рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы финансирования фондов ОМС

p> Макроэкономическая характеристика формирования ресурсов здравоохранения дополняется анализом величины среднедушевых расходов в текущих и сопоставимых ценах.

Это важно и для динамических расчетов, и для различных сопоставлений.
За 1991-94 гг. все расходы на здравоохранение выросли в текущих ценах в
1320 раз, с учетом же индекса цен расходы на здравоохранение сократились примерно на одну треть. В расчете на душу населения расходы на здравоохранение составили в 1994 г. 191,6 тыс. руб., или примерно 64% от уровня 1990 года [31].

Макроэкономический анализ состояния здравоохранения включает также рассмотрение структуры расходов и ее изменение. В этом аспекте период последних лет отличается наибольшими изменениями. Как показывают приведенные в табл. 8 данные, наиболее заметное изменение претерпела в структуре расходов заработная плата: ее доля упала более чем вдвое, что связано не в последнюю очередь со снижением уровня оплаты труда медицинских работников. Одновременно с этим выросли расходы, связанные с начислениями на заработную плату, что является общей характерной чертой переходной экономики России.

Из других характерных черт следует отметить снижение доли затрат на питание, приобретение мягкого инвентаря, а также увеличение доли хозяйственных расходов (включая сильно вздорожавшие тарифы на энергию, воду, коммунальные нужды) и расходов по приобретению оборудования и инвентаря, также сильно вздорожавших [31].

Важным аспектом анализа состояния финансирования здравоохранения являются международные сравнения, в частности, величины расходов на здравоохранение в расчете на душу населения. Трудности такого рода сравнений связаны с обеспечением сопоставимости полученных данных.

В таблице 9 приведены расчетные данные о величине расходов на здравоохранение в целом по стране и в расчете на душу населения в долларах
США. В основу расчетов взяты данные Госкомстата России по программе международных сопоставлений и приведенные выше расчеты затрат на здравоохранение и их доли в ВВП. Не вдаваясь в полемику с Госкомстатом
России о корректности расчетов ВВП, полученных в результате международных сопоставлений, отметим, что даже в первом приближении сравнение среднедушевых расходов на здравоохранение говорит не в нашу пользу. При этом со временем разрыв вырос [31]. Однако механически переносить на здравоохранение показатели покупательной способности, общие для всей экономики, на наш взгляд, нельзя, так как в России товары и услуги, относящиеся к здравоохранению, относительно дешевле, чем в США.

В этой связи, не проводя специальных исследований, сошлемся на мнение известного экономиста И.Бирмана, который доказал данный тезис в сравнительном анализе уровня жизни населения СССР и США. Им рассчитаны паритеты для товаров и услуг здравоохранения (рубль/доллар), равные для условий 80-х годов 0,117 – при советских весах и 0,400 при американских весах, в то время как официальный паритет до 1990 года составлял 0,52.

Таблица 17

Расчет валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений и расходы на здравоохранение.


| |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1994 в % |
| | | | | | |к 1990 |
|ВВП РФ, | | | | | | |
|млрд. |1268,4 |1150,7 |956,5 |868,3 |738,0 |58,2 |
|долларов | | | | | | |
|На душу | | | | | | |
|населения |8555,7 |7743,8 |6432,6 |5839,2 |4963,0 |57,8 |
|долларов | | | | | | |
|Расходы на| | | | | | |
|здравоохр.|41,9 |36,8 |33,8 |38,7 |33,3 |79,5 |
|РФ млрд. | | | | | | |
|долларов | | | | | | |
|На душу | | | | | | |
|населения |282,4 |247,8 |227,1 |260,4 |223,8 |79,2 |
|долларов | | | | | | |
|% к ВВП |3,3 |3,2 |3,5 |4,4 |4.5 |- |
|Расходы на| | | | | | |
|здравоохр.|2765 |2780 |2796 |2968,5 |- |- |
|В США на | | | | | | |
|душу | | | | | | |
|населения | | | | | | |
|долларов | | | | | | |
|Россия в %| | | | | | |
|от США |10,2 |8,9 |8,1 |8,8 |- |- |
|расходы на| | | | | | |
|душу нас. | | | | | | |

Таблица 18

Структура расходов на здравоохранение из консолидированного бюджета (в %)

| |1978 |1993 |
|Заработная плата |57,1 |27,0 |
|Начисления на заработную|1,2 |9,4 |
|плату | | |
|Канцелярские и |9,2 |12,2 |
|хозяйственные расходы | | |
|Расходы на питание |9,6 |6,0 |
|Приобретение |8,9 |8,8 |
|медикаментов | | |
|и перевязочных средств | | |
|Приобретение |2,6 |10,5 |
|оборудования и инвентаря| | |
|Приобретение мягкого |2,3 |1,0 |
|инвентаря | | |
|и обмундирования | | |
|Государственные |4,6 |4,5 |
|капитальные вложения | | |
|Капитальный ремонт |3,3 |6,8 |
|зданий и сооружений | | |
|Прочие расходы |1,2 |13,7 |
|ИТОГО |100 |100 |

При этих условиях соотношение физических объемов услуг здравоохранения
России и США значительно возрастает. По данным за 1990 г., относящимся к
СССР, среднедушевое потребление услуг здравоохранения составляло в нашей стране 11,6-39,8% от уровня США, при геометрической средней – 21,4%
(16,81). По ориентировочным расчетам в 1994 г. это соотношение сократилось до 18,1%.

Проведенный анализ свидетельствует о тяжелом финансовом состоянии отечественного здравоохранения. Даже используя общий, а не отраслевой индекс цен, можно видеть, что расходы, выраженные в ценах 1990 года, в расчете на условную единицу сократились более чем вдвое к 1992 году и более чем на треть в 1994 году (табл. 18).

Полагаем, что оценка степени недофинансирования здравоохранения может быть произведена на основе удельных затрат (в расчете на единицу услуг). За прошедшие годы не произошло существенных изменений в материало-, энерго-, трудоемкости здравоохранения. Поэтому снижение финансовых поступлений в расчете на единицу услуг в меньшей степени, чем в 1990 году, можно считать минимальной мерой недофинансирования здравоохранения.

Недофинансирование здравоохранения в комплексе с другими социально- экономическими и медико-демографическими факторами негативно отразилось на здоровье населения: возросли показатели заболеваемости, инвалидности, смертности населения. Снизилась средняя продолжительность жизни. Падение этих социальных индикаторов достигло критических размеров. Чтобы наверстать упущения в этой сфере, без увеличения расходов на здравоохранение не обойтись. Не случайно правительственные программы ставят цель в ближайшем будущем повысить удельный вес расходов на здравоохранение до 10% национального дохода или 7% ВВП [31].

Таблица 19

Стоимость медицинской помощи в текущих и неизменных ценах (руб.).

| |1990 |1992 |1994 |
| |в текущих |в текущих|в ценах 1990|в текущих |в ценах |
| |ценах |ценах |г |ценах |1990 г |
|Один | | | | | |
|койко-день в |18,3 |572 |8,4 |24632 |11,9 |
|стационаре | | | | | |
|Один | | | | | |
|койко-день в |11 |343 |5 |14779 |7,1 |
|дневном | | | | | |
|стационаре | | | | | |
|Одно | | | | | |
|посещение |7,3 |228 |3,4 |9853 |4,8 |
|врача | | | | | |
|Одно | | | | | |
|посещение | | | | | |
|фельдшерско-а|3,7 |114 |1,7 |4926 |2,4 |
|кушерского | | | | | |
|пункта | | | | | |

8. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

В ФИЛИАЛЕ ФОНДА ОМС г. РАДУЖНОГО

Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования города Радужного был образован в 1995 году из сотрудников областного Фонда, ранее осуществлявших его деятельность на территории города. В своей работе филиал руководствуется Положением о филиале
Владимирского областного фонда ОМС, утвержденного исполнительным директором фонда 29 декабря 1995 года [Приложения 1,2]. Основными задачами филиала являются:

- обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»,

- обеспечение достижения всеобщности и равенства возможностей всех граждан в системе обязательного медицинского страхования,

- осуществление мероприятий по достижению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Структура источников формирования финансовых ресурсов здравоохранения базируется на положениях закона «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» [9], которые определяют следующую классификацию источников оплаты медицинских услуг:

- бюджетные средства,

- внебюджетные источники финансирования,

- личные средства граждан,

- иные источники финансирования здравоохранения.

Филиал Владимирского областного фонда обязательного медицинского страхования (ВОФОМС) г. Радужного на протяжении семи лет обеспечивал высокий уровень сбора страховых взносов, коэффициент сбора на протяжении последних четырех лет составлял 94,3%. Финансирование лечебного учреждения г. Радужного на 46,5 % обеспечивается за счет средств Фонда ОМС, при этом по заработной плате - на 59,5%. За счет средств ОМС финансируются пять статей бюджетной классификации на определенные виды медицинской помощи, вошедшие в Территориальную программу ОМС:

- заработная плата, код 110100

- начисления на заработную плату, код 110200

- приобретение продуктов питания, код 110304

- медикаменты и перевязочные средства, код 110302

- мягкий инвентарь, код 110303

Остальные расходы по всем видам медицинской помощи обеспечивается бюджетами всех уровней. Также полностью на бюджетном финансировании находятся услуги скорой помощи, лечение таких заболеваний, как туберкулез, психические расстройства, наркологические заболевания, врожденные аномалии.

Денежные средства, полученные лечебными учреждениями за предоставленную в рамках Программы ОМС медицинской помощи направляются на статьи расходов, включенные в тарифы, в соответствии с их удельным весом [33].

Поступления в Фонд ОМС на протяжении семи лет является единственным стабильным и надежным источником финансовой базы лечебных учреждений.
Обязательное медицинское страхование работающего населения осуществляется за счет страховых взносов работодателей, связанные с этим затраты включаются в себестоимость продукции, товаров и услуг. То есть основным источником развития государственной системы медицинского страхования является производство. Именно от его успешной работы зависит сама возможность существования обязательного медицинского страхования. Структура финансовых поступлений в филиал Фонда ОМС г. Радужного подтверждает данный вывод (таблица 20).

Таблица 20.

Структура поступлений финансовых средств в филиал Фонда ОМС г. Радужного в 1994-2000 г

(тыс. руб.)
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Страховые взносы |317,6|511,5|803,5|1029,|826,7|1883,|2686,|
|предприятий | | | |8 | |5 |0 |
|Страховые взносы | | | | | | | |
|частных |5,7 |51,7 |85,3 |128,3|124,6|134,8|174,3|
|предпринимателей | | | | | | | |
|Платежи за | | | | | | | |
|неработающее |- |117,4|310,0|306,0|146,9|648,7|764,3|
|население | | | | | | | |

В 1994 г платежи из бюджета на страхование неработающего населения не поступали. Поэтому в этот год удельный вес страховых взносов работодателей составил 98,2%. С 1995 г начали поступать платежи из бюджета, доля их составляла от 13,3% до 25,9%. Таким образом, основным источником финансовых ресурсов являлись взносы страхователей-работодателей за работающих граждан, что представлено на рис. 8.

Таблица 21.

Динамика поступления в филиал Фонда ОМС г. Радужного за 1994-2000 г (тыс. руб.)
| |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Размер в | | | | | | | |
|фактических |324,0 |964,0 |1264,6 |1621,4 |1258,0 |2816,8 |3668,7 |
|ценах | | | | | | | |
|Индексы цен:| | | | | | | |
| |100 |2,973 |1,477 |1,148 |1,277 |1,92 |1,32 |
|Цепные | | | | | | | |
|Базисные |100 |2,973 |4,391 |5,041 |6,437 |12,359 |16,314 |
|Размер | | | | | | | |
|поступлений:| | | | | | | |
| |324,0 |324,3 |856,2 |1412,4 |985,1 |1467,1 |2779,3 |
|В ценах | | | | | | | |
|предыд. Года| | | | | | | |
|В ценах 1994|324,0 |324,3 |288,0 |321,6 |195,4 |227,9 |224,9 |
|г | | | | | | | |
|Темпы роста | | | | | | | |
|% | | | | | | | |
|Цепные |- |297,5 |131,1 |128,2 |77,5 |223,9 |130,2 |
|Базисные | |297,5 |390,3 |500,4 |388,2 |869,4 |1132,3 |
|Темпы роста | | | | | | | |
|% | | | | | | | |
|Цепные |- |100,1 |264,0 |165,0 |69,7 |148,9 |189,4 |
|Базисные |- |100,1 |88,9 |99,3 |60,3 |70,3 |69,4 |

Нестабильность работы промышленных предприятий, объемов их производства с 1994 по 1998 гг. являлась основополагающим фактором, сдерживающим возможности эффективного управления развитием медицинского страхования.
Только в 2000 г появилась финансовая возможность включения детских поликлиник Владимирской области, а в том числе и педиатрии городской поликлиники г. Радужного в систему медицинского страхования, когда за счет роста производства начался резкий рост поступлений страховых взносов в Фонд
ОМС.
[pic]

1994 1995 1996 1997

1998 1999 2000

Рис. 8. Изменения структуры поступлений

В таблице 21 представлены данные по финансовым поступлениям в филиал
Фонда ОМС, динамика фактического размера поступлений представлена на рис.9.
Данные взяты из форм отчетности филиала фонда ОМС [Приложения 3, 4, 5].

[pic]

1994 1995 1996 1997 1998
1999 2000

Рис. 9. Динамика поступления денежных средств в фактических ценах

Исследование номинального и реального объема поступлений показывают, что в фактических ценах размер страховых взносов, поступивших на счета филиала вырос в 1997 г. по сравнению с 1994 г. в 5 раз, в 1996 г. в 3,9 раза. Исключив влияние инфляционного фактора имеем снижение реального размера поступлений в 1996 году на 11,1% по сравнению с базисным 1994 г. В этом году, как известно, происходит задержка по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. В г. Радужном фонд оплаты труда этих работников составляет 50 %. Именно в 1996 г. происходит резкое увеличение удельной цены просроченных страховых взносов в 1,4 раза по сравнению с предыдущим годом. Динамика удельной цены просроченной задолженности страховых взносов представлена в таблице 22.

В 1997 году происходит наращивание объемов поступлений и практически приближается в сопоставимых ценах к уровню базисного года, составив 99,3 % от поступлений 1994г. Однако тенденция к росту реальных объемов поступлений страховых взносов прекратилась в условиях всеобщего кризиса
1998 г., когда объем реальных поступлений упал на 39 % .

Второй этап роста денежных поступлений начался в 1999 г. Темп роста номинального размера поступлений в 1999 г. составляет 223,9% по сравнению с предыдущим годом, в 2000 г – 130,2% по сравнению с 1999г. Однако в сопоставимых ценах объем поступлений не превосходит данные базисного года и составляет лишь
70,3 % в 1999г. и 69,4% в 2000 г
[pic]

1994 1995 1996 1997 1998

1999 2000

Рис. 10. Динамика поступления денежных средств в ценах 1994 г

При анализе показателей в реальных ценах прослеживается выраженная тенденция повышения поступлений в 1995 – 1997 гг. - I этап, докризисный, в 1999 – 2000 гг.
- II этап, послекризисный.

Поликлиника г. Радужного вошла в систему ОМС в июне 1995 г.
Работодатели в соответствии с законодательством застраховали своих работников по обязательному медицинскому страхованию в страховых компаниях. Количество работающего населения, получившего полисы, составило в 1995 г. 5881 человек Администрация г. Радужного застраховала неработающее население в количестве 3032 человека. С каждым годом происходило увеличение количества по обеим категориям застрахованных, при этом к 2000 г, с вводом педиатрии в систему ОМС, количество застрахованного неработающего населения составило 9309 человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.