рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Расходы федерального бюджета на социальную политику

Среднесрочная стратегия социальной защиты в России должна поддерживать реформы и экономический рост: стратегия должна предусматривать защиту от риска потери доходов (предотвращение и смягчение бедности), а также способствовать эффективному функционированию рынков труда и таким образом содействовать процессу реструктуризации предприятий. Поскольку возможности увеличения объема средств для целей социальной защиты ограничены, задача заключается в определении оптимального способа использования существующих ресурсов путем рационализации/закрытия программ, адресного предоставления пособий наиболее нуждающимся группам населения, а также использования полученной таким образом экономии для увеличения размера пособий до более реального уровня.

В этих условиях программа социальной защиты, способствующая перестройке и росту экономики, должна быть направлена на решение следующих задач.

Совершенствование программ пособий по безработице/выходных пособий. В то время как возможности для увеличения пособий по безработице – даже фиксированных – ограничены, новая программа пособий может сочетаться с программами выходных пособий, финансируемыми из бюджета, и предусматривать выплату работникам единовременных пособий в случае реорганизации или закрытия предприятия. Разработка простого в административном отношении пакета мер адекватной компенсации может оказаться полезной для ускорения реальной реструктуризации предприятий. Вместе с тем совершенно очевидно, что объем компенсационных выплат, сопряженных с крупной программой реструктуризации и приватизации предприятия, превышает возможности региональных бюджетов. Следовательно, есть все основания для федерального правительства вмешаться и предложить привлекательный пакет мер региональным руководителям, поддерживающим реформы. Помимо этих подходов, которые должны иметь широкое применение в масштабах страны, могут потребоваться специальные меры вмешательства в тех ситуациях, когда преобразования направлены на преодоление серьезных структурных диспропорций, например, в экономически отсталых районах, в случае градообразующих предприятий, в ходе перестройки районов Севера и т.п.

Хотя активные программы рынка труда (профессиональное обучение, содействие в поиске работы) часто считаются важным фактором, облегчающим смену работы, к ним следует относиться с осторожностью, поскольку результаты мирового опыта таких программ в лучшем случае неоднозначны. При разработке активных программ занятости в России (включая содействие в поиске работы и организацию обучения) следует учитывать результаты анализа рынка труда на региональном и местном уровнях, которые отражают изменение условий спроса и предложения.

Кроме того, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов (в большинстве регионов финансовые ресурсы не позволяют обеспечить дополнительную поддержку сверх выплаты пособий), правительству придется определить оптимальное соотношение расходов на выплату пособий, развитие институтов рынка труда и активные программы. Таким образом, следует внимательно изучить действующие программы и предусмотреть внутренние механизмы оценки в новых программах и при внесении изменений в существующие.

Малые предприятия служат важными источниками занятости в странах с развитой экономикой, и именно развитию малого предпринимательства должно уделяться особое внимание в стратегии рынка труда, направленной на развитие предпринимательства, увеличение занятости и использование ресурсов на более продуктивные виды деятельности. В настоящее время основной объем такой деятельности, возможно, осуществляется в негосударственном секторе. Хотя это и необязательно является нежелательным явлением на ранних этапах переходного периода, доля негосударственного сектора в России особенно велика и продолжает расти. На этом фоне отчетливо проявляются проблемы предпринимательства в организованном секторе экономики, включая громоздкость нормативно-правового регулирования, высокие налоги и отсутствие доступа к капиталу и консультационным услугам для предпринимательства.


4. Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2009 года


Социальная политика направлена на реализацию конкретных социальных функций государства. Расходы государства на ее обеспечение могут осуществляться за счет; средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов, связанных иностранных кредитов, личных сбережений граждан и т.д.

Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Становление России как социально-ориентированного государства предлагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы.

Проанализируем структуру расходов федерального бюджета на социальную политику в 2005-2007 гг., используя таблицу 1.


Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2005-2007 гг.

Наименование

2005

2006

2007

млн. рублей

в %% к общему объему расходов

млн. рублей

в %% к общему объему расходов

млн. рублей

в %% к общему объему расходов

Всего

3 047 929,3

100,0

4 270 114,7

100,0

5 463 479,9

100,0

Социальная политика

167360,9329

5,5

205 253,3

4,8

215 565,8

3,9

Пенсионное обеспечение

118944,6843

3,9

145 430,5

3,4

164 886,0

3,0

Социальное обслуживание населения

2248,0809

0,1

3 102,6

0,1

3 651,0

0,1

Социальное обеспечение населения

39278,6

1,3

51 101,2

1,2

40 890,2

0,7

Борьба с беспризорностью, опека, попечительство

303,8

0,010

166,3

0,004

238,5

0,004

Прикладные научные исследования в области социальной политики

75,108

0,002

124,3

0,003

136,7

0,003

Другие вопросы в области социальной политики

6510,6597

0,2

5 328,5

0,1

5 763,4

0,1


Можно отметить, что за период с 2005 по 2007 г. наблюдается увеличение расходов на социальную политику. Отрицательным моментом является снижение удельного веса по каждой из статей социальной политики.

Анализ структуры расходов федерального бюджета на социальную политику в 2008-2009 гг., а также прогноз на 2010 год проведем, используя таблицу 2.


Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2008-2010 гг.

Наименование

2008

2009

2010 проект

млн. руб.

в % к ВВП

в % к общему объему расходов

млн. руб.

в % к ВВП

в % к общему объему расходов

млн. руб.

в %к ВВП

в % к общему объему расходов

Всего

6 500 253,5

18,6

100,0

7 177 955,9

20,6

100,0

7 598 817,2

21,8

100,0

Социальная политика

275 086,8

0,8

4,2

339 984,4

1,0

4,7

375 027,1

1,1

4,9

Пенсионное обеспечение

218 715,9

0,6

3,4

275 309,7

0,8

3,8

299 258,6

0,9

3,9

Социальное обслуживание населения

3 996,5

0,01

0,06

4 318,2

0,01

0,1

4 723,6

0,01

0,1

Социальное обеспечение населения

50 523,6

0,14

0,78

58 461,5

0,2

0,8

69 170,0

0,2

0,9

Борьба с беспризорностью, опека, попечительство

241,7

0,001

0,004

245,1

0,0007

0,0034

253,5

0,0007

0,0033

Прикладные научные исследования в области социальной политики

142,8

0,0004

0,002

143,7

0,0004

0,0020

142,3

0,0004

0,0019

Другие вопросы в области социальной политики

1 466,2

0,004

0,023

1 506,2

0,0043

0,0210

1 479,0

0,0042

0,0195

 

Положительной тенденцией является увеличение, как количественного выражения, так и процентного значения по всем статьям расходов по разделу «Социальная политика» в 2008-2009 гг. Следует отметить, что в 2010 году прогнозируется та же тенденция увеличения расходов на социальную политику.

 

5. Практическая часть: Особенности структуры социальных расходов по бюджету Белгородской области


Динамику бюджетных показателей консолидированного бюджета Белгородской области проанализируем, используя данные таблиц 3 и 4.


Таблица 3

Динамика доходов консолидированного бюджета Белгородской области за 2004-2008 гг.

Годы

Итого доходов

Собственные доходы

Безвозмездные и безвозвратные перечисления

Всего, тыс. руб.

Темп роста (%)

Всего, тыс. руб.

Темп роста (%)

2004

10512655

8897978

-

1614677

-

2005

18657238

15282224

171,7

3375014

209,0

2006

21175440

16872961

110,4

4302479

127,5

2007

31788907

24597758

145,8

7191149

167,1

2008

43995625

36030294

146,5

7965331

110,8


Таблица 4

Динамика расходов консолидированного бюджета Белгородской области за 2004-2008 гг.

Годы

Расходы

Дефицит (-) профицит (+)


Всего, тыс. руб.

Темп роста (%)

Всего, тыс. руб.

Темп роста (%)

2004

9820196

-

692459

-

2005

18351158

186,9

306080

44,2

2006

23276788

126,8

-2101348

-

2007

34770801

149,4

-2981894

-

2008

48543248

139,6

-4547623

-


Данные таблиц 1,2 свидетельствуют, что в течение 2004-2005 года консолидированный бюджет Белгородской области имел профицит денежных средств, а, начиная с 2006 года, Законы об областном бюджете Белгородской области основываются на формировании бюджета с дефицитом денежных средств.

Охарактеризуем объем расходов регионального бюджета, направляемых на финансирование социальной политики в 2005 – 2008 годах, используя данные таблицы 5.


Таблица 5

Объем финансирования социальной политики из регионального бюджета в 2005-2008 гг.

Индикаторы реализации

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

тыс. руб.

уд. вес.

тыс. руб.

уд. вес.

тыс. руб.

уд. вес.

тыс. руб.

уд. вес.

Всего

18351158

100

23276788

100

34770801

100

48543248

100

Социальная политика, в т.ч.

742947

4,05

481208

2,06

706379

2,03

787940

1,62

Пенсионное обеспечение

5474

0,03

6692

0,03

9560

0,03

12080

0,02

Социальное обслуживание населения

174899

0,95

218506

0,94

256554

0,74

328490

0,68

Социальное обеспечение населения

339042

1,85

86841

0,37

392826

1,13

386495

0,80

Борьба с беспризорностью, опека, попечительство

0

0,00

30

0,00013

230

0,0007

250

0,0005

Другие вопросы в области социальной политики

223532

1,22

169139

0,73

47209

0,14

60625

0,12


Как видно из таблицы 3, расходы на социальную политику имеют скачкообразную тенденцию. В 2006 году наблюдается резкое снижение данного показателя за счет снижения расходов на социальное обеспечение населения. Уровень 2005 года достигнут только в 2008 году. Положительной тенденцией является увеличение пенсионного обеспечения с 5474 тыс.руб. в 2005 году до 12080 тыс. руб. в 2008 году.

Наблюдается увеличение как количественной, так и процентной величины данного показателя к концу 2008 года. Это является положительной тенденцией, отвечающей основным направлениям бюджетной политики как области, так и государства в целом.

Заключение


В процессе выполнения работы был сделан ряд выводов.

Законодательную основу расходов бюджета на социальную политику составляют положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов «О федеральном бюджете», постановления и распоряжения Правительства РФ, региональные законы, нормативные документы ведомственного характера.

В работе выявлены состав направлений финансирования из государственного бюджета по разделу «Социальная политика», нормативная база порядка получения социальных услуг и выплат, а также проблемы социальной защиты и способы их минимизации.

Проанализирована структура расходов федерального бюджета на социальную политику, а также тенденции бюджетного финансирования данного направления. Положительной тенденцией является увеличение, как количественного выражения, так и процентного значения по всем статьям расходов по разделу «Социальная политика» в 2005-2009 гг. Следует отметить, что в 2010 году прогнозируется та же тенденция увеличения расходов на социальную политику.

Проведен анализ расходов консолидированного бюджета белгородской области, а также анализ расходной части в области социальной политики.


Список использованной литературы


1.       Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Ось-89, 2006.

2.       О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

3.       О Федеральном бюджете на 2007 год : Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

4.       О Федеральном бюджете на 2006 год : Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

5.       О Федеральном бюджете на 2005 год : Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

6.       О Федеральном бюджете на 2004 год : Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ // ЭБД «КонсультантПлюс».

7.       Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) : Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р // СЗ РФ. – 2006. – № 5. – Ст. 589.

8.       Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // РГ. – 2007. – 27 мая.

9.       Об областном бюджете на 2009 год : Закон Белгородской области от 4 декабря 2008 г. № 267 // ЭБД «КонсультантПлюс».

10.   Об областном бюджете на 2008 год : Закон Белгородской области от 3 декабря 2007 г. № 169 // ЭБД «КонсультантПлюс».

11.   Об областном бюджете на 2007 год : Закон Белгородской области от 29 декабря 2006 г. № 91 // ЭБД «КонсультантПлюс».

12.   Об областном бюджете на 2006 год : Закон Белгородской области от 19 декабря 2005 г. № 108 // ЭБД «КонсультантПлюс».

13.   Об областном бюджете на 2005 год : Закон Белгородской области от 20 декабря 2004 г. № 157 // ЭБД «КонсультантПлюс».

14.   http://www.prime-tass.ru/

15.   http://www.budgetrf.ru/Publications/

16.   http://atlas.socpol.ru/overviews/


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.