рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов

Внешние факторы обусловили необходимость повышения устойчивости национальной экономики, а конкретнее - совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания государственных услуг, улучшения энергетической, транспортной и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятного климата для предпринимательской деятельности, повышения эффективности бюджетных расходов.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, и, соответственно подкорректировал бюджетные приоритеты.

Как видно из вышеизложенного, изменения в бюджете страны происходили из-за объективных факторов. Но даже самая последняя редакция этого закона не даёт точного представления о фактических расходах, так как даже в ней объемы расходования представлены как план с учетом изменений всех показателей на данную дату. Так в редакции от 02.12.2009 общий объем расходов значился в размере 9 845,2 млрд. руб., а в федеральном законе № 255-ФЗ "Об исполнении бюджета за 2009 год" - 9 660,1 млрд. руб. Необходимо отметить, что в проекте закона о бюджете он равнялся 9024,7 млрд. руб.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2009 год составило 9 660 061,0 млн. руб. (97,2% к уточненной росписи и 98,1% к законодательно утвержденному объему расходов).[26]

Законодательство не дает определения фактических расходов федерального бюджета. Правильно будет утверждать, что это расходы, которые были осуществлены федеральным бюджетом за определенный период времени (в данном случае им является 2009 год).

Так как утвержденный отчет о расходах в законе "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год" равен объему исполненных кассовых расходов федерального бюджета, то можно утверждать, что информация о кассовых расходах есть информация о фактических расходах бюджета.

Исходя из экономического содержания наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета 2009 года занимали расходы на безвозмездное перечисление бюджетам - 37,9%; контрактуемые расходы - 25,1% (поступление нефинансовых активов - 14,0%; оплата работ, услуг - 11,1%); расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда - 17,6 %.

Наибольший объем кассового исполнения расходов приходился на IV квартал. Это в основном вызвано осуществлением окончательных расчетов по контрактам и договорам, а также направлением средств на реализацию антикризисных мероприятий.

Так, например, Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительству РФ было предоставлено право направлять бюджетные ассигнования, предусмотренные на повышение капитализации банковских кредитных организаций, на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения, а также других мер социальной политики. В результате этого в декабре 2009 года были произведены расходы на реализацию антикризисных мероприятий в сумме 86 895,3 млн. руб.

В общем объеме расходов федерального бюджета можно выделить расходы на обслуживание государственного долга РФ (процентные расходы), которые составили в 2009 году 176 155,2 млн. руб. (1,8%), и непроцентные расходы - 9 483 905,8 млн. руб. (98,2%).

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга РФ был утвержден в сумме 196 760,5 млн. руб. Кассовое же исполнение данных расходов составило 176 155,2 млн. руб., или 86,9% от уточненной бюджетной росписи (документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета), при этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ составили 90 175,6 млн. руб., на обслуживание внешнего долга - 85 979,6 млн. руб.

Исходя из федерального закона о бюджете, объем бюджетных ассигнований на непроцентные расходы в 2009 году составили 9 648 457,1 млн. руб., или 98,0% от общего объема бюджетных ассигнований на 2009 год. В соответствии с уточненной росписью - 9 734 824,1 млн. руб.

Фактически данные расходы составили 9 483 905,8 млн. руб. (97,4% от уточненной росписи по непроцентным расходам).

Среди фактических непроцентных расходов бюджета за 2009 год наибольший удельный вес имели межбюджетные трансферты (37,9%), расходы на национальную экономику (17,4%), национальную оборону (12,5%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (10,6%) (см. приложение 3).

Если рассматривать исполнение фактических расходов по разделам в 2009 году относительно ассигнований, запланированных в законопроекте о бюджете на 2009 год, то можно увидеть, что по некоторым разделам фактические расходы значительно превышают размер запланированных ассигнований, а по другим разделам все в точности наоборот. Так кассовые расходы оказались меньше запланированных ассигнований в таких разделах как: "Общегосударственные вопросы" (на 398915,6 млн. руб.), "Охрана окружающей среды" (на 764,2 млн. руб.), "Культура, кинематография, средства массовой информации" (на 2061,8 млн. руб.), "Здравоохранение, физическая культура и спорт" (1682,2 млн. руб.) (см. приложение 2). Данное явление может быть объяснено тем, что в течение года менялась как экономическая обстановка в стране и мире, так и отдельные показатели, влияющие на величину расходов бюджета.

Важно отметить, что доля кассового исполнения бюджета в некоторых разделах и подразделах также сложилась меньше, чем ассигнования, предусмотренные федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" с учетом последних редакций.

Так, например, низкое исполнение кассовых расходов по разделу "Национальная экономика" вызвано многими факторами, среди которых можно отметить такие как: низкий уровень кассового исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ, так как оплата проектных и строительно-монтажных работ произведена за фактически выполненные исполнителем работы на основании актов выполненных работ; неполное использование бюджетных средств по инвестициям в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, в связи с длительностью проведения конкурсных процедур и заключения контрактов по подразделу "Лесное хозяйство"; по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" связано с отсутствием заключений Главгосэкспертизы РФ на строительство объектов авиатранспортной инфраструктуры и т.д.

В федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 51 Федеральной целевой программы на сумму 903 766,4 млн. руб. Важно отметить, что законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований на их реализацию по сравнению с первоначальным объемом уменьшен на 257 375,4 млн. руб., что составило 22,2 %.


Изменение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП характеризуется следующими данными: (млн. руб.)

Бюджетные ассигнования, утвержденные ФЗ от:

Изменения, внесенные по основаниям, установленным:

Уточненная роспись

24.11.2008 № 204-ФЗ

03.10.2009 № 230-ФЗ

Всего

В том числе:

Бюджетным кодексом РФ

Федеральным законом о федеральном бюджете

1 161 141,8

903 766,4

 (-) 71 629,0

 (+) 29 118,6

 (-) 100 747,6

832 137,4


Фактические расходы на реализацию ФЦП за 2009 год составили 818 696,6 млн. руб., или 90,6% от законодательно установленного объема и 98,4% от уточненной росписи.

Низкий уровень кассового исполнения расходов приходился на следующие ФЦП:

·                   "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" (71,5%);

·                   "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" (72,0%);

·                   "Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005 - 2010 годы)" (75,5%);

·                   "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)" (80,2%) и др.

Для обеспечения реализации задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ и Бюджетном послании, начиная с 2006 года предусматриваются ассигнования на реализацию приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье" и "Образование", направленных на решение вопросов, связанных с повышением качества образования, улучшением здоровья населения, обеспечением граждан доступным и комфортным жильем.

Объем данных бюджетных ассигнований, предусмотренный в 2009 году составляет 396 892,3 млн. руб., в том числе: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 239 931,8 млн. руб., "Здоровье" - 127 696,3 млн. руб., "Образование" - 29 264,2 млн. руб.

Кассовое исполнение расходов по этим проектам характеризуется следующими данными: "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - 239 204,1 млн. руб. или 99,7% от уточненной бюджетной росписи; Приоритетный национальный проект "Здоровье" - 126 686,6 млн. руб. или 99,2% от уточненной росписи; "Образование" - 28 897,9 млн. руб. или 98,7% от уточненной росписи.

Обобщим вышесказанное. В течение 2009 года в федеральном бюджете РФ 7 раз вносились поправки. Расходы бюджета тоже претерпевали изменения. Мировой финансовый и экономический кризис внес свои корректировки в приоритеты бюджетных расходов. Он серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, которые были незаметны при благоприятной экономической конъюнктуре.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2009 год составило 9 660 061,0 млн. руб. (97,2% к уточненной росписи и 98,1% к законодательно утвержденному объему расходов).

Исходя из экономического содержания наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимали расходы на безвозмездное перечисление бюджетам; контрактуемые расходы; расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда.

В 2009 году сохранилась динамика постепенного сокращения в общем объеме расходов, направляемых на обслуживание государственного долга РФ при росте доли непроцентных расходов.

Наибольшая доля кассовых расходов приходится на такие разделы как: "Межбюджетные трансферты", "Национальная экономика", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность".

Объем ассигнований, запланированный федеральным бюджетом на финансирование федеральных целевых программ в конечном счете уменьшился на 22,%. Кассовое исполнение расходов по ним составило 818 696,6 млн. руб.

Фактические расходы на финансирование приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Здоровье" и "Образование" не охватило весь объем уточненной бюджетной росписи.

 

2.3 Приоритетный национальный проект "Здоровье" в бюджете 2009 года


Инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом расходов государственного бюджета.[27] Среди них необходимо выделить такие направления, как: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Формой реализации такого направления как здравоохранение является приоритетный национальный проект "Здоровье".

Целями данного проекта являются:

1)                Укрепление здоровья населения РФ, снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности;

2)                Повышение доступности и качества медицинской помощи;

3)                Укрепление условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

4)                Развитие профилактической направленности здравоохранения;

5)                Удовлетворение потребности населения в качественной медицинской помощи.

Начиная с 2009 года предусмотрена реализация новых направлений национального проекта: подпрограмм "Туберкулез" и "Онкология" Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", строительство медицинских центров по оказанию медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии, совершенствование организации онкологической помощи населению, формирование здорового образа жизни у населения РФ, проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации.

Объем ассигнований, первоначально предусмотренный федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы" равнялся 132 812,8 млн. руб., но в редакции от 3 октября 2009 года он снизился до 120 854,1 млн. руб.

Внесением изменений в сводную бюджетную роспись бюджетные ассигнования на 2009 год увеличены на 6 842,2 млн. руб., в том числе:

·                   4 641,6 млн. руб. как перераспределение бюджетных ассигнований с 2008 года на 2009 год, передача полномочий между главными распорядителями;

·                   2 200,6 млн. руб. - финансовое обеспечение государственного задания на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи.[28]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.