Проблемы инвестиционно-строительного комплекса
Оглавление
Введение
1.
Теоретическая часть
2.
Практическая часть
3. Проблемы
и пути их решения
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Одной
из основных задач экономической политики на всех уровнях управления является
выявление отраслей или иных групп предприятий - потенциальных точек роста и
формирование комплекса мероприятий по стимулированию их развития. В качестве
одного из факторов роста региональной экономики часто рассматривается развитие
предприятий строительного комплекса. Для народнохозяйственной системы региона
инвестиционно-строительный комплекс является одним из ключевых элементов. Он
объединяет множество участников для решения основных задач регионального
планирования: удовлетворения потребностей в улучшении уровня жизни населения,
развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, поиска
источников финансирования реализации целей развития территории.
Социально-экономические
преобразования в экономике РФ 1990-х годов затронули все отрасли и комплексы ее
народного хозяйства, в том числе, инвестиционно-строительный комплекс, который
испытал и значительный спад производства, и последующий его бурный рост. Одним
из последствий децентрализации управления, разукрупнения строительного
комплекса и приватизации строительных предприятий, произошедших в этот период,
является отсутствие эффективного среднего звена координирования строительной
деятельности.
В
современных условиях под влиянием таких факторов, как реструктуризация
производства, новейшие технологии в области строительной индустрии, процессы
совершенствования технологической и воспроизводственной структуры инвестиций,
происходит значительное увеличение разнообразия рынка строительного подряда и
отношений его участников. Между тем, именно на региональном уровне
преимущественно реализуется потенциал развития строительного комплекса.
В
этой связи становится актуальной разработка особенностей и проблем
инвестиционно-строительного комплекса именно на региональном уровне.
1.
Теоретическая часть
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС (ИСК) - включает совокупность всех фондообразующих отраслей: проектные
и подрядные организации, отрасли инвестиционного машиностроения, промышленность
строительных материалов и конструкций, поставщиков оборудования и строительных
материалов, предприятия социально-бытовой инфраструктуры. Центральное звено
комплекса - капитальное строительство как отрасль народного хозяйства,
завершающая усилия всех инвестиционных отраслей и превращающая материальные
ресурсы в основные фонды. С позиции системотехники строительства ИСК
представляет собой функциональную систему, создающую основные фонды. Инвестиции
в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.
В процедуре инвестирования можно выделить три этапа:
1)
преобразование ресурсов в капитальные вложения, т.е. трансформация инвестиций в
конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно, этап
инвестирования);
2)
превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, т.е.
трансформация инвестиций в новую потребительскую стоимость;
3)
прирост капитальной стоимости в форме дохода или социальной эффективности.
Чтобы
адекватно реагировать на постоянно возрастающие запросы заказчиков, ИСК должен
обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно
изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки
и принятия решений и т.п. Важно подчеркнуть, что внутренняя гибкость должна
достигаться на основе такой внутриорганизационной координации, при которой
технологические ресурсы комплекса могут быть быстро переведены из одной зоны в
другую.
Другим
не менее важным условиям является ориентации системы хозяйственного управления
на поиск и реализацию новых технологических возможностей для удовлетворения
постоянно растущих запросов потребителей. Не случайно в состав инвестиционной
сферы, помимо капитального строительства, включается инновационная сфера, в
которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал.
Региональный
инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование.
Особенности
реформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первую
очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с
региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным
центром и регионами.
Принято
выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует
инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы
государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом
«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» подразделяются на три блока: правовой, административный и
экономический (таблица 1).
Правительства
развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования
(налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя
на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы
и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке
капиталовложений для различных видов предпринимательства.
В
российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из
важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных
источников и резервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых
источников инвестиций.
Таблица
1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
Приоритеты
и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса
находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. Специалисты
выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной
политики регионов:
-
отсутствие стабильного налогового законодательства;
-
сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития
предпринимательской деятельности;
-
необходимость принятия новых законов об амортизационной политике;
-
остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам.
Определение
места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует
раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного
комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной
экономике.
С
точки зрения управления экономикой страны понятие «строительный комплекс» как
объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не
отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией
вертикали «трест - объединение - главное управление – министерство», что
привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных
организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и
экономическое поведение может осуществляться только опосредованно с
обязательным законодательным обеспечением.
Считается,
что инвестиционно-строительная деятельность реализуется определенной системой
производственных, функциональных и институциональных структур, образующих
инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Инвестиционно-строительный
сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора
«нефинансовых предприятий» и сектора «финансовых учреждений». Помимо
перечисленных, в его состав входят также «сектор государственных учреждений»
(частично) и «сектор домашних хозяйств». Таким образом,
инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов,
строительный комплекс и институциональные структуры.
На
федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как
совокупность производственных, функциональных и институциональных структур.
Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и
экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный
(федеральный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представлен как
совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный
инвестиционно-строительный комплекс характеризуется определенной уникальностью
процессов своего формирования, функционирования и развития.
В
существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного
комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики
и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В
настоящее время управление строительством в России рассматривается не как
иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства,
а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при
регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов
управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной
деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить
государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных
крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением,
накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического
планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер
государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ,
недвижимости.
При
переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на
регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики
инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении
проблемы повышения эффективности.
В
качестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями и
строительством) могут рассматриваться следующие инстанции:
-
органы общего управления инвестиционно-строительной деятельностью:
законодательные органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации,
парламенты субъектов РФ); федеральные органы исполнительной власти и их
территориальные структуры (Правительство РФ и правительства ее субъектов);
судебные органы государства (арбитражные суды);
-
органы непосредственного управления инвестиционно-строительной деятельностью
(Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов,
Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития,
Росстрой);
-
органы опосредованного управления инвестиционно-строительной деятельностью
(Министерство имущественных отношений, Министерство иностранных дел,
Министерство по антимонопольной политике, Министерство промышленности, науки и
технологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры,
Федеральное казначейство и его территориальные структуры, государственные и
региональные внебюджетные фонды и др.);
-
функциональные органы инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные с
участием государства (государственные инвестиционные фонды, государственные
инвестиционные и страховые компании, государственные специализированные
инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).
Происходящие
в инвестиционно-строительной сфере в последние годы процессы отличаются особым
динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой
управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало
реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в
соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2006 г. N 314 «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2006 г. N649
«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Принята система
управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные
министерства - федеральные службы - федеральные агентства (рис. 1). Госстрой
России преобразован в Федеральное агентство по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему
постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 286. Таким
образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно
видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные
агентства являются «низовым» звеном в федеральном эшелоне органов
исполнительной власти.
Рис.1.
Структура государственных органов управления инвестиционно-строительной
деятельностью.
Правительство
РФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью и
строительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляет
формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет
централизованных источников финансирования.
Функции
государственного управления реализуются, как правило, в известных
организационно-правовых формах, в которых компетенция государственных органов
обретает свое предметное содержание. Формы государственного управления - это
отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и
совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государство
достигает поставленных целей. Для преодоления кризиса в
инвестиционно-строительном комплексе следует увеличить значимость
административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль
бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм
конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики
и рекомендаций в области ценообразования.
В
современных условиях при организации процессов регулирования и развития
инвестиционно-строительной деятельности большее внимание, чем прежде, должно
уделяться решению этих вопросов на региональном уровне. Разработка и реализация
инвестиционно-строительных программ должна осуществляться с учетом
общегосударственных интересов, а также с учетом особенностей и потребностей
регионов.
С
точки зрения управления региональный инвестиционно-строительный комплекс
представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и
социальных, организационно связанных между собой элементов. При переходе к
регулируемой рыночной экономике становится неизбежной перестройка как
организационной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса,
так и процессов административного и экономического регулирования его
функционирования и развития со стороны властных структур.
Основными
задачами регулирования инвестиционно-строительной сферы на региональном уровне,
изложенными в работе, являются:
-
создание регулирующей системы регионального инвестиционно-строительного
комплекса;
-
стратегия выхода ИСК из кризиса или стагнации;
-
подготовка проектов законодательно-правовых актов, обеспечивающих правовое
сопровождение регулирующих механизмов в инвестиционно-строительном комплексе;
-
создание отраслевой системы маркетинга;
-
преодоление технической отсталости.
2. Практическая часть
Для
начала, следует рассмотреть состояние всего инвестиционно-строительного
комплекса Южного Федерального Округа.
Решение
актуальных социальных проблем на Юге России связано с современным состоянием и
уровнем развития строительного комплекса.
В
2007 г. в ЮФО введено почти 30 тыс. зданий, их общий строительный объём
составил 28,5 млн. куб. м, а общая площадь - 7,8 млн кв. м по всем видам
объектов. По сравнению 2006 г., когда был достигнут локальный максимум, эти
объёмы несколько снизились (на 2,1; 10,9 и 3,3% соответственно). Из общего
числа построенных зданий более 90% составляют здания жилого назначения.
Если
в целом по объёмам строительных работ территории ЮФО значительно уступают
другим регионам страны, то интенсивность жилищного строительства здесь довольно
высока (таблица 2, приложение 1).
Страницы: 1, 2
|