Размеры доплат и надбавок стимулирующего характера (за
работу, не входящую в круг основных обязанностей работника) в пределах средств,
направляемых на оплату труда, определяются учреждением самостоятельно. Размеры
доплат и надбавок работникам максимальными размерами не ограничиваются и
определяются в зависимости от дополнительного объема работ, выполняемого ими.
Распределение надбавок и доплат стимулирующего характера
производится согласно перечня дополнительных надбавок за сложность, напряженность
и высокое качество работы, составленного на основании Распоряжения
Правительства от 09.06.92г. №1037-р.
Основанием для планирования образовательным учреждением
средств на надбавки стимулирующего характера является вышеуказанное
распоряжение, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25%
фонда оплаты труда.
Поэтому для удобства планирования расходов на оплату
труда для ДОУ установлено следующее процентное соотношение:
- тарифного фонда (фонда на оплату труда работников по
штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных)
выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных);
- надтарифного (дополнительного) фонда на установление
надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее
сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а
также на оплату дополнительных видов работ.
На основании Приказа Министерства образования №375 от
4.06.90г. в ДОУ предусмотрен премиальный фонд в размере 2 % от фонда оплаты
труда.
Средняя заработная плата работников ДОУ за 2004г.
составила 863 руб., за 2005г. - 1779 руб., за 2006г. составила 2183 руб., это
почти в три раза ниже средней заработной платы по городу. Такая большая разница
в оплате труда работников бюджетного учреждения и заработной плате в других
отраслях заставляет руководителя искать способы привлечения дополнительных
финансовых средств. Одним из источников, с помощью которого возможно повышение
материального положения сотрудников, является оказание платных дополнительных
услуг.
2.3 Виды источников финансирования
Основным источником финансирования учебной и
хозяйственной деятельности, социального развития коллектива учреждения и оплаты
труда его работников служат средства местного бюджета, выделяемые по нормативам
в расчете на одного ребенка, согласно годовой смете, и родительская плата (рис.2.1.).
Структура и величина учитываемых нормативом затрат
должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат:
а) на образование, воспитание, подготовку кадров;
б) на формирование средств на оплату труда, создание
необходимой системы стимулирования трудового коллектива.
Для финансирования учреждения в качестве расчетной
единицы принимается показатель среднегодового контингента: один ребенок.
Предельная сумма родительской платы, получаемой от
семьи, не должна превышать 20 % стоимости содержания ребенка, для многодетных
семей - 10%. Кроме этого для различных категорий семей действует ряд льгот,
согласно которым родительская плата значительно снижена. Суммы выделяемых ДОУ
бюджетных ассигнований определяются на основе государственных и местных
нормативов финансирования. Эти нормативы представляют собой укрупненные
показатели, включающие всю совокупность расходов на одного ребенка.
В связи с отсутствием в бюджете средств на нормальное
удовлетворение потребностей образовательных учреждений федеральные нормативы до
сих пор не приняты. Помимо основных источников финансирования выделяют
дополнительные, значение которых в обеспечении жизнедеятельности учреждения
возрастает с каждым годом (табл.2.3).
Таблица 2.3
Структура показателей финансирования ДОУ №29 «Аленушка»
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
|
Поступило средств, тыс.руб.
|
Удельный вес, %
|
Поступило средств, тыс.руб.
|
Удельный вес, %
|
Поступило средств, тыс.руб.
|
Удельный вес, %
|
1. Поступило средств, всего
|
2285,0
|
100
|
2690,8
|
100
|
3262,4
|
100
|
2.Бюджетные ассигнования
|
2067,5
|
90,5
|
2400,3
|
89,2
|
2623,6
|
80,4
|
3. Родительская плата
|
217,5
|
9,5
|
286,5
|
10,7
|
509,0
|
15,6
|
4.Доходы от внебюджетной деятельности
|
-
|
|
-
|
-
|
114,8
|
3,5
|
5.Благотворительные средства
|
-
|
|
4,0
|
0,1
|
15,0
|
0,5
|
По данным таблицы 2.3 можно сделать вывод, что большая
часть затрат на содержание ДОУ финансируется из средств местного бюджета. В
2005г. средства местного бюджета составили 90,5%, а доля родительской платы -
9,5 %, несмотря на то, что средства родителей должны покрывать 15-20% затрат на
содержание детей в ДОУ, из других источников средства не поступали. В 2006г.
доля бюджетных средств в общей структуре финансовых средств уменьшилась по
сравнению с 2005г. на 1,3% и составила 89,2% от общей суммы финансирования,
доля родительской платы составила 10,7%.
В 2007г. бюджетные ассигнования составили 80,4%, доля
родительской платы составила 15,6%, доходы от внебюджетной деятельности - 3,5%,
благотворительные средства - 0,5%. При росте затрат на содержание детей на
30,5% в 2007г. по сравнению с 2006г., размер родительской платы увеличился на
70%.
Привлечение дополнительных источников финансирования -
особое направление работы учреждения, и в первую очередь его руководителя,
успешность которой определяется уровнем компетентности и профессионализма
руководителя, его способностью устанавливать контакты с другими людьми.
2.4 Основные экономические показатели
Основой для изучения экономических показателей работы
дошкольного учреждения служит статистическая и бухгалтерская отчетность, а
также другая бухгалтерская документация.
Экономические показатели собираются по итогам года,
квартала. Основными показателями для определения объема расходов по содержанию
дошкольного образовательного учреждения являются следующие показатели:
а) комплектование (количество групп в дошкольном
учреждении);
б) число детей (различают списочное число детей
(количество всех детей, зачисленных в ДОУ) и среднесписочное число детей,
которые каждый день в течение определенного периода посещают детский сад, при
планировании бюджета используют также показатель - среднегодовое число детей
(то есть среднесписочное в течение года);
в) дни функционирования (число дней пребывания одного
ребенка в дошкольном учреждении);
г) количество дето-дней (отражает суммарное количество
дней, проведенных каждым ребенком в ДОУ).
Три последних показателя тесно связаны между собой:
изменение одного обязательно вызовет изменение других. Это видно из формулы (1)
расчета дето – дней:
КДД = Д*Чд, (1)
где Д – число детей; Чд – число дней функционирования.
По типовому проекту детский сад рассчитан на 12 групп. В
связи с уменьшением контингента воспитанников в 1992г. помещение одной группы
было реконструировано под музыкальный зал. В 1993г. еще одна группа перестала
функционировать, была переоборудована в комнату для занятий по ИЗО
деятельности.
С 1997г. в ДОУ функционирует 10 групп. В 2006г. ДОУ
посещало 215 детей. Имеются следующие группы:
- 3 ясельные группы для детей от 1.5 до 3-х лет
- 2 младшие для детей от 3-х до 4-х лет;
- 2 средние для детей в возрасте 4-5 лет;
- 2 старшие группы для детей в возрасте 5-6 лет;
- 1 подготовительная для детей 6-7 лет.
В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих,
одиноких матерей, инвалидов 1 и 2 групп, а также дети, отцы которых находятся
на действительной службе в Вооруженных силах, дети военнослужащих, уволенных с
военной службы, дети безработных, вынужденных переселенцев, студентов.
ДОУ предоставляет дополнительные льготы по приему детей,
установленные органами местного самоуправления, Учредителем. В 2006г. 50%
льгота по родительской плате была предоставлена пяти семьям.
Показатели по комплектованию ДОУ №29 «Аленушка» с 1977
по 2006 годы приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Комплектование ДОУ №29 «Аленушка»
Наименование показателя
|
1977-1992 гг.
|
1992-2000 гг.
|
2002-2003 гг.
|
2003-2004 гг.
|
2004-2006 гг.
|
Количество групп, всего
|
12
|
10
|
10
|
10
|
10
|
в т.ч. ясельных
|
4
|
3
|
3
|
3
|
3
|
дошкольных
|
8
|
7
|
7
|
7
|
7
|
Количество мест
|
300
|
210
|
217
|
215
|
215
|
Количество групп и число детей относятся к показателям
производственной деятельности ДОУ. С 1993г. в ДОУ функционирует 10 групп. За
годы реформ произошло уменьшение числа детей, посещающих ДОУ. Это связано с
ростом безработицы, и особенно среди женщин, со снижением реальных доходов
населения и ростом бедности. В таких условиях семье часто не под силу
оплачивать услуги ДОУ. Если до 1999г. родители, не работающие в бюджетной сфере
должны были возмещать затраты на содержание детей полностью, то в 1999г.
Постановлением главы местного самоуправления был установлен единый размер
родительской платы за содержание детей, в результате чего большее количество
родителей смогли отдать своих детей в детский сад. Другая причина уменьшения количества
детей, особенно до 3-х лет, посещающих дошкольное учреждение, - снижение
рождаемости. Анализ выполнения плана по штатам и контингенту проводится путем
сопоставления фактических данных по отчету с показателями, утвержденными по
смете (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Анализ выполнения плана по штатам и контингенту по ДОУ №29
|
2004г.
|
2005г.
|
2006г.
|
|
план
|
факт
|
%
|
план
|
факт
|
%
|
план
|
факт
|
%
|
Количество групп, ед.
|
10
|
10
|
100
|
10
|
10
|
100
|
10
|
10
|
100
|
Число детей, чел.
|
210
|
217
|
103
|
217
|
215
|
99
|
215
|
206
|
96
|
в т.ч. детей ясельного возраста, чел.
|
50
|
52
|
104
|
52
|
55
|
106
|
55
|
58
|
105
|
Число детей освобожденных от платы, чел.
|
х
|
-
|
|
х
|
-
|
|
х
|
5 –50%
|
|
Число дней посещения детьми, дето-дней
|
33694
|
36691
|
109
|
33457
|
37532
|
112
|
36233
|
32200
|
89
|
Число штатных единиц на конец отчетного периода, ед.
|
77
|
77.25
|
100,3
|
77,25
|
78,75
|
102
|
78,75
|
80,5
|
102
|
Среднегодовое число штатных единиц
|
77
|
78
|
101
|
78
|
77.5
|
99
|
77.5
|
79
|
102
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|