирует экономический подход к производственной деятельности людей, то в коммунистическом – социальный.

В коммунистических странах деньги не являются конвертируемыми и имеют постоянную тенденцию к инфляции. В СССР золота и драгоценностей не меньше, чем в западных странах, а рубль все равно не являлся конвертируемым. Дело в закономерностях самого коммунизма.

Механизм цен в коммунистическом и капиталистическом обществе принципиально различны. Во втором это суть законы экономические, в первом – внеэкономические (тут имеет место политика, а не экономика).

Теперь проследим путь тех преобразований, которые начались после вступления СССР на путь реформ.

2.Перестройка в СССР

Хотя, как говорилось выше, эпоха «перестройки» формально началась в
1985 году, однако экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон о государственном предприятии», по которому руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены исключительно широкиешие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерами и др.

На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободу распоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышать зарплату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что было заведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-технического потенциала. К тому же вместе со свободой не появилась рыночная дисциплина, в соответствии с которой убыточные предприятия следовало закрывать, а выпуск продукции, не пользующейся спросом, прекращать. Советское правительство боялось вводить такую дисциплину из-за угрозы безработицы и социальных взрывов.

В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор «теневой экономики».

Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных отношений. В соответствии с Закона об аренде (1989г.) трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам.

В 1989-1991 годах широкое распространение получили новые формы производственных объединений – концерны, корпорации, которые создавались путем объединения предприятий.

В 1990 году было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и др.

Как показавыет сегодняшнее состояние экономики, многое из принятого в то время было ошибкой.

Одной такой разрушительной ошибкой была ликвидация инструмента централизованного распределения материальных ресурсов – Госснаба – без предварительного создания адекватного интсрумента рыночного распределения.
Сотни товарно-сырьевых и фондовых бирж, которые в то время возникали повсюду, как грибы, тщетно пытались взять на себя эту функцию. Их создатели слепо копировали западную модель биржевых институтов, да и ориентировались в основном на спекулятивный сектор экономики. Производство оказалось оторванным от поставщиков и потребителей, что стало источником крупных хозяйственных диспропорций.

К 1990 году неудачи в реформировании страны испугали руководство СССР и оно попыталось изменить направленность реформ, переломить негативную для них ситуацию. Это привело к попытки консервативной стабилизации положения в стране, вылившейся в попытку государственного переворота.

Для реализации этих целей 19 августа 1991 года был создан
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), выступивший с популистской и практически невыполнимой программой выхода страны из кризиса. 21 августа путч провалился, а вместе с ним рухнули все надежды М.
Горбачева на подписание нового Союзного договора, целью которого была реформация Советского Союза на иных принципах. Именно с этого начался фактический распад СССР как единого государства.

8 декабря 1990 года было подписано «Беловежское соглашение» о денонсации Союзного договора 1922 года. Советского Союза не стало, а на его месте появилось 15 независимых государств.

3.Реформы в России после распада СССР

Перед Россией встал вопрос по какому пути идти дальше. У руководства страной было два варианта дальнейших действий.

Первый предусматривал вначале стабилизировать экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов: ужесточение снабженческо- сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения карточного распределения потребительских товаров. И только после приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ (“Программа 500 дней”).

Второй вариант открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита, ограничение банками и государством размеров кридита в целях сдерживания инфляции.

Президент Ельцин избрал второй вариант. В январе 1992 года были отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов, осуществлена либерализация цен на энергоносители.

В это период времени в стране шла острая борьба между двумя ярко выраженными группами интересов, готовыми поддержать два альтернативных варианта экономического развития. Линия размежевания проходила по вопросу о роли инфляции и путях ее преодоления.

Летом реформы замедлились. Противоречия между Президентом и
Парламентом вылились во взятие силой Белого дома, где заседал парламент.

12 декабря 1993 года прошли выборы в новый парламент и была принята новая Конституция Российской Федерации.

Многие либеральные шаги исполниельной власти, осуществлявшиеся до принятия новой Конституции с трудом, после ее принятия нашли свое воплощение в жизнь: Россия приступила к следущему этапу реформ.

Одной из самых болезненных проблем 1991-1993 годов был распад рублевой зоны. Распад СССР повлек за собой образование 15 центральных банков на территории бывшего СССР, каждый из которых мог учитывать денежную массу, выпуская рублевые кредиты. И хотя наличные деньги вправе выпускать только
Центральный банк России (поскольку все печатные станки находились в
Российской Федерации), кредиты это тоже деньги. Банки стремились перегнать друг друга в выпуске кредитов, что вело к нестабильности денежной системы.
Распад рублевой зоны стал неизбежен.

Возрождение отечественной биржевой торговли, начало которой было положено в период правления Петра I, началось в конце 1990 начале 1991 годов. Первой (ноябрь 1990г.) была создана Московская международная фондовая биржа, в феврале 1991 года появилась Ленинградская фондовая биржа.

С марта 1992 года в России действует Закон “О товарной бирже и биржевой торговле”. Последующий бурный рост товарных бирж, занимавшихся продажей самых разнообразных товаров, стал одним из ранних проявлений экономической реформы в России.

Доходность сделок на них складывалась в основном за счет искусственного разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по низким, контролируемым государством ценам, а потом продавали их по высоким рыночным ценам. Либерализация цен в 1992 году привела к кризису товарных бирж.
Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою направленность и превратились в настоящие фондовые биржы. Если в 1992 году биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% от общего оборота, то в 1993 году он стремительно возрос до 46%.

Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собстенности к частной был одним из кардинальных. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности был принят в 1990 году. В соответствии с ним разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Процесс приватизации в России проходил в два этапа. Певый их них – этап ваучерной приватизации (1992-1994). В 1993 году стали создаваться чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые правительство считало как опору при формировании будущего финансового рынка. К 1995 году весь негосударственный сектор производил 70% ВВП

Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. Государство расчитывало пополнить свой бюджет за счет продажи акций а полученные средства направить на инвестиционные цели. Но схема эта не сработала, как не сработали и многие решения выполненые в этот период времени.

4.Процесс реформирования нормативной базы финансовой системы России после 1991 года

Становлению новой финансовой системы в Российской Федерации способствовали в значительной степени следующие оснопологающие документы, принятые в основном после событий 1993 года.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.