Упрошенная
декларация
|
Общеустановленный
порядок
|
преимущества
|
недостатки
|
преимущества
|
недостатки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Упрощенный
режим (УД) предусматривает исчисление КПН, социального налога и социальных
отчислений одной суммой
|
Налог
уплачивается от суммы дохода без учета понесенных расходов
|
КПН
уплачивается с налогооблагаемого дохода, то есть с учетом понесенных затрат
|
Декларация
по общеустановленному режиму предусматривает исчисление и уплату только КПН
(ИПН)
|
Ставка
налога 3 % для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
|
Ограничения
по численности работников и предельному доходу
|
Ограничений
по численности работников и доходу нет
|
Ставка
налога установлена фиксированная в размере 30% от налогооблагаемого дохода
|
Нет
необходимости исчисления и уплаты авансовых платежей по КПН
|
УД не
вправе применять ЮЛ, имеющие филиалы, представительства, дочерние организации
ЮЛ, налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в
разных населенных пунктах
|
При работе
по ОП таких ограничений нет
|
Предоставляется
налоговая отчетность и уплачиваются авансовые платежи по КПН
|
|
Есть
возможность корректировки налога в сторону уменьшения в зависимости от
средней заработной платы наемных работников
|
Налоговый
период -
квартал
|
Налоговый
период -
календарный год
|
По ОП
такая корректировка не предусмотрена
|
|
С УД на ОН
переход предусмотрен только при превышении установленной среднесписочной
численности работников и предельного дохода
|
УД сдается
ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
|
Декларация
сдается один раз в год до 31 марта года, следующего за отчетным
|
С ОП на УД
можно перейти только после 2-х лет применения ОП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким
образом, в данном разделе был исследован порядок налогообложения юридических
лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, применяющих
общеустановленный и упрощенный режимы налогообложения.
Казалось
бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы работы по упрощенной декларации,
предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса.
Однако данный механизм не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс.
предприятий, имеющих ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2006 году
упрощенной декларацией воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц.
Предприятия малого и среднего бизнеса, проведя сравнение двух режимов –
общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и
сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший
процент от выручки, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3% от
выручки.
В
настоящее время для предприятий малого и среднего бизнеса основными проблемами
налоговой системы являются трудность оспаривания неправомерных действий
налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки,
жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко
допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый
и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в
разных измерениях, пересекаясь только отчасти. Далее рассмотрим основные
проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.
Недостатки налоговой системы на протяжении ряда лет
занимают лидирующее положение среди проблем, препятствующих развитию малого
предпринимательства в Казахстане. Это свидетельствует либо о недостаточном
внимании к указанной проблеме со стороны соответствующих государственных
структур, либо об отсутствии возможности изменить положение дел в силу
существовавших социально-экономических условий. Однако в течение 2000-2007 гг.
был принят ряд законодательных актов, предусматривающих существенные изменения
в уплате налогов предприятиями малого и среднего бизнеса.
Проранжируем ряд основных проблем налогообложения,
препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Распределение
недостатков налоговой системы, препятствующих работе предпринимателей,
отличается для различных видов деятельности (таблица 7).
Таблица 7
Распределение недостатков налоговой системы,
препятствующих деятельности СМП, по отраслям, в %.
Недостатки налоговой системы, препятствующие деятельности
СМП
|
Отрасль
|
Обрабатывающая промышленность
|
с/х
|
торговля
|
Услуги
|
1 |
2
|
3
|
4
|
5
|
Частые изменения нормативно-законодательных актов |
18,1
|
22,3
|
19,7
|
18,9
|
Завышенные ставки налогов и сборов |
17,3
|
20,8
|
21,8
|
20,7
|
Большое количество налогов и сборов
|
15,1
|
15,3
|
16,2
|
14,3
|
Трудности оспорить действия налоговой службы
|
22,1
|
19,4
|
19,7
|
18,6
|
Недоступность внутренних инструкций
|
9,1
|
12,5
|
9,9
|
11,0
|
Двусмысленность инструкций
|
18,3
|
9,7
|
12,7
|
16,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно приведенным в таблице 7 данным два первых
места занимают такие проблемы, как трудность оспорить действия налоговой службы
и двусмысленность инструкций. Существуют две основные причины создавшегося
положения.
Во-первых, общий низкий уровень знания налогового
законодательства бизнесменами, что приводит не только к нарушениям, но и
формирует у предпринимателей мнение о невозможности выполнения всех требований
налогового законодательства.
Во-вторых, наличие относительно большого количества
подзаконных актов, зачастую регулирующих одну сферу деятельности и действующих
одновременно, а иногда и просто взаимоисключающих друг друга. Некоторые
работники налоговой службы пользуются этим и трактуют положения подзаконных
актов в зависимости от ситуации.
Для сельскохозяйственных предприятий на первом месте
стоят частые изменения нормативно-законодательных актов. В сельской местности
по сравнению с городом затруднен доступ к информации, в связи с чем изменения в
налоговое законодательство поступают с опозданием, особенно в отдаленные
районы. К тому же в селах практически отсутствуют информационно-консалтинговые объекты
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе предоставление
консультаций в области налогообложения. Все эти факторы, безусловно, затрудняют
деятельность сельских предпринимателей, а в ряде случаев становятся серьезным
препятствием для открытия или успешного развития своего бизнеса на селе.
Для сферы торговли и услуг основная проблема
заключается в завышенных ставках налогов и сборов, что связано со спецификой
налогообложения. Однако произошедшее некоторое снижение ставок отдельных налогов
будет способствовать изменению ситуации в лучшую сторону.
Также проблемой для
предприятий малого и среднего бизнеса является то, что основная часть
предпринимателей не имеет достаточно возможностей, знаний и опыта, чтобы
оспаривать действия налоговой службы. В большинстве случаев, выходом из этой
ситуации для бизнесменов является договоренность с сотрудниками налоговой
службы на определенных условиях. Таким образом, острота этой проблемы несколько
снижалась и при оценке недостатков налоговой системы, препятствующих
деятельности малых предприятий, поэтому такой пункт, как трудность оспорить
действия налоговой службы, лидирующего положения не занимал.
Основными причинами возникновения рассматриваемой
проблемы являются:
- недостаточно
высокий уровень образования предпринимателей в области налогового
законодательства, а иногда и практически его отсутствие у начинающих
бизнесменов. Этот факт подвигает определенную часть руководителей малых
предприятий заниматься не изучением действующего законодательства, своих прав,
обязанностей и полномочий налоговых органов, что было бы естественно. А
напротив, искать пути обхода налоговых положений, создавать себе «крышу» в
фискальных органах, «разводить» конфликтные ситуации за определенную плату и
т.п.;
- невысокий
профессиональный уровень подготовки отдельных государственных служащих
налоговых органов, которые не могут дать правильной и полной информации
налогоплательщикам об их действиях в той или иной ситуации;
- «закрытость»
налоговых служб для предпринимателей. Налоговым комитетам необходимо наладить
систему предоставления консультационных услуг для предпринимателей, возможно на
платной основе, а также проводить тематические обучающие семинары и т.п. В
идеале налоговый инспектор должен стать не «вышибалой» денег из
налогоплательщика, а профессиональным консультантом, помогающим предпринимателю
грамотно и без завышения платить причитающиеся налоги;
- недостатки
нормативно-законодательной базы – частые изменения в ней, двусмысленность и
недоступность внутренних инструкций.
Рассматриваемый недостаток налоговой системы, то
есть трудность оспорить действия представителей налоговой службы, является
основным препятствием для работы малых и средних предприятий в области
налогообложения. Но, тем не менее, в последнее время у предпринимателей
появилась возможность отстаивать свои права в споре с налоговыми службами, что
объясняется рядом причин.
Во-первых, предприниматели стали более грамотными.
Они стали активно изучать налоговое законодательство, чтобы отстаивать свои
интересы в споре с налоговыми службами на основании статей действующего
законодательства, а не с помощью подарков и взяток. Повышение этой активности
со стороны бизнесменов столкнуло их с ещё не перестроившейся налоговой
системой, неохотно идущей на изменение методов своей работы.
Во-вторых, определенную роль в этом процессе сыграла
активизация деятельности неправительственных организаций, занимающихся
обучением, консультированием бизнесменов и отстаиванием интересов малых
предприятий в спорах с государственными органами.
В-третьих, данная реформа налоговой службы в
определенной степени ужесточила ответственность налоговиков за получение
взяток, служащие налоговых комитетов стали менее «сговорчивыми», и для
определенной части руководителей малых предприятий, ранее решавших свои
проблемы «по договоренности», отношения с налоговой службой усложнились.
Обострение для предпринимателей такой проблемы, как
трудность оспорить действия налоговой службы, свидетельствует о принципиальном
изменении взаимоотношений малых предприятий с налоговыми органами и в целом
носит положительный характер. Однако для преодоления этого препятствия
необходимо произвести ряд изменений, в первую очередь – в организации работы
налоговой службы, а также создать и расширить инфраструктуру обучения и
консультирования СМП.
В течение
периода с 1995 по 2007 гг. только в Закон РК « О налогах и других обязательных
платежах в бюджет» было внесено 62 изменения и дополнения, что доставило
предпринимателям немало трудностей в работе с налоговыми органами.
В настоящее время продолжается активное изменение
налогового законодательства. Данный недостаток занимает, как и прежде, одно из
лидирующих мест в списке проблем, препятствующих деятельности предприятий
малого и среднего бизнеса.
В новом Налоговом кодексе предусмотрено
законодательное закрепление ограничения на изменение в течение года количества
налоговых и других обязательных платежей в бюджет, ставок и налоговой базы
действующих налогов. Такой шаг, безусловно, упростил отношения субъектов МСБ с
фискальной системой. Однако, если с прежней скоростью и постоянством будут
происходить изменения подзаконных актов, например, регулирующих применение
специального налогового режима, запрет, содержащийся в Налоговом кодексе, не
сможет значительно снизить остроту проблемы.
Таким образом, создание в Казахстане стабильной
законодательной базы будет способствовать постепенному повышению уровня
грамотности руководителей субъектов МСБ, увеличению собираемости налогов,
сокращению фактов коррумпированности налоговой службы и создаст условия для
успешного развития малых и средних предприятий.
Такой недостаток налоговой системы, как завышение
ставки налогов и сборов, свидетельствует о том, что названная проблема
продолжает оставаться острой несмотря на снижение налоговых ставок по отдельным
налогам.
Со временем снижения налоговых ставок прошел
небольшой период времени, и предприниматели еще не в полной мере оценили
последние изменения в налоговом законодательстве. Сейчас же часть руководителей
опрошенных предприятий отвечает на этот вопрос, скорее, по инерции, привыкнув в
течение нескольких лет жаловаться на одни и те же проблемы.
Более подробного анализа заслуживает распределение
налоговой нагрузки в зависимости от вида деятельности малых предприятий. Из
данных, приведенных в таблице 5, видно, что более трети малых производственных
предприятий отчисляет в бюджет от 41 до 60% своего дохода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|