прикладные научные исследования в области
национальной обороны;
другие вопросы в области национальной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная
деятельность:
органы прокуратуры;
органы внутренних дел;
внутренние войска;
органы юстиции;
система исполнения наказаний;
органы безопасности;
органы пограничной службы;
органы по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ;
защита населения и территории от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
обеспечение пожарной безопасности;
миграционная политика;
модернизация внутренних войск, войск гражданской
обороны, а также правоохранительных и иных органов;
прикладные научные исследования в области
национальной безопасности и правоохранительной деятельности;
другие вопросы в области национальной безопасности и
правоохранительной деятельности;
4) национальная экономика:
общеэкономические вопросы;
топливно-энергетический комплекс;
исследование и использование космического
пространства;
воспроизводство минерально-сырьевой базы;
сельское хозяйство и рыболовство;
водные ресурсы;
лесное хозяйство;
транспорт;
дорожное хозяйство;
связь и информатика;
прикладные научные исследования в области
национальной экономики;
другие вопросы в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство;
благоустройство;
прикладные научные исследования в области
жилищно-коммунального хозяйства;
другие вопросы в области жилищно-коммунального
хозяйства;
6) охрана окружающей среды:
экологический контроль;
сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;
охрана объектов растительного и животного мира и
среды их обитания;
прикладные научные исследования в области охраны
окружающей среды;
другие вопросы в области охраны окружающей среды;
7) образование:
дошкольное образование;
общее образование;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации;
высшее и послевузовское профессиональное
образование;
молодежная политика и оздоровление детей;
прикладные научные исследования в области
образования;
другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография, средства массовой
информации:
культура;
кинематография;
телевидение и радиовещание;
периодическая печать и издательства;
прикладные научные исследования в области культуры,
кинематографии, средств массовой информации;
другие вопросы в области культуры, кинематографии,
средств массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт:
стационарная медицинская помощь;
амбулаторная помощь;
медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;
скорая медицинская помощь;
санаторно-оздоровительная помощь;
заготовка, переработка, хранение и обеспечение
безопасности донорской крови и ее компонентов;
санитарно-эпидемиологическое благополучие;
физическая культура и спорт;
прикладные научные исследования в области
здравоохранения, физической культуры и спорта;
другие вопросы в области здравоохранения, физической
культуры и спорта;
10) социальная политика:
пенсионное обеспечение;
социальное обслуживание населения;
социальное обеспечение населения;
охрана семьи и детства;
прикладные научные исследования в области социальной
политики;
другие вопросы в области социальной политики;
11) межбюджетные трансферты:
дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований;
субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований (межбюджетные субсидии);
субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований;
иные межбюджетные трансферты;
межбюджетные трансферты бюджетам государственных
внебюджетных фондов.
Целевые статьи и виды расходов федерального бюджета
формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению
за счет средств федерального бюджета. [Бюджетный кодекс Российской федерации от
31 мая 1998 г. №145-ФЗ. (последняя редакция Федерального закона от 26.04.2007
№63-ФЗ, вступившая в действие от 01.01.2008).]
Глава 2. Анализ расходов
федерального бюджета РФ за последние годы
В настоящее время хорошо
то, что государство провозглашает приоритеты. Раньше, во всяком случае, такой
определенности не было. Сложилась и подходящая форма их выражения – бюджетные
послания Президента РФ. И нынешний год стал не исключением. Более того, в связи
с переходом к трехлетнему бюджетному планированию обозначение приоритетов на
среднесрочную перспективу стало настоятельной необходимостью. С обнародованием
Бюджетного послания Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010
гг. стало ясно, на чем собирается сконцентрироваться государство в ближайшие
годы. [И.А. Николаев, Бюджетные расходы до 2010 года // Финансовые и
бухгалтерские консультации» - 2007.- №5.-с.4]
В Приложении 1 и в Приложение 2 я
представила два проекта расходов федерального бюджета на 2007 год и на 2008
год. [Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» Приложение № 8,
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»
Приложение №10]
Федеральный бюджет на
2007 год представлен по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей, а на 2008
год в сумме 5 781 044 997,2 тыс. рублей, из этого наглядно видно, что на 2008
год расходов федерального бюджета предполагается на 217565097,2 тыс. рублей
больше чем в предыдущем году.
Расходы на
общегосударственные вопросы 2008 года увеличились на 20580573,7 тыс. руб. или
на 2,5% по сравнению с 2007 годом, и важно заметить, что расходы на прикладные
научные исследования в области общегосударственных вопросов составляют на 72 %
больше чем в 2007 г.
Расходы на национальную
оборону в 2008 г. значительно уменьшились по сравнению с 2007 г на 61%, так как
в проект бюджета не были включены некоторые статьи расходов, это расходы на
мобилизационную и вневойсковую подготовку, на подготовку и участие в
обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности,
ядерно-оружейный комплекс. Расходы на вооруженные силы в 2008 г. на 41 % меньше
чем было запланировано на 2007 год.
Начиная с 1993 года, в
расходной части бюджета России появился раздел "Национальная
оборона", который до этого присутствовал в общесоюзном бюджете.
В рассматриваемый период
расходы на национальную оборону составляли:
·
1994 год - 40626
млрд. рублей;
·
1995 год - 48577
млрд. рублей;
·
1996 год -
80185,1 млрд. рублей;
·
1997 год -
104317,5 млрд. рублей;
·
1998 год - 81765
млн. рублей;
·
1999 год -
93702,4 млн. рублей;
·
2000 год - 209445
млн. рублей;
·
2001 год -
214687,7 млн. рублей;
·
2002 год -
284157,8 млн. рублей;
·
2003 год -
344525,3 млн. рублей;
·
2004 год - 413700
млн. рублей;
·
2005 год -
531133,4 млн. рублей;
·
2006 год -
667257,4 млн. рублей;
·
2007 год - 822035
млн. рублей.
Как видно из приведенных
данных, до 1998 года (до дефолта) расходы на национальную оборону находились
приблизительно на одном уровне с учетом некоторых колебаний то в сторону
увеличения, то в сторону уменьшения. В результате дефолта 1998 года эти расходы
в 1999 году составили свой минимум. Но затем начался их ежегодный рост и в 2007
году военные расходы составили наибольшую величину за все годы существования
Российской Федерации.
Ядерно-оружейный комплекс
1994-2007 гг.
·
1994 год - 873600
млн. руб.
·
1995 год -
1016635,0 млн. руб.
·
1996 год -
1512457,3 млн. руб.
·
1997 год -
2094957,3 млн. руб.
·
1998 год -
2095000,0 тыс. руб.
·
1999 год -
1932700,0 тыс. руб.
·
2000 год - 3453181,3
тыс. руб.
·
2001 год -
6330000,0 тыс. руб.
·
2002 год -
13990000,0 тыс. руб.
·
2003 год -
13010000,0 тыс. руб.
·
2004 год -
5615900,0 тыс. руб.
·
2005 год -
8693100,0 тыс. руб.
·
2006 год -
11429600,0 тыс. руб.
·
2007 год -
12098530,0 тыс. руб.
Анализ этих цифр
показывает, что за прошедшие годы расходы на ядерно-оружейный комплекс часто от
года к году менялись в довольно сильной степени, как менялись расходы по самому
разделу "Национальная оборона", и расходы федерального бюджета в целом.
Так, например, в 2004 году произошло резкое снижение уровня затрат на
ядерно-оружейный комплекс (они составили 44,9% от уровня 2003 года).
Можно сказать, что в
течение 1994-1997 годов расходы на военную программу постепенно росли. Спад
этих расходов начался в 1998 году, что связано с дефолтом и достигли своего
минимума в 1999 году, бюджет на который принимался в условиях, когда
последствия этого события еще продолжали развиваться. Резкий, более чем в два
раза, рост этих расходов произошел в 2002 году, а затем в 2004 году снова
резкий спад более чем в два раза. На 2006 год предусмотрен рост расходов на
ядерно-оружейный комплекс по сравнению с 2005 годом более чем на 30%. Однако в
отличие от расходов на национальную оборону в целом нельзя сказать о тенденции
их роста за последние годы.
Теперь рассмотрим, какую
долю расходы по рассматриваемому подразделу составляли по годам в процентах от
общих расходов на национальную оборону: [П.Б. Ромашкин, кандидат технических
наук, Советник Российской Федерации I класса - Анализ федеральных бюджетов
Российской Федерации по разделу расходов "Национальная оборона" подраздел
"Ядерно-оружейный комплекс]
Годы
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
%
|
2,17
|
2,93
|
1,81
|
2,01
|
2,56
|
2,00
|
1,65
|
2,95
|
4,90
|
5,90
|
1,35
|
1,64
|
2,11
|
2,47
|
Расходы на национальную
безопасность и правоохранительную деятельность в 2008 г. уменьшились на 27% по сравнению с предыдущим 2007 годом.
Расходы на национальную
экономику в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 41% .
Положительным в
законопроекте является то, что рост расходов федерального бюджета на
обеспечение деятельности природоресурсного комплекса составил примерно в 1,23
раза по сравнению с 2006 годом.
На выполнение задач по
обеспечению сохранности, воспроизводства и неистощимого использования лесных
ресурсов предусмотрены средства на 2007 год по подразделу "Лесное
хозяйство" раздела "Национальная экономика" функциональной
классификации расходов Российской Федерации в объеме 7 716,4 млн. руб., что
значительно меньше на 35%, чем было предусмотрено в 2006 году, и на 5% чем
предусмотрено в 2008 году.
Финансирование расходов по
разделу "Национальная экономика" подразделу "Воспроизводство
минерально-сырьевой базы" в 2007 году составило в объеме 20651,6 млн.
рублей или ростом по сравнению с 2006 годом на 3 406,8 млн. рублей. Комитет в
своих предложениях к проектировкам федерального бюджета в 2007 году высказывал
пожелания о выделении средств на геологическое изучение недр и воспроизводство
минерально-сырьевой базы не ниже уровня 18 710 млн. рублей. Таким образом, были
учтены пожелания Комитета по данному подразделу.
Финансирование
осуществляется в соответствии с Долгосрочной программой изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и
воспроизводства минерального сырья на период до 2020 года. За 15 лет в ГРР
предполагается вложить 255 млрд. рублей бюджетных средств, при этом
предполагается на 1 рубль бюджетных средств придется около 10 рублей внебюджетных
инвестиций. Эффективность ГРР составит 70-100 рублей на 1 рубль затрат. В
проекте бюджета заложено финансирование на сумму 20651,6 млн. рублей. Таким
образом, в 2007 году соблюден запланированный уровень выделения средств на
воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Страницы: 1, 2, 3
|