Расходы федерального, регионального и местных бюджетов: состав, структура, особенности
Тема:
«Расходы федерального,
регионального и местных бюджетов: состав, структура, особенности»
Содержание
Введение
1. Состав и структура
расходов
2. Методология планирования
и финансирования расходов
3. Разграничение расходных
полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти
субъектов Федерации, местным самоуправлением
4. Расходы Федерального
бюджета
5. Расходы бюджетов
субъектов Федерации
6. Расходы местных бюджетов
Заключение
Список литературы
Введение
В
современной экономической системе государство выполняет ряд
общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая
государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку.
Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет
налогов и других видов
доходов, на финансирование программ расходов. Расходы государства затрагивают
интересы каждого гражданина, в демократических странах они привлекает к себе
широкое общественное внимание, и являются предметом активной дискуссии.
Предприятия, организации, граждане являются налогоплательщиками, они участвуют
в финансировании доходной части бюджета и поэтому
заинтересованы в том, чтобы государство эффективно распоряжалось финансовыми
ресурсами. В развитых странах мира большое внимание уделяется развитию
общественного контроля за формированием и исполнением программ расходов.
Бюджетные расходы можно определить как “процесс
выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в
соответствии с законами о бюджетах на
соответствующий финансовый год” (см. Бабич А.М., Павлова Л.Н.
Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 1999. - с. 115).
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В
соответствии с ним расходы бюджета – это денежные
средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и
местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).
Расходы
бюджета — это не просто денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. Это
экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым
регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных
для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Разумные
объемы и структура государственных расходов — это один из достаточно мощных
рычагов влияния на экономику.
Права и
обязанности соответствующих органов власти, связанные с реализацией этих
экономических отношений, называются расходными полномочиями.
Каждый
уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей
компетенции осуществляет следующие функции:
- определяет
требования к объему, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и
финансовые нормативы, уровень и структуру расходов (т. е. осуществляет
нормативное вое регулирование бюджетных расходов);
-
обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;
-
осуществляет финансирование (организацию, производство) общественных услуг
(собственных или переданных ему расходных полномочий).
Формирование
расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в
соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законом, иным
нормативным правовым актом, договором или соглашением с обязанностями
публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Федерации,
муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения
предоставлять физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому
образованию, субъекту международного права средства из соответствующего
бюджета.
Бюджетные
обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в
соответствующем финансовом году.
Существуют
определенные требования экономического характера к определению структуры
бюджетных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная
услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального
характера.
В расходах
бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса:
разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием
материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а
также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы
(обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность) и формирование
денежных средств, необходимых для оказания государственных услуг социального
характера (текущие функционирование органов государственной власти, органов
местного самоуправления, бюджетных учреждений, государственная поддержка другим
бюджетам и т.д.)
Формируя ту
или иную форму бюджетных расходов, Правительство РФ ориентируется на выбранные
им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты
формулируются в программах социально-экономического развития страны на
перспективу и в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному
собранию РФ. Распределение же расходных полномочий по уровням бюджетной системы
определяется на законодательном уровне, оно зафиксировано в Бюджетном кодексе
РФ. В этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются
каждым уровнем бюджетов, а также виды расходов, финансирование которых
осуществляется ими совместно.
По взаимному
согласию органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации и местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться
из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей
доходных источников или иных финансовых средств.
Средства
бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ,
выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих
лет. Перечень и объем финансирования программ, принимаемых к финансированию из
бюджета, утверждаются в качестве приложения к бюджету.
В законе
(решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем
бюджетных средств условия финансирования бюджетных расходов, предусмотренных
законом (решением) о бюджете.
Если
получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом
(решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель
соответствующего органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа
местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить
блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий.
Для
эффективного функционирования бюджетной системы государственной власти особое
значение имеет правильное, с наибольшей отдачей расходование как федерального
бюджета, так и бюджетов территорий.
Нельзя не
отметить и такую важную проблему, от которой напрямую зависит эффективность
расходной бюджетной политики в целом, как рационализация системы разграничения
расходных полномочий по уровням бюджетной системы.
1.
Состав
и структура расходов
Бюджетный
кодекс РФ (ст. 69) устанавливает, что предоставление бюджетных средств
осуществляется в форме бюджетных ассигнований.
Бюджетные
ассигнования – это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в
соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Они могут
предоставляться на следующие цели:
- оказание
государственных (муниципальных) услуг, в том числе на оплату государственных
(муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных (муниципальных) нужд;
- социальное
обеспечение населения;
-
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися
государственными (муниципальными) учреждениями;
-
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий
государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
-
предоставление межбюджетных трансфертов;
-
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам
международного права;
-
обслуживание государственного (муниципального) долга;
- исполнение
судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Федерации,
муниципальным образованиям за возмещение вреда, причиненному гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц
этих органов.
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы —
финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В
зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных
расходов:
·
Государственное
и муниципальное управление
·
Национальная
оборона
·
Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности
·
Осуществление
международной деятельности
·
Поддержка
отраслей сферы материального производства
·
Фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу
·
Содержание
учреждений социальной сферы и социальная защита населения
·
Охрана
окружающей природной среды и природных ресурсов
·
Обслуживание
и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных
органов власти
2.
Методология
планирования и финансирования расходов
Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются
бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное
планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
• программно-целевой,
• нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном
планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными
целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и
социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует
соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов
финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и
целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень
эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного
планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют
разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических,
социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в
перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение (.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и
проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и
финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные
показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т.
д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании
мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются
численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном
при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении
смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или
подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения
социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в
бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной
платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе которых лежат средние статистические
величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности
общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных
расходов и т. д.).
Основным
принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в
полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми
результатами государственной политики. До недавнего времени финансирование
государственных и муниципальных обязательств учитывалось исходя из правовых
актов о бюджете на очередной год, что являлось предельным горизонтом
планирования, и как следствие, на позволяло в достаточной степени эффективно
управлять долговременными расходами.
Действующее
бюджетное законодательство предусматривает, что расходные обязательства –
обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или
соглашением обязанности по расходованию средств соответствующего бюджета –
должны упорядочиваться посредством ведения органами государственной власти и
органами местного самоуправления реестров расходных обязательств. Под реестром
расходных обязательств (ст. 87 БК РФ) понимается перечень законов, иных
нормативных правовых актов, обусловливающих обязательства и правовые основания
с указанием соответствующих положений законов с оценкой объемов бюджетных
ассигнований, необходимых для исполнения обязательств.
Финансовое
обеспечение выполнения обязательств осуществляется за счет средств федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
бюджетов субъектов Федерации и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно
Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, местной администрацией (Годин А.М., Горегляд
В.П. Бюджетная система Российской Федерации. М.-2009- с. 156).
Новым
инструментом бюджетного финансирования является государственный (муниципальный)
социальный заказ. Под этим понимается совокупность размещаемых на конкурсной
основе договоров, заключаемых между государственным (муниципальным) заказчиком
и поставщиком, по условиям которых заказчик обязуется оплачивать социальные,
образовательные, культурные, медицинские и другие социально значимые виды
услуг, оказываемые поставщиком населению на бесплатной или частично платной для
потребителей этих услуг основе.
Страницы: 1, 2
|