рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Привлечение инвестиций российскими компаниями путем первичного публичного размещения акций

Необходимо отметить, что факт регистрации выпуска ценных бумаг не означает его «одобрения» регистрирующим органом. Последний не может делать заявлений относительно достоверности содержащихся в представленных на регистрацию документах данных или о качестве самих ценных бумаг. Регистрирующие органы несут ответственность только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных бумаг, но не за их достоверность.

С момента представления в регистрирующий орган всех необходимых документов на регистрацию эмитент и андеррайтеры имеют право предлагать приобрести ценные бумаги их возможным приобретателям при условии, что такие предложения не предназначены для неопределенного круга лиц, а адресованы конкретным лицам. При этом в случае размещения ценных бумаг путем подписки возможным приобретателям должны предлагаться для ознакомления представленные в регистрирующий орган решение о выпуске и проспект эмиссии ценных бумаг, на титульном листе каждого их которых должен быть следующий текст: «Ценные бумаги, указанные в настоящем решении о выпуске ценных бумаг (проспекте эмиссии ценных бумаг), составляют выпуск, не прошедший государственную регистрацию, в его государственной регистрации может быть отказано. Настоящее решение о выпуске ценных бумаг (проспект эмиссии ценных бумаг) может измениться. Сделки с ценными бумагами до государственной регистрации выпуска ценных бумаг запрещены».

После регистрации выпуска акций закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает обязанность эмитента и профессиональных участников рынка ценных бумаг, участвующих в размещении, обеспечить доступ к содержащейся в проспекте эмиссии информации до приобретения ценных бумаг. Кроме того, если размещение осуществляется путем открытой подписки, эмитент обязан опубликовать сообщение о порядке раскрытия информации о выпуске, указав в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тысяч экземпляров, где и как может быть получен проспект эмиссии.

Наряду с этим, акционерное общество, в соответствии с требованиями ФСФР, должно опубликовать в «Приложении к Вестнику ФСФР России» сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Это сообщение должно содержать информацию: о виде (типе), форме и количестве размещаемых ценных бумаг; об органе, осуществившем регистрацию выпуска ценных бумаг, регистрационном номере выпуска и дате регистрации; о применении или неприменении преимущественного права приобретения голосующих акций; о сроке и иных условиях размещения ценных бумаг (за исключением цены размещения); о месте и порядке ознакомления с проспектом эмиссии и местах продажи ценных бумаг.

Весь процесс организации IPO четко регламентируется российским законодательством. Именно он должен быть в ближайшее время усовершенствован в следующих направлениях:

Ø    На собрании акционеров акционеры одновременно с принятием решения о размещении акций должны принимать решение об участии в размещении, после чего должно  отводиться 20 дней для того, чтобы они подтвердили свое желание участвовать в размещении.

Ø     Цена должна определяться в процессе аукциона, а не фиксироваться заранее. При этом акционерам, заявившим желание принять участие в размещении должна предоставляться возможность приобрести акции на бирже в приоритетном порядке.

Ø     Отчет о размещении может быть подписан Генеральным директором.

Ø     Процедура регистрации отчета должна носить уведомительный характер (биржа уведомляет ФСФР о завершении размещения).

Ø     Вторичное обращение должно быть возможно сразу после завершения размещения.

Несмотря на все факторы, препятствующие развитию IPO в России, спрос со стороны эмитентов уже формируется. Возросшая активность российских компаний в проведении IPO позволяет говорить о различных группах потенциальных эмитентов, которые могут выйти на этот рынок в ближайшие годы.

Первая группа - это крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, уже имеющие солидную кредитную историю. Большинство из них уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме ADR. Однако проведению IPO компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами).

Вторая группа - это компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности в “длинных” деньгах. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение российских IPO.

И, наконец, третья группа – это небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей главной целью продвижение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.

Сегодня примерно 40 компаний с совокупной выручкой более $10 млрд. уже продекларировали свои планы выхода на рынок в ближайшие годы. На 2005 год запланировали размещение 16 компаний, на 2006-й - 8 компаний, на 2007-й - 3 компании, на 2008 год - 1 компания.

Для дальнейшего развития инструмента IPO в России важно провести следующие мероприятия:

1.                Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка, особенно - в части учета прав на ценные бумаги и расчетов по операциям с ними.

2.                Способствовать развитию институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов. Только в них в основном аккумулируются “длинные” деньги, пригодные для инвестирования в IPO.

3.                Завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IPO будет эффективным для эмитентов и привлекательным для инвесторов.

Если все эти мероприятия будут проведены, то через пять лет по прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год.



Заключение


Существует множество методов привлечения инвестиций. Наиболее часто используемые в российской практике – это банковские кредиты и облигационные займы. Однако они имеют  недостатки и в сравнении с преимуществами IPO проигрывают. Банковские кредиты относительно дороги и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. Корпоративные облигации также не решают ряд проблем привлечения капитала на долгосрочной основе. Максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке, как правило, не превышает шести лет. Поэтому привлечение инвестиций с помощью первичного публичного размещения акций для динамично развивающихся компаний является наиболее выгодным способом привлечения инвестиций, так как предоставляет следующие преимущества:

·                   Привлечение долгосрочного капитала, который не нужно возвращать.

·                   Увеличение рыночной стоимости (капитализация).

·                   Привлечение в дальнейшем инвестиций на более выгодных условиях.

·                   Упрощение процесса купли-продажи компаний, слияний и приобретений.

·                   Улучшение имиджа компании.

·                   Получение листинга на фондовой бирже.

·                   Обеспечение ликвидности собственности владельца компании.

·                   Закрепление и повышение мотивации работы персонала.

Процесс подготовки, организации и проведения IPO очень сложен и требует значительных финансовых, трудовых и временных затрат. Компания, планирующая провести IPO, должна пройти  множество этапов. Весь процесс по привлечению инвестиций с помощью IPO, начиная с принятия решения о проведении IPO и заканчивая подведением итогов размещения акций, может занять 3-4 года.

Более выгодно проводить IPO за рубежом. В этом случае компания имеет ряд преимуществ:

1.                Получение более высокой рыночной оценки компании.

2.                Доступ к более капиталоёмкому фондовому рынку.

3.                Обеспечение повышенной ликвидности акций.

4.                Лучшие условия для сохранения контроля за предприятием.

5.                Повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании.

Однако проведение IPO за рубежом – это  более сложный и дорогостоящий процесс. Компании, планирующие выйти на зарубежный фондовый рынок должны удовлетворять более высоким требованиям в отношении финансовой отчетности, корпоративного управления, требованиям по раскрытию финансовой информации.

С каждым годом количество российских компаний, желающих провести IPO, увеличивается. Однако существует ряд факторов, тормозящих развитие этого инструмента привлечения инвестиций:

·                   Неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг.

·                   Неразвитость российского фондового рынка и его инфраструктуры.

·                   Слабое развитие российских институциональных инвесторов.

По прогнозам аналитиков фондового рынка объем размещений акций на внутреннем рынке может составить $5-6 млрд. в год. Но для этого необходимо провести следующие мероприятия:

1.                Совершенствовать законодательство в области ценных бумаг.

2.                Создать эффективную инфраструктуру российского фондового рынка.

3.                Способствовать развитию институциональных инвесторов.

Список используемых источников


1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2. Федеральный Закон от 26.12.1995 г. № 2084ФЗ «Об акционерных обществах».

3. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 № 03-30/ПС. «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

4. Постановление федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.01.2002 №1/ПС «Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».

5. «Кодекс корпоративного поведения» (с последними изменениями от 5 апреля 2002 года).

6. Гулькин П. Г. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2002. – 238 с.

7. Гулькин П. Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. – СПб.: Аналитический центр «Альпари СПб», 2003. – 240 с.

8. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. 2005. - №5. – С. 7-9.

9. IPO как путь к успеху. /Стивен Блоуэрс, Питер Гриффит, Томас Милан. – М.: Эрнст энд Янг, 2002. – 285 с.

10. Пособие для эмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации. / Проект Тасис ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. – М.– 2000. – 80 с.


Приложение


Таблица 1

Российские компании, осуществившие IPO в России млн. долл.


Компания

Дата размещения

Привлеченные средства

1

РБК

Апрель 2002 г.

13

2

«Аптечная сеть 36,6»

Январь 2003 г.

14

3

«Иркут»

Март 2004 г.

127

4

Концерн «Калина»

Апрель 2004 г.

52

5

«Открытые инвестиции»

Ноябрь 2004 г.

69

6

«Седьмой континент»

Ноябрь 2004 г.

81

7

«Лебедянский»

Март 2005 г.

151

8

«Хлеб Алтая»

Март 2005 г.

8


Таблица 2

Российские компании, осуществившие IPO за рубежом млн. долл.


Компания

Дата размещения

Привлеченные средства,

Площадка

1

«Вымпелком»

Ноябрь

1996 г.

111

NYSE

2

Golden Telecom

Сентябрь

1999 г.

64

Nasdaq

3

МТС

Июнь

2000 г.

322

NYSE

4

«Вимм-Билль-Данн»

Февраль

2002 г.

207

NYSE

5

«Мечел»

Октябрь

2004 г.

291

NYSE

6

АФК «Система»

Февраль

2005 г.

1557

LSE

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.