В частности,
к подобным расходам относятся расходы на освоение природных ресурсов, на
научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Подобные расходы,
осуществленные в отчетном периоде, учитываются при расчете налоговой базы в
последующие отчетные (налоговые) периоды.
7.
Экономическое содержание и сущность НДС
НДС – основной
косвенный налог, включается в отпускную цену товара, р, у.
Представляет
собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и реализации.
НДС –
многоступенчатый налог, взимается каждый раз, когда товар меняет владельца.
Достоинства
НДС: *универсальность; * широкая база обложения; * однотипность в исчислении
НДС; * нейтральность к процессам ценообразования.
Правила ЕС
по НДС устанавливают: *объект налога; *метод определения налоговой суммы;
*место, в кот сделка подлежит обложению; *перечень товаров и услуг, подлежащих
обложению и освобожденных от налогообложения; *правила применения налоговых
ставок; *порядок вычета налога, уплачиваемого на предыдущих стадиях.
НДС –
регулирующий налог. Формирует фин. базу местн. органов власти.
Сумма НДС
включается в отпускную цену в след. Очередности:
1. полная
с/с
2. прибыль
3. акцизы
4. 1%
сбор в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции
5. НДС
6. местные
налоги с розничных продаж и на услуги.
Принципы
взимания НДС:
• принцип
страны происхождения – НДС облагается экспортируемые и не облагаются
импортируемые товары.
• принцип
страны назначения – от НДС освобождаются экспортируемые и облагаются
импортируемые товары – является более предпочтительным, тк более соответствует
экономической сущности НДС как налога на потребление.
НДС
исчисляется различными методами наиболее часто используют 2 метода:
• метод
прямого вычитания мат. Затрат.
• зачетный
метод.
8.
Плательщики и объекты обложения НДС
Плательщиками
НДС признаются:
Юр.лица,
включая предприятия с иностр. инвестициями и иностр. юрид. лица, международные организации.
В число плательщиков также входят стороны договора простого товарищества (участники
договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел, или
стороны, получившие выручку от этой деятельности до ее распределения, а также
хоз. группы.
Филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций,
имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по
соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих
организаций в порядке, установленном настоящим Законом.
ИП, а также
организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с
перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с
законодательством РБ.
ИП
признаются плательщиками налога при реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав, если обороты по реализации товаров (работ, услуг),
имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца
превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному НБ РБ на
последнее число последнего из таких месяцев.
Объектами
налогообложения признаются:
1.1. обороты
по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ,
включая:
1.1.2
обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых
своим работникам;
1.1.3.
обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;
1.1.4.
обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Безвозмездная
передача – передача товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и
освобождение от обязанности их оплаты.
Не
признаются реализацией товаров отчуждение имущества в результате реквизиции,
конфискации, по решению суда в порядке взыскания налогов, сборов (пошлин),
пеней, передача права собственности на имущество в результате наследования, а
также принятие гос-вом бесхозяйного имущества и кладов;
1.1.5.
передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг),
имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета
залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного
залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;
1.1.6.
передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;
1.1.7.
передача арендодателем объекта аренды арендатору;
1.1.8.
прочее выбытие товаров сверх норм естеств. убыли, прочее выбытие ОС и нематер.
активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального
строительства.
1.2.
товары, ввозимые на таможенную территорию РБ
Не
признаются объектом налогообложения и не
подлежат налогообложению:
1. обороты
по реализации на территории РБ товаров (Р, У) и предоставление на территории РБ
объекта аренды для официальной деятельности дипломатических и приравненных к
ним представительств;
2. обороты
по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии
с закон-вом РБ.
3.
средства, перечисляемые в доход бюджета от продажи в процессе приватизации
имущества, находящегося в собственности РБ, и сре-ва от продажи
административно-террит. ед-ц, а также суммы арендной платы от сдачи в аренду
предприятий, наход. в гос. собс-ти.
Освобождаются
от нологообложения обороты по реализации на тер. РБ.
– лекарств.
средств, а также мед техники, приборов и оборудования, изделий мед. назначения,
в т.ч.ввезенных из-за пределов РБ
– мед.
услуг, за искл. косметолог. услуг нелечебного хар-ра,
– услуг
по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,
– услуг
по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по обучению детей и подростков в
кружках, секциях и студиях, муз. и спорт школах,
– продуктов
питания, произв. студ и школ столовыми, столовыми других учебных заведений, детских
дошкол учреждений, учреждений здравоохранения.
– услуг
в сфере образования, связ с образоват процессом, оказываемыз финансируемыми из
бюджета учреждениями образования
– услуг
в сфере культуры и искусства
– жилищно-коммунальных
и эксплутационных услуг, оказ населению
– услуг по
перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом, а также речным и автом
транспортом в пригородном сообщении
– услуг
связи
– услуг
адвокатов и юр консультантов по оказании юр помощи населению
– услуг по
страхованию
9. Ставки
НДС
1.1. ноль
(0) процентов – при реализации:
1.1.1.
экспортируемых товаров;
1.1.2.
работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ
(услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;
1.1.3.
экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также
экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья
(материалов).
Порядок
применения нулевой ставки при реализации работ (услуг), указанных в подпунктах
1.1.2 и 1.1.3 настоящей статьи, определяется Президентом Республики Беларусь;
1.1.4.
исключен;
1.11. ноль
(0) процентов – при поступлении сумм, указанных в статье 8 настоящего Закона,
при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1.1.1–1.1.3
подпункта 1.1 настоящего пункта;
1.2. десять
(10) процентов:
1.2.1. при
реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции
растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства
(за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
1.2.2. при
ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации
продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному
Президентом Республики Беларусь;
1.3.
восемнадцать (18) процентов:
1.3.1. по
товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным в подпунктах
1.1, 1.2, 1.5 и 1.6 настоящей статьи;
1.3.2. при
ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, не указанных в
подпункте 1.2.2 настоящей статьи, либо при использовании товаров в иных целях,
чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в
соответствии со статьей 4 настоящего Закона;
1.3.3. при
поступлении сумм, увеличивающих налоговую базу в соответствии со статьей 8
настоящего Закона;
1.4. девять
целых девять сотых (9,09) процента (10: 110 х 100) или 15,25 процента (18: 118
x 100) при:
1.4.1.
реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога;
1.5. ноль
целых пять десятых (0,5) процента – при ввозе на таможенную территорию
Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд
обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней
(коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики
Беларусь 7102, 7103);
1.6.
двадцать четыре (24) процента – при реализации на территории Республики
Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого
(код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
1701 99 100).
2. Перечень
документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Республики
Беларусь, а также оказание услуг за пределами Республики Беларусь, и порядок их
представления плательщиком определяются Министерством по налогам и сборам
Республики Беларусь по согласованию с Государственным таможенным комитетом
Республики Беларусь.
Документальное
подтверждение вывоза товаров, за исключением вывозимых в государства, с
которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, производится
не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров (включая произведенные из
давальческого сырья (материалов)), подтверждаемой свидетельством о помещении
товаров под соответствующий таможенный режим. При наступлении даты
представления налоговой декларации (расчета) по налогу в течение этого срока
обороты по реализации этих товаров не отражаются.
3. По
оборотам по реализации товаров (работ, услуг) резидентами свободных
экономических зон, созданных на территории Республики Беларусь в соответствии с
законодательством Республики Беларусь, налог исчисляется по ставкам,
установленным настоящей статьей, и уплачивается согласно законодательству
Республики Беларусь о свободных экономических зонах.
4.
Плательщики, имеющие право на применение ставок налога, указанных в подпунктах
1.1 и 1.2 пункта 1 настоящей статьи, могут применять ставку налога, указанную в
подпункте 1.3 пункта 1 настоящей статьи.
Плательщики
имеют право применить ставку налога, указанную в подпункте 1.3 пункта 1
настоящей статьи, по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по
операциям, местом реализации которых не признается территория Республики
Беларусь.
10. Экономическая
сущность льгот по НДС и их классификация
Не подлежат
налог-ю
1) обороты
по реализации: на тер. РБ ТРУ и предост-е на тер. РБ объекта аренды для офиц.
деят-ти дипломат. и приравн. к ним представ-в и для личн. польз-я диплом.
административно-технического персонала этих представительств. Эти обороты по
реал-и ТРУ не подлежат налогообложению в случае, если закон-вом соотв. иностр.
гос-ва установлен аналог. порядок.
2) суммы,
получ-е уполномоч-и органами за соверш. действия при предоставлении орг-ям и
физ. лицам опр. прав (гос. пошлина, патентные пошлины), платежи в бюджет, гос.
целевые бюдж. и внебюдж. фонды.
3) им-во,
вносимое в кач-ве взноса в уст фонд орг-ии.
4) отч-е находящегося
в гос. соб-ти им-ва, при кот. получ-е ден. ср-ва подлежат распр-ю в уст-ом
закон-вом порядке.
5) обороты
по пр. выбытию: приобр-ых (созд-х) до 1 янв. 2000 ОС и НА; ОС и НА
6) выбытие
им-ва в связи с ЧС.
7) безвоз.
передача: им-ва орг-и ее правопреемнику при реорг-и; им-ва орг-ии ее учредителю
в размере, не превыш. его взноса в уст. фонд при ее ликв-и либо при выходе
учредителя; им-ва орг-ям, осущ-им деят-ть по произв-ву прод-и растен-ва,
животн-ва, рыб-ва и пчел-ва, при усл. исп-ия получ-го им-ва на осущ-е деят-ти
по произв-ву прод-и Р, П, Р, Ж.
8) обороты
по возм-ю арендодателю арендатором стоимости приобр. работ (услуг), связ. с
арендой, не вкл. в сумму аренд. платы.
9) передача
тары, подлежащей возврату в сроки, уст. договором или закон-вом.
Освоб-ся от
налог-ия обороты по реализации на тер. РБ: 1. лек. средств, мед. техники,
приборов, обор-я, а также лек. средств, приборов, обор-я, изд-й ветерин. назнач-я;
2. мед. услуг по пред-ю медико-соц. помощи по уходу за больными при стац.
лечении, оказ-ых плат-ми, имеющими спец. разрешения на осущ-ие мед. деят-ти; 3.
услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; 4. услуг по содерж-ю детей
в дошк. учрежд-ях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях; 5.
продуктов питания, произв-х студ. и школ. столовыми, столовыми детских дошк.
учр-й, учр-й здрав-я; 6. услуг в сфере образования, связ. с образов. процессом,
оказ-х учр-ми обр-ия; 7. услуг в сфере культуры и искусства по перечню, утв
Пр-ом; 8. ритуальных услуг по перечню таких услуг; 9. платных услуг,
оказываемых органами внутренних дел РБ; 10. изделий народных промыслов
признанного худ. дост-ва по перечню; 11. драг. металлов и драг. камней, а также
вып. работ при их сдаче в Госфонд драг. металлов и драг. камней РБ; 12. товаров
в магазах беспошл. торговли в зоне тамож. контроля; 13. банками и небанк.
кр-фин орг-ми операций по предост-ю кредитов, ведению счетов, обра-ю бел. руб.
или иност. валюты, привл-ю ден. средств, им-ва орг-ий и физ. лиц в целях
послед. разм-я для получ-я дохода; 14. ТРУ изготавливаемых исправ. учрежд-и уголовно-исполнит.
системы и лечеб-труд. профилакториями МВД РБ.
Товары,
освоб-е от налог-ия при ввозе на тамож. тер. РБ: * трансп. ср-ва, осущ-ие
междун. перевозки грузов. * товары, перемещ-е транзитом через тамож. тер. РБ и
предназнач. для третьих стран. * товары, подл-е обращению в соб-ть гос-ва. *
бел. руб., иностр. валюта. * технич. ср-ва, кот. не м. б. испо-ны только для
профилактики инв-ти и реаб-ии инвалидов. * товары, ден. ср-ва, кот. отн-ся к
иностр. безв. помощи. * спец. оборуд-ые трансп. ср-ва для нужд скорой мед.
помощи, органов по ЧС. * все виды печ. изданий, получ-е гос. библиотеками и
музеями по междун. книгообмену. * товары, предназ. для реал-и в магазинах
беспошл. торговли в зоне тамож. контроля. * драг. металлы, драг. камни и
изделия из них, за искл. ювелир. изделий, а также концентраты и др. промышл.
продукты, лом и отходы, содержащие драг. и цветные металлы, ввозимые для
пополнения Госфонда.
11. Налоговый
учет НДС. Порядок исчисления НДС и определения налоговых вычетов
Налоговым
учетом признается осущ-е плат-ми (иными обязанными лицами) учета объектов
налогообл-я и опред. НБ по нал., сборам (пошлинам) путем расчетных корр-к к
данным б/у, если иное не устан-но нал. зак-м. Нал.учет ведется исключ-но в
целях налогообл-я и осущ-я нал. контроля. Нал. учет основывается на данных б/у
и (или) на иных док-но подтв-х данных об объектах, подлежащих налогооб-ю либо
связ. с налогообл-м, применением соотв-х правил и форм учета. Плат-к составляет
и представляет за соотв-й нал. либо отчетный период в нал. орган по месту
постановки на учет, а в случаях, устан-х зак-ми актами, и в нал. орган по месту
расположения объектов налогообл-я нал. декларации (расчеты) по нал., сборам
(пошлинам), а т. др. необходимые док-ты, связ. с налогообл-м.
Нал.
декларация по НДС явл. регистром нал. учета и представляется плат-м в инспекцию
МНС по месту регистрации. Регистром нал. учета явл. также книга покупок. Зак-во
не обязывает плат-в вести иные регистры нал – учета по НДС.
Страницы: 1, 2, 3
|