рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рабочая программа по курсу "Иностранные инвестиции"

Однако он не соответствует большинству методологических подходов. В нем не отражен баланс интересов, а инвестиционный климат не связан с инновационным типом развития и экономической устойчивостью. Этот метод игнорирует объективный связи фактора инвестиций с другими ресурсными факторами развития хозяйственных систем.

Факторный подход заключается в составлении укрупненных групп, складывающихся из близких по смыслу показателей и называемых факторами.

5.5 Структура инвестиционного климата региона. Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск региона

Инвестиционный климат региона представляет собой сочетание инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, которое формирует платежеспособный спрос на инвестиции.

Инвестиционная активность представляет собой интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. Инвестиционная активность может быть фактической, в том числе текущей (т.е. за последний отчетный период), и прогнозной.

Инвестиционная привлекательность определяется как система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данный регион.

Инвестиционную привлекательность можно определить как взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

Инвестиционный потенциал – совокупность условий, факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов. Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) представляет собой сумму объективных предпосылок для инвестиций.

Инвестиционный потенциал оценивается, например журналом «Эксперт», на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства, в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрение ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.

5.6 Методология сравнительной (рейтинговой) оценки инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) региона

Задачами оценки инвестиционной привлекательности региона являются:

1) определение социально-экономического развития региона;

2) установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций в регион;

3) разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности региона.

Рейтинг инвестиционной привлекательности - это взаимосвязанная оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала.

Ведущие позиции по оценке инвестиционного климата в регионах России занимает рейтинговое агентство «Эксперт». Рейтинговое агентство «Эксперт» формирует информативную картину в плоскости риск-потенциал регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес развивать.

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, который принят за единицу. Значение рейтинга «1» по риску получает регион, имеющий наименьший риск. Общий показатель риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов риска, величина весов которых определяется методом экспертных оценок. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, что позволяет установить соотношение рисков в разных регионах.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов. Интегральный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение удельного веса каждого региона в России по показателям, относящимся к каждому виду (составляющим) потенциала. Значение рейтинга «1» получает регион, имеющий наибольший потенциал.

5.7 Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2005-2006 гг.

Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2005-2006 гг. продемонстрировал три основных процесса: рост интенсивности перегруппировки регионов между рейтинговыми категориями, рост дифференциации регионов по уровню интегрального риска и возобновление процесса концентрации совокупного инвестиционного потенциала в ведущих регионах.

Мобильность регионов возросла многократно. Если в прошлые годы рейтинговые категории меняли единичные регионы, то на этот раз процесс перегруппировки затронул сразу 18 регионов. По сравнению с предыдущим рейтингом три из них перешли в более высокую категорию инвестиционного потенциала, а четыре - улучшили категорию инвестиционного риска. Одновременно в категории с более высоким инвестиционным риском перешли семь регионов, а Ленинградская область и Чувашская республика перешли в категорию с более низким инвестиционным потенциалом. Амурская область улучшила свое положение в рейтинге как по потенциалу, так и по риску. Псковская область одновременно со снижением рейтинговой категории потенциала перешла в лучшую категорию по риску.

Одна из важнейших причин изменения позиций заключается в том, что большая часть регионов уже реализовала те возможности, которые были заложены их доперестроечным развитием или «очищающим» эффектом кризиса 1998 г. Показательна и вместе с тем парадоксальна тенденция снижения категории потенциала Ленинградской области, вышедшей из группы «полюсов роста». В области за последние годы был реализован целый ряд крупных инвестиционных проектов. В результате были задействованы практически все свободные трудовые ресурсы и подготовленные инвестиционные площадки. Дальнейшее развитие в том же темпе теперь крайне затруднительно. В подобной же ситуации до этого оказались Новгородская, Ярославская и еще рад областей. Благодаря активной инвестиционной политике они почти полностью сумели реализовать свой достаточно ограниченный потенциал. Теперь же они нуждаются в новых импульсах роста, переходу к новому этапу экономического развития.

Тема 6. Межгосударственное регулирование иностранных инвестиций

6.1 Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций

Важное значение с точки зрения создания благоприятного инвестиционного климата имеет заключение двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Они фиксируют ключевые принципы, стандарты и нормы двустороннего инвестиционного сотрудничества, обусловливающие для подписавших их стран стабильный режим осуществления инвестиций.

СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов 20-ого века, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада (Великобританией, Германией, Канадой, Италией и др.). Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. В следующем, 1990 г. двусторонние аналогичные договоры СССР заключил еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрией, Испанией, Швейцарией, Южной Кореей), а также с Китаем и Турцией. Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами.

Российская Федерация участвует в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным в Минске 12 декабря 1991 г., Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключенным СССР.

6.2 Международное двойное налогообложение. Принцип резидентства и принцип территориальности

Принцип резидентства и принцип территориальности являются базовыми понятиями для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира.

Согласно принципу резидентства все доходы хозяйствующего субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются подоходными налогами в стране, в которой физическое или юридическое лицо является резидентом. Статус резидента устанавливается законодательством.

В соответствии с принципом территориальности, реализующим налоговый суверенитет каждого государства, все доходы, полученные на данной территории, подлежат налогообложению в юрисдикции их образования. При распределении таких доходов в пользу реципиентов, находящихся в иностранном государстве, взимаются специальные налоги на репатриацию прибыли.

Действие примерного механизма, когда один и тот же доход может подпадать под налогообложение несколько и более раз, следующее. Вариант первый: доход, извлекаемый из источника в одной стране и полученный лицом, обладающим постоянным местом пребывания в другой стране, может облагаться налогом в обеих странах одновременно. Вариант второй: физическое лицо, если законодательство двух стран использует разные критерии определения статуса резидента, может оказаться резидентом и того государства, и другого для уплаты подоходного налога в одном и том же году и подпасть по всему объему своего дохода под бремя налогообложения.

Данная проблема не возникала бы, если бы все страны использовали в своих налоговых законодательствах только принцип резидентства. Но ни одно государство практически не может отказаться полностью от использования принципа территориальности, т.е. не может не облагать источник дохода, составляющего базу налогообложения, в связи с нахождением на его территории.

6.3 Международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Методы устранения двойного налогообложения

Понятие двойного налогообложения можно выразить следующим образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух государствах и более за один и тот же период. Двойное налогообложение вызвано тем, что порядок определения налогооблагаемой базы и правила определения облагаемого дохода (предпринимательских прибылей, процентов, роялти, дивидендов и др.) в разных странах существенно различаются.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства. В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить, прежде всего, из положений международных договоров в области налогообложения.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

6.4 Механизм устранения международного двойного налогообложения доходов в РФ

Инструментами механизма устранения международного двойного налогообложения доходов в Российской Федерации являются система налогообложения иностранных организаций и система зачета иностранного налога.

Российская модель механизма устранения международного двойного налогообложения, в основном, соответствует международным принципам. На внутригосударственном уровне в России применяется принцип резидентства в сочетании с принципом территориальности при налогообложении нерезидентных организаций; установлена особая система налогообложения доходов нерезидентов; устранение двойного налогообложения российских организаций достигается методом зачета иностранного налога; предусмотрены отдельные меры противодействия избежанию налогообложения (регулирование трансфертного ценообразования, правило тонкой капитализации).

Важным элементом механизма устранения международного двойного налогообложения в Российской Федерации является система зачета иностранного налога, которая установлена отдельными положениями главы 25 НК РФ. Проблема международного двойного налогообложения российских организаций при использовании принципа резидентства решается путем предоставления иностранного налогового зачета по налогам, уплаченным за рубежом. При этом законодательство ограничивает налоговый зачет суммой налога, подлежащего уплате с иностранных доходов в Российской Федерации.

6.5 Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне

Инвестиционное регулирование на международном уровне подразделяется на:

1) региональное - соглашения, заключаемые в рамках региональных интеграционных образований (Европейский Союз, Североамериканская зона свободной торговли, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, Южноамериканский общий рынок и т.д.);

2) многостороннее - соглашения, заключаемые в рамках международных организаций (Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, группа Всемирного банка и т.д.).

В последние десятилетия 20 века государства на региональном уровне разработали и приняли серию соглашений, связанных с вопросами регулирования иностранных инвестиций.

На Европейском континенте важную роль в сфере регулирования иностранных инвестиций играют Европейская многосторонняя конвенция о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. Римским договором об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) был провозглашен принцип свободы движения капиталов и предусмотрены меры по устранению препятствий движению капиталов.

Созданию международно-правовой базы для либерализации иностранных инвестиций на региональном уровне способствует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 21 июня 1976 г. государства-члены этой региональной организации одобрили Декларацию о транснациональных корпорациях, которая рассматривает иностранные инвестиции и деятельность ТНК в едином контексте, предусматривает предоставление национального режима для предприятий с иностранным капиталом, содержит рекомендации по руководству деятельностью ТНК. Под эгидой ОЭСР разработаны и приняты Кодекс либерализации движения капитала и Кодекс либерализации текущих «невидимых» операций.

В развитии регулирования иностранных инвестиций на региональном уровне особое место занимает Кодекс либерализации движения капитала 1961 г., который закрепил «принцип прозрачности границ». Это объясняется тем, что он является обязательным для участников и содержит важные обязательства государств: не введение новых ограничений на движения инвестиций; предупреждение о необходимости применения ограничительных мер только по соображениям безопасности и др.; установление перечня операций с инвестициями, подлежащими либерализации. Согласно ст. 1 Кодекса, государства-участники закрепили обязательство последовательно устранять все препятствия и ограничения свободному перемещению капиталов, согласились предоставить национальный режим нерезидента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.