Необходимо
отметить, что факт регистрации выпуска ценных бумаг не означает его «одобрения»
регистрирующим органом. Последний не может делать заявлений относительно достоверности
содержащихся в представленных на регистрацию документах данных или о качестве
самих ценных бумаг. Регистрирующие органы несут ответственность только за
полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных
бумаг, но не за их достоверность.
С
момента представления в регистрирующий орган всех необходимых документов на
регистрацию эмитент и андеррайтеры имеют право предлагать приобрести ценные
бумаги их возможным приобретателям при условии, что такие предложения не
предназначены для неопределенного круга лиц, а адресованы конкретным лицам. При
этом в случае размещения ценных бумаг путем подписки возможным приобретателям
должны предлагаться для ознакомления представленные в регистрирующий орган
решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, на титульном листе каждого
их которых должен быть следующий текст: «Ценные бумаги, указанные в настоящем
решении о выпуске ценных бумаг (проспекте эмиссии ценных бумаг), составляют
выпуск, не прошедший государственную регистрацию, в его государственной
регистрации может быть отказано. Настоящее решение о выпуске ценных бумаг
(проспект эмиссии ценных бумаг) может измениться. Сделки с ценными бумагами до
государственной регистрации выпуска ценных бумаг запрещены».
После
регистрации выпуска акций закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает
обязанность эмитента и профессиональных участников рынка ценных бумаг,
участвующих в размещении, обеспечить доступ к содержащейся в проспекте эмиссии
информации до приобретения ценных бумаг. Кроме того, если размещение
осуществляется путем открытой подписки, эмитент обязан опубликовать сообщение о
порядке раскрытия информации о выпуске, указав в периодическом печатном издании
тиражом не менее 50 тысяч экземпляров, где и как может быть получен проспект эмиссии.
Наряду
с этим, акционерное общество, в соответствии с требованиями ФСФР, должно
опубликовать в «Приложении к Вестнику ФСФР России» сообщение о государственной
регистрации выпуска ценных бумаг. Это сообщение должно содержать информацию: о
виде (типе), форме и количестве размещаемых ценных бумаг; об органе,
осуществившем регистрацию выпуска ценных бумаг, регистрационном номере выпуска
и дате регистрации; о применении или неприменении преимущественного права
приобретения голосующих акций; о сроке и иных условиях размещения ценных бумаг
(за исключением цены размещения); о месте и порядке ознакомления с проспектом
эмиссии и местах продажи ценных бумаг.
Весь процесс организации IPO четко регламентируется российским
законодательством. Именно он должен быть в ближайшее время усовершенствован в
следующих направлениях:
Ø
На собрании
акционеров акционеры одновременно с принятием решения о размещении акций должны
принимать решение об участии в размещении, после чего должно отводиться 20
дней для того, чтобы они подтвердили свое желание участвовать в размещении.
Ø
Цена должна
определяться в процессе аукциона, а не фиксироваться заранее. При этом
акционерам, заявившим желание принять участие в размещении должна
предоставляться возможность приобрести акции на бирже в приоритетном порядке.
Ø
Отчет о
размещении может быть подписан Генеральным директором.
Ø
Процедура
регистрации отчета должна носить уведомительный характер (биржа уведомляет ФСФР
о завершении размещения).
Ø
Вторичное
обращение должно быть возможно сразу после завершения размещения.
Несмотря на все факторы,
препятствующие развитию IPO в России, спрос со стороны эмитентов уже
формируется. Возросшая активность российских компаний в проведении IPO
позволяет говорить о различных группах потенциальных эмитентов, которые могут
выйти на этот рынок в ближайшие годы.
Первая группа - это
крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную
кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом
рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR. Однако проведению
IPO компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и
возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими
кредитными рейтингами).
Вторая группа - это компании,
ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и
нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог,
а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их
потребности в “длинных” деньгах. Представители именно этой группы компаний
представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение российских IPO.
И, наконец, третья группа
– это небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей
главной целью продвижение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в
перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными
участниками IPO на фондовом рынке России.
Сегодня примерно 40
компаний с совокупной выручкой более $10 млрд. уже продекларировали свои планы
выхода на рынок в ближайшие годы. На 2005 год запланировали размещение 16
компаний, на 2006-й - 8 компаний, на 2007-й - 3 компании, на 2008 год - 1
компания.
Для дальнейшего развития
инструмента IPO в России важно провести следующие
мероприятия:
1.
Создать
эффективную инфраструктуру российского фондового рынка, особенно - в части
учета прав на ценные бумаги и расчетов по операциям с ними.
2.
Способствовать
развитию институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов.
Только в них в основном аккумулируются “длинные” деньги, пригодные для
инвестирования в IPO.
3.
Завершить
формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой
проведение IPO будет эффективным для эмитентов и привлекательным для
инвесторов.
Если все эти мероприятия
будут проведены, то через пять лет по прогнозам
аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может
составить $5-6 млрд. в год.
Заключение
Существует
множество методов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемые в
российской практике – это банковские кредиты и облигационные займы. Однако они
имеют недостатки и в сравнении с преимуществами IPO проигрывают. Банковские
кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности
российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. Корпоративные облигации также не
решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе. Максимальный
срок выпуска облигаций на внутреннем рынке, как правило, не превышает шести
лет. Поэтому привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения
акций для динамично развивающихся компаний является наиболее выгодным способом
привлечения инвестиций, так как предоставляет следующие преимущества:
·
Привлечение
долгосрочного капитала, который не нужно возвращать.
·
Увеличение
рыночной стоимости (капитализация).
·
Привлечение в
дальнейшем инвестиций на более выгодных условиях.
·
Упрощение
процесса купли-продажи компаний, слияний и приобретений.
·
Улучшение имиджа
компании.
·
Получение
листинга на фондовой бирже.
·
Обеспечение
ликвидности собственности владельца компании.
·
Закрепление и повышение
мотивации работы персонала.
Процесс
подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных
затрат. Компания, планирующая провести IPO, должна пройти множество этапов. Весь процесс по
привлечению инвестиций с помощью IPO,
начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций,
может занять 3-4 года.
Более выгодно проводить IPO за рубежом. В этом случае компания
имеет ряд преимуществ:
1.
Получение более
высокой рыночной оценки компании.
2.
Доступ к более
капиталоёмкому фондовому рынку.
3.
Обеспечение
повышенной ликвидности акций.
4.
Лучшие условия
для сохранения контроля за предприятием.
5.
Повышение общего
статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.
Однако проведение IPO за рубежом – это более сложный и
дорогостоящий процесс. Компании, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок
должны удовлетворять более высоким требованиям в отношении финансовой
отчетности, корпоративного управления, требованиям по раскрытию финансовой
информации.
С
каждым годом количество российских компаний, желающих провести IPO, увеличивается. Однако существует
ряд факторов, тормозящих развитие этого инструмента привлечения инвестиций:
·
Неразвитость
корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.
·
Неразвитость
российского фондового рынка и его инфраструктуры.
·
Слабое развитие
российских институциональных инвесторов.
По прогнозам аналитиков
фондового рынка объем размещений акций на внутреннем
рынке может составить $5-6 млрд. в год. Но для этого необходимо провести следующие
мероприятия:
1.
Совершенствовать законодательство
в области ценных бумаг.
2.
Создать
эффективную инфраструктуру российского фондового рынка.
3.
Способствовать
развитию институциональных инвесторов.
Список используемых
источников
1. Федеральный закон от 22 апреля
1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2. Федеральный Закон от 26.12.1995 г.
№ 2084ФЗ «Об акционерных обществах».
3. Постановление федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС. «О стандартах эмиссии ценных
бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
4. Постановление федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС «Об утверждении положений о
требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».
5. «Кодекс корпоративного поведения»
(с последними изменениями от 5 апреля 2002 года).
6. Гулькин П. Г. Практическое пособие
по первоначальному публичному предложению акций (IPO). – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2002. –
238 с.
7. Гулькин П. Г. Венчурные и прямые
частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. – СПб.:
Аналитический центр «Альпари СПб», 2003. – 240 с.
8. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски //
Профиль. 2005. - №5. – С. 7-9.
9. IPO как путь к успеху. /Стивен
Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. – М.: Эрнст энд Янг, 2002. – 285 с.
10. Пособие для эмитентов по
процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации. / Проект
Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. – М.–
2000. – 80 с.
Приложение
Таблица 1
Российские компании,
осуществившие IPO в России млн. долл.
|
Компания
|
Дата размещения
|
Привлеченные средства
|
1
|
РБК
|
Апрель 2002 г.
|
13
|
2
|
«Аптечная сеть 36,6»
|
Январь 2003 г.
|
14
|
3
|
«Иркут»
|
Март 2004 г.
|
127
|
4
|
Концерн «Калина»
|
Апрель 2004 г.
|
52
|
5
|
«Открытые инвестиции»
|
Ноябрь 2004 г.
|
69
|
6
|
«Седьмой континент»
|
Ноябрь 2004 г.
|
81
|
7
|
«Лебедянский»
|
Март 2005 г.
|
151
|
8
|
«Хлеб Алтая»
|
Март 2005 г.
|
8
|
Таблица 2
Российские компании,
осуществившие IPO за рубежом млн. долл.
|
Компания
|
Дата размещения
|
Привлеченные средства,
|
Площадка
|
1
|
«Вымпелком»
|
Ноябрь
1996 г.
|
111
|
NYSE
|
2
|
Golden Telecom
|
Сентябрь
1999 г.
|
64
|
Nasdaq
|
3
|
МТС
|
Июнь
2000 г.
|
322
|
NYSE
|
4
|
«Вимм-Билль-Данн»
|
Февраль
2002 г.
|
207
|
NYSE
|
5
|
«Мечел»
|
Октябрь
2004 г.
|
291
|
NYSE
|
6
|
АФК «Система»
|
Февраль
2005 г.
|
1557
|
LSE
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|