Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь
на каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с
классификацией их по определенным группам: от брака; по производствам, не
давшим продукции; от снижения качества продукции; от невостребованной
продукции; от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта; от неполного
использования производственной мощности предприятия; от простоев рабочей силы,
средств труда, предметов труда и денежных ресурсов; от перерасхода ресурсов на
единицу продукции по сравнению с установленными нормами; от порчи и недостачи
материалов и готовой продукции; от списания не полностью амортизированных
основных средств; от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;
от списания невостребованной дебиторской задолженности; от просроченной
дебиторской задолженности; от привлечения невыгодных источников финансирования;
от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства; от
стихийных бедствий и т.д.
В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг
бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу,
материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной
платы, подбора и расстановки персонала, систему управления качеством продукции,
рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др [1.
с. 147-153].
1.2
Методика разработки бизнес-плана
Цели и задачи бизнес-плана
Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение
инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение
стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире
бизнеса. При этом предусматривается постановка следующих стратегических и
тактических задач: 1) организационно-управленческая и финансово-экономическая
оценка сегодняшнего состояния предприятия; 2) выявление потенциальных
возможностей предпринимательской деятельности предприятия с акцентированием
внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах; 3) формирование
инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.
Бизнес-план при решении этих многофакторных задач позволяет
достичь следующих результатов: обоснования экономической целесообразности
направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов); расчета ожидаемых
финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли,
доходов на вложенные средства; определения намечаемого источника финансирования
реализации выбранной стратегии; подбора персонала, который способен реализовать
данный план.
Процесс бизнес-планирования — это последовательное изложение системы
реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых,
могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и
инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных
денег, во-вторых, аргументирование убедить инвестора или партнера в выгодности
данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь от
вложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска [3. с. 612-630].
По объему, полноте изложения фактов, документально подтвержденных
и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть трех видов.
1. Полный, содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие
материалы, всю «кухню» получения тех или иных результатов. Такой бизнес-план (с
вариантами и поисковыми рассуждениями) должен храниться у руководителя фирмы и
предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц — самым серьезным
участникам бизнеса, например инвестору, банкиру.
2. Достаточный, т.е. содержащий все разделы бизнес-плана
(компьютерные версии) по предлагаемому варианту и не обязательно включающий
подробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер
относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия [4 с. 58-67].
3. В виде резюме, т.е. представляющий собой краткие выводы по
каждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчетов (может быть
приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до
четырех страниц текста «с ответами без решений», имеет значение некоей
«визитной карточки» или даже рекламы самой фирмы либо разрабатываемой продукции
(проекта, программы, услуги).
Процесс бизнес-планирования выявляет необходимые звенья (элементы)
правовой и финансовой обеспеченности для превращения экономического замысла в
материальное воплощение.
Ключевыми моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана)
являются: обоснование необходимости выпуска продукции (услуг); обоснование
возможности выпуска продукции (услуг); выявление потенциальные потребителей;
определение конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках;
определение своего сегмента рынка; достижение показателей различных видов
эффективности; обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи;
выявление возможных источников финансирования.
Таким образом, бизнес-план в общем виде предполагает изложение
системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта, определение
степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятий, предвидение рисков
предпринимательской деятельности, конкретизацию перспективы бизнеса в виде
системы количественных и качественных показателей, развитие перспективного
взгляда на организацию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта
планирования.
Подавляющее большинство новых предприятий создаются для
производства продукции или оказания услуг, которые уже существуют и которые
производятся другими предприятиями. Но если продукция или услуги уникальны,
основаны на каком-либо изобретении, новшестве, ноу-хау или замечательны по
каким-то другим причинам, безусловно, имеет смысл воспользоваться этой
уникальностью. Такая уникальность — чрезвычайно ценное качество, которое,
однако, мимолетно и привлекает массу последователей и подражателей, если
приносит прибыль. Поэтому предпринимателю или фирме следует держать свое
новшество и свой бизнес-план в тайне, иначе они могут столкнуться с конкуренцией
там, где совсем не ожидали этого [3. с. 612-630].
Успех в бизнесе приходит к тому, кто идет на поводу рыночных
потребностей, умеет их угадывать и удовлетворять. Только в небольшой части
бизнеса преимущество (зачастую ошеломляющее) достигается благодаря
превосходству принципиально нового продукта или новой технологии, в результате
чего возникает новая потребность или даже новый рынок. Такие достижения на
слуху вокруг них много рекламной шумихи. Большинство же предпринимательских
действий — в производстве, торговле, обслуживании — весьма обыденны, и успех в
них не носит такого взрывного характера. Поэтому не полагайтесь на превосходные
качества своего продукта или услуги. Ориентируйтесь на удовлетворение
имеющегося рынка и сложившихся потребностей [1. с. 147-153].
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в
нашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы
(табл. 1.).
Таблица 1. Состав разделов бизнес-плана и их цели
Наименование
раздела
|
Состав
раздела
|
Цель
|
1
|
2
|
3
|
Резюме
|
Результаты
и выводы бизнес-плана — предполагаемого проекта. Новизна производства.
Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке,
затратах, прибыли. Срок возврата кредитов
|
Объективная
оценка продукции, деятельности фирмы. Анализ объема продаж и затрат. Оценка
риска, прибыли
|
Исходные
данные и характеристика
|
Функциональные
особенности, местоположение, условия использования территории
|
Основание
для анализа и расчетов
|
Прогноз
конъюнктуры рынка
|
Современное
состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере
|
Прогноз
коммерческой деятельности привлекаемых фирм
|
Стратегия
маркетинга
|
Маркетинговая
ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители.
Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции.
Ценообразование. Ценовые показатели
|
Анализ
состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности
рекламы. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей
|
Конкуренция
|
Потенциальные
конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей,
основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их
продукции, политики цен конкурентов
|
Сравнительный
анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели,
стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон
|
Товар
(услуга)
|
Описание
продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров
конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на
производство, организацию сервиса
|
Оценка
потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и
затрат на производство продукции
|
Определение
затрат
|
Единовременные
и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением
по источникам финансирования
|
Объемы и
структура затрат по видам, источникам и направлениям
|
План
производства
|
Производственный
процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке.
Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий
(по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые
ресурсы. Затраты на производство продукции
|
Оценка
состояния дел по всем пунктам плана производства
|
Организация
работ и финансирования
|
Блоки и
этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и
источники финансирования. Определение величины и источников получения средств.
Обоснование полного возврата средств и получения доходов
|
Блок-схема
организации работ (последовательность) и финансирование по периодам
организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ
платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений
|
Рынок сбыта
|
Положение
дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура
|
Оценка
положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных
потребителей, рыночной конъюнктуры
|
Определение
доходов
|
Виды производства,
себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения,
получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса
инфляции
|
Оценка
объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п.
|
Финансовый
план
|
Прогноз
объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и
расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения
безубыточности
|
Финансовый
анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и
поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление
внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения
|
Формирование
потока чистых средств
|
План и
структура управления (например, недвижимостью на данной территории),
источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.
|
Баланс
финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов
|
Оценка
экономической, коммерческой и социальной эффективности
|
Расчетные
показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность
инвестиций, точка безубыточности проекта и др.
|
Оценка
экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций
|
Страхование
коммерческого риска
|
Типы риска,
условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых
технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа
страхования и внешнего страхования от рисков
|
Анализ
рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и
комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск
механизма предотвращения риска, форм и условий страхования
|
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
- уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требования
муниципальных органов;
- проводится анализ исходных материалов — ситуационного плана, показателей
технического состояния зданий, проектного предложения строительства или
реконструкции, социальных условий и демографического состава населения и др. [6
с. 315-324];
- рассматриваются размеры потерь, связанных со сносом фондов,
компенсационными выплатами, предоставлением жилищного фонда переселяемым
жителям, а также упущенной выгодой при досрочном прекращении аренды
муниципальных объектов коммерческими структурами;
- формируется инвестиционная программа проектного предложения
развития территории (или отдельных зданий) с анализом возможных альтернатив;
- определяются формы и условия реализации проектного предложения;
- прогнозируются условия производства продукции (услуг)
предприятиями, формируемыми на данной территории, получение ими прибыли, а также
финансовые поступления в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
- определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной
эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической
результативности;
- разрабатывается стратегия маркетинга;
- формируется план финансирования и организации функционирования
объекта;
- определяются условия, формы, сроки проектирования и
строительства объекта;
- уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
- подготавливается резюме, где в концентрированном виде излагаются
основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, его
преимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, их
структура по источникам финансирования, размеры и сроки поступления в городской
бюджет и внебюджетный фонд.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|