Экономическое
значение регионального бюджета также проявляется через выравнивание уровней
экономического и социального развития внутри субъектных территорий.[7]
Следовательно, на практике осуществляется пропорциональное развитие территорий,
отраслей национального хозяйства и социальной инфраструктуры. Совокупность этих
мероприятий реализуется посредством региональных программ по текущему
содержанию и развитию экономики и социальной сферы нуждающихся территорий.
Бюджетный
фонд позволяет органам власти регулировать расходы на содержание учреждений,
предоставляющих социальные услуги, обеспечивающих государственное содействие
гражданам и бизнесу. Согласимся с научно-практическим мнением, что бюджеты
субъектов РФ являются важнейшими источниками финансирования
социально-экономических программ региона. Органы представительной и
исполнительной власти регионов, мобилизуя денежные средства в бюджетном фонде,
имеют возможность осуществлять развитие приоритетных отраслей промышленности,
агрокомплекса, экологии, транспорта и связи. Эти направления укрепляют позиции
исследуемого публично-правового образования как экономического субъекта.
Значение
бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными
инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика,
направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.[8]
Немаловажным
является процесс сбалансированности экономических интересов. Посредством идущих
через бюджет региона денежных средств осуществляется согласование
общенациональных, региональных, коллективных и индивидуальных экономических
интересов. Финансовая поддержка отраслей, экономически значимых для региона,
региональные программы развития национальных промыслов и предприятий,
индивидуального предпринимательства способствуют развитию общественного
производства, занятости населения, следовательно, укрепляется доходная база
бюджета. Расходы бюджета на воспроизводство рабочей силы и поддержка социально
незащищенных слоев населения региона служат удовлетворению личностных интересов
граждан.
Другими
важнейшими целями региональной финансовой политики, воплощаемой в регионах, в
том числе, и через сбалансированный, правильно финансируемый бюджет субъекта
РФ, являются:
1)
обеспечение
основ бюджетного федерализма в РФ, основанного на едином экономическом
пространстве;
2)
обеспечение
единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
3)
выравнивание
условий социально – экономического и финансового развития регионов;
4)
приоритетное
развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.[9]
Для
реализации задач региональной экономической политики в бюджетной сфере
необходимо обеспечить, прежде всего, следующие условия:
1)
бездефицитность
бюджетов всех субъектов РФ;
2)
законодательное
разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти,
органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного
самоуправления по осуществлению социально – экономической политики,
формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и
использованию налогов и других обязательных платежей;
3)
возможность
при формировании бюджетов определять и учитывать
4)
финансовый
и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
5)
сбалансированность
бюджетов всех уровней;
6)
право,
в пределах собственных финансовых ресурсов, самостоятельного принятия каждым
органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах
использования бюджетных средств;
7)
контроль
за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на
социально – экономическое развитие регионов.
Экономическая
сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют
функции:
1)
формирования
денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных
органов власти;
2)
распределения
и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства;
3)
контроля
за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий,
4)
организаций
и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Характеризуя
роль, региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в
экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют
региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким
негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над
доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении
средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.
Роль
региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает
при наделении органов власти субъектов Федерации соответствующими полномочиями
по формированию и исполнению их бюджетов. Так региональные власти, испытывая
дефицит инструментов бюджетного управления и ресурсов, ориентируются
преимущественно на решение текущих задач и проблем краткосрочного характера. Но
лишь формулирование стратегических целей позволит решить масштабные задачи
стимулирования хозяйственных процессов региона. Поэтому необходимо, расширить
круг полномочий региональных властей в области формирования и использования
бюджетных средств региона.
Глава 2.
Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона
2.1
Региональный бюджет: структура доходной и расходной части
В целях
повышения эффективности процесса формирования бюджета региона целесообразно
применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные
доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена
классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий
бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы,
обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на
поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих
хозяйственных структур.[10]
К бюджету
развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на
совершенствование региональной экономики (в том числе расходы на проведение
строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные
отчисления третьим лицам, отчисления Федерации и субъектам Федерации, доходы от
продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например
получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих
фондов.
Доходы
регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов,
а также за счет безвозмездных перечислений.[11]
В бюджеты
субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов,
перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством,
а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке
бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами
определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и
Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации».
К налоговым
доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных
регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные
бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и
сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и
законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта
федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных
Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В
соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относятся:
-
налог
на имущество;
-
транспортный
налог;
-
налог
на игорный бизнес.[12]
К неналоговым
доходам регионального бюджета относятся:
-
средства,
получаемые от продажи регионального имущества;
-
средства,
получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и
пользование или во временное пользование имущества, находящегося в
собственности региона;
-
средства,
получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных
организациях;
-
средства,
получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности,
под залог, в доверительное управление;
-
плата
за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам,
иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
-
доходы
в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных
товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам
Федерации;
-
часть
прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и
иных обязательных платежей;
-
другие
предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования
имущества, находящегося в региональной собственности;
-
доходы
от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
органов государственной власти субъектов Федерации;
-
плата
за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);
-
платежи
за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за
древесину, отпускаемую на корню(100%).[13]
Бюджетным
кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных перечислений в
виде:
-
финансовой
помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
-
субвенций
из Федерального фонда компенсаций;
-
субвенций
из местных бюджетов бюджетам других уровней;
-
иных
безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы;
-
безвозвратных
и безвозмездных перечислений из бюджетов государственных и территориальных
государственных внебюджетных фондов;
-
безвозвратных
и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных
организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных
пожертвований.[14]
Формирование
расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными
обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ,
международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном
финансовом году.
Следующие
функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов
Федерации:
-
обеспечение
функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов
Федерации;
-
обслуживание
и погашение государственного долга субъектов Федерации;
-
проведение
выборов и референдумов в субъектах Федерации;
-
обеспечение
реализации региональных целевых программ;
-
формирование
государственной собственности субъектов Федерации;
-
осуществление
международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
Страницы: 1, 2, 3
|